Тайны. Рассказ по мотивам романа Долг платежом кра
Рассказ.
Нина по жизни всегда была практиком. Но у бабушки в двенадцать лет она научилась гадать на картах, и верила, что в случайности выпавших на стол мастей и знаковых фигур заложен обязательно какой-то смысл.
Когда выходила замуж в двадцать лет за своего однокурсника, при выходе из калитки дома, внезапно на ровном месте сломался тонкий каблук шикарных шпилек, которые привезли ей специально к свадьбе из Москвы. Гости сразу зашептали, что это не к добру. Брак будет неудачный. Как в воду глядели. Осталась после окончания пединститута с двумя малышками и без мужа. Их жизненный корабль, по словам Маяковского, «разбился о быт».
Постепенно стала верить в сновидения. Вернее, в их возможность сбываться, когда увидела, например, ночью, как вытаскивала из мутной воды на удочке оскаленные пасти хищных рыб, которые водились миллионы лет назад, - кистеперых. И эти рыбы ползли за ней во сне по песку.
Заболела гриппом и с осложнением попала в пульмонологическое отделение областной клинической больницы.
Самым страшным оказался сон, когда старательно намывала полы тряпкой и грязной водой из ведра в каком-то неизвестном огромном зале. И через неделю умерла любимая бабушка.
Подумала, что где-то глубоко в подкорке мозга остался, по всей вероятности, переданный через гены через тысячелетия страх погибнуть при ловле рыбы, а может быть, крокодилов или китов.
Но каждый новый кошмарный сон заставлял утром уже по привычке выполнять несложный ритуал: звонить подруге или матери и немедленно пересказывать сон, зажигать свечу и читать вслух «Отче наш», лить из крана воду, повторяя: «Куда вода - туда беда! Уходи беда прочь!»
Потом купила сборник Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», но там было столько мути, что стала обходиться расшифровкой своих снов в Интернете, выбирая самый благоприятный исход из десятка предложенных вариантов.
И тут внезапное извещение о необходимости вступления в наследство, оставленное двоюродной тетей после смерти полгода назад в Санкт-Петербурге. Единственный сын Ирины Александровны, Константин, погиб в горах Австрии. Он был художником. И встреча с его картинами заставила Нину заняться расшифровкой таинственных загадок, заключенных в их содержании.
*****************
Друг Константина, историк Денис Иванович, живущий во Франции и преподающий там в университете, предложил выставить по периметру комнаты все картина, но Нина его остановила.
Уже первая большая картина смутила и взволновала ее: на мощенной грубыми камнями узкой площади какого-то средневекового замка, на фоне мрачных крепостных стен, прикрученная веревками к гладко обструганному вкопанному столбу, извивалась в страданиях и мольбах молодая женщина.
Вся одежда была порвана и измазана кровью, белоснежная грудь с заметными следами побоев была бессовестно обнажена. Распущенные по плечам светлые волосы струились до обрывков юбки на обнаженных бедрах. На измазанном сажей лице захлебывался в крике разорванный рот, и вырывались из орбит безумные от страха белые глаза. А вокруг, как стая страшных ворон, толпились довольные, сытые мужчины в черных монашеских одеждах.
Нина отшатнулась, зажмурилась, закрыла глаза ладонью. Пронзительные черные и серые краски затопили своей страшной правдой все кругом, кроме кусочка ясного неба в бездонной безопасной вышине.
- Кто эта женщина? – прошептала Нина. – За что ее так наказывают?
- Не знаю. И в свое время, когда я спросил Константина, он ответил:
- Это дама моего сердца! И она неразлучна со мной каждую ночь!
- Ты, знаешь, Ниночка, все сюжеты других картин тоже связаны с этой прекрасной неизвестной девушкой из времен Средневековья. Вот она в образе юной пастушки, карабкающейся по отвесному склону в обществе коз, и так великолепна на фоне величественных гор, с огромным корявым дубом на переднем плане, - Денис Иванович выставил из запасника сразу две картины.
- И вот она снова. Посмотри!
На самом краю площадки каменной башни средневекового замка застыла в нерешительности на секунду фигурка молодой женщины в дорогом одеянии. Она протягивает руки с мольбой к небу.
- Понимаешь, Ниночка, Константин какую-то тайну унес с собой, прикрываясь в жизни рассуждениями об идеях реинкарнации, так испугавших его мать, Ирину Александровну. И мне свою тайну не доверил. Иногда он казался мне глубоко несчастным человеком, а иногда – наоборот, светился буквально от счастья!
- А как тебе вот эта картина?
Большой мольберт с незаконченной картиной юной девушки в длинном холщовом сарафане на берегу незнакомой степной речушки, на фоне убегающего вдаль поля созревающей пшеницы, создавали иллюзию распахнутого окна в комнате. Эта девочка застыла в ожидании кого-то, кто устремился к ней, и кому она улыбалась радостно и светло.
Нина вздрогнула: на рисунке была изображена она в юности. Но этот старинный русский сарафан до пят, светлая толстая коса, сбегающая на только-только формирующуюся юную грудь – все это откровение и великолепие проснувшегося летнего дня завораживало, заставляя всматриваться в каждую мельчайшую подробность запечатленного пейзажа.
И только речка с противоположным берегом и живописными кустами осталась сбоку, справа на картине, печально прозрачной, не дорисованной, с резко очерченными кистью границами, без призывной ласковости завораживающего течения.
- Откуда я здесь? – Нина отпрянула от картины. – Это невозможно! Мы ведь даже не были знакомы! Честное слово, я никогда не виделась с Константином! Как такое стало возможным.
- Ниночка, эти же вопросы я задаю себе постоянно с тех пор, как впервые встретил тебя у памятника Петру Первому! Я был в Париже, когда Костя начал писать эту картину. Костя погиб зимой, не успев ее дописать! Неужели именно тебя он увидел во сне? Но причем этот старинный русский наряд? Еще одна загадка! В его картинах столько тайн и неожиданностей! Возможно, мы найдем разгадку именно в дневниковых записях его матери, когда дочитаем их до конца!
Но в записях нашли только разгадку для Нины.
Денис Иванович улетел в Париж, чтобы рассчитаться там с работой. Его пригласили читать лекции в Петербургском университете.
Нина читала дневник и вздрогнула от неожиданности, когда раздался стук в дверь. Она открыла и замерла в изумлении. На пороге стояла молодая женщина, точная копия, прообраз незнакомки из Костиных снов и картин. Она явно смутилась, что-то ее удивило, и она застыла, всматриваясь в лицо Нины. Они стояли напротив друг друга, откровенно, даже пристально рассматривая знакомые черты. Они заочно были знакомы друг с другом, благодаря работам Константина.
Нина сделала шаг назад, приглашая гостью войти. И по тому, как женщина уверенно шагнула за Ниной в зал, стало понятно, что здесь она не в первый раз.
- Вы были женой Константина? – незнакомка неторопливо оглядела зал. – Как вас зовут? Нина. Прекрасное имя. Значит, именно вас изобразил Костя в образе девушки, которую полюбил после меня? А мне клялся, что всегда был предан только мне, своей первой любви! Так мне и надо! Зря я так стремилась сюда попасть!
Нина рассмеялась:
- Мужчины достают при встрече бутылку коньяка. А я предлагаю выпить чая. Хотя есть и мускат. Пойдемте на кухню. Кто первый начнет исповедь? Как вас зовут?
- Вера. Начинайте на правах хозяйки. А лучше дайте мне штопор, и начнем с вина.
Нине хватило полчаса, чтобы, не особенно расписывая подробности их взаимоотношений с Денисом, рассказать о родстве с Константином, о завещании Ирины Александровны, о решении переехать в Питер из далекого волжского городка.
Вера выпила вино залпом:
- А мне он так ничего и не рассказал, тихоня, мамочкин сынок! Жил в своем выдуманном мире, никого туда не впуская! Эх, Костя, Костя! Ведь все могло быть совсем по- другому! Значит, ты просто родственница Кости? А я подумала, что его жена! Вот парадокс жизни! У тебя есть коньяк? Давай мне бутылку, иначе я не смогу рассказать всю правду без прикрас! Ты должна знать, что я – сволочь! Продажная сволочь, которая предала Константина, его и свою настоящую любовь! Ты готова слушать мой пьяный бред? Назовем его коротко: история несбывшейся любви.
А Нина не могла оторвать взгляда от этой современной принцессы. Ее натуральные длинные русые пряди струились по узким плечам и прямой спине. И ослепляли своим небесным светом, глубоким разрезом, немного навыкате чудесные глаза. Волосы, глаза и длинная шея затмевали обычный нос, пухлые губы.
- Ты не смотри на мой цивильный вид сейчас, а представь семнадцатилетнюю девчонку с питерской рабочей окраины. Институт не светит, потому что училась средне. Три пути после школы: продавщица, официантка или выйти замуж за иностранца.
Идея зародилась, когда были на экскурсии с классом в Петропавловской крепости. И никому ничего не сказав дома, сразу после выпускного вечера утром Вера решилась на авантюру.
Солнце с неохотой проглядывало в просветы набежавших с моря тучек. В Неве никто не купался. Загоравших пока было мало. Заставила себя раздеться, застыла в удачной позе, вспомнив занятия в драматическом кружке. Обрадовалась, когда увидела направленные портативные камеры двух отдыхающих. Но за два часа так никто и не подошел знакомиться. Зато появилась конкурентка с двумя дюжими охранниками. И после перепалки к Вере подоспела подмога в лице худощавого художника, который работал возле моста. Это был Константин:
- Собирайся, скоро дождь начнется! Тебя не мешало бы сейчас под душ засунуть, синяя вся! Ты где живешь?
Вера молчала. Нищий художник не входил в ее планы.
- Меня зовут Константин. Пошли в кафе. Согреешься и пообедаем. Открытое лицо, спокойный взгляд, приличный рост - с таким не стыдно и по Невскому пройти. Вера приободрилась и, выпив большой бокал красного вина, выложила свою мечту – выйти замуж за иностранца, чтобы не щелкать зубами от зарплаты до зарплаты.
Прощаясь, Костя приколол:
- В следующий раз, отправляясь на отлов самцов-миллионеров, позвони! Я сразу же в их присутствии нарисую тебя без купальника за пару сотен долларов. Деньги поделим пополам.
Костя устремился в свою мастерскую. Что-то во взгляде, в фигуре этой красивой девочки его зацепило: отсутствие жеманности, зажатости, почти детская непосредственность рядом со взрослой рассудительностью, уверенностью и особым шармом.
За четыре воскресения, проведенные у стен Петропавловской крепости вместе, Костя заработал пять тысяч за карандашные наброски Веры. К ней подходили знакомится неизвестные мужчины, но иностранцев не было.
В начале августа Вере исполнилось восемнадцать лет. А в сентябре Костя признался в любви, когда привел Веру к себе домой. Родители были в Кисловодске.
Вера стала для Константина той первой женщиной, которая наполнила его такой удивительной отвагой и верой в себя, раскрываясь каждую ночь с какой-то необычной стороны.
Вера устроилась в модельное агенство. Встречи продолжались постоянно на квартирах друзей до ноября, когда шквал обоюдного восторга двадцатилетнего Константина и юной красавицы дал жизнь маленькому будущему человечку. Которого Вера ради своей будущей сверкающей карьеры, ничего не сказав Косте, решившись, убила. Жестоко, жалея и плача, но убила. На белоснежном хирургическом столе, в медицинском учреждении прервалась жизнь маленького будущего воина, художника, врача, внука Ирины Александровны, о котором она так и не узнала.
Когда Косте стала известна горькая правда, он порвал и выбросил в мусорный ящик все листы с готовыми рисунками Веры.
- Костя бросил меня решительно и бесповоротно, повторяя, как в бреду: «как ты могла?» Я рыдала , оправдывалась, обещала рожать ему детей каждый год. Но он ушел навсегда. Стала посредственной моделью, вышла замуж за старика. Представь, мне двадцать два, а ему пятьдесят шесть. Разница – тридцать четыре года. Я просто продалась. С Костей встретились случайно, спустя девять лет. И он признался, что рисует на своих картинах только меня.
Когда я стала вдовой в двадцать восемь лет, то после озвучивания завещания сразу улетела в Италию и позвонила Косте. Март пролетел, как неделя. Но матери Кости сделали сложную операцию, и он улетел в Петербург. Расставаясь в аэропорту, я сказала ему, что позову ровно через год, когда получу наследство. Я хочу посмотреть картины, которые Костя нарисовал!
В мастерской Вера заплакала:
- Да, теперь я вижу, как он меня любил и ненавидел одновременно! И мне жаль его! И себя! И Костину мать! Ведь я поняла, что беременна, но ничего ему не сказала! Он звонил мне каждый день! Если бы я плюнула на это завещание, то Костя остался бы жив! Я приехала к нему из Москвы, когда мать была в санатории! И тут я увидела новую картину, где нарисована ты в молодости! Он сказал, что это его Муза! Мы поссорились, я наговорила ему кучу глупостей. Уехала и не отвечала на его звонки. Вторая половина беременности протекала тяжело. Когда я родила дочку в двадцатых числах декабря, то назвала ее Иринкой в честь его матери, и сразу из роддома позвонила Косте. Не его телефон молчал. Я звонила по десять раз в сутки, и днем, и ночью, а его телефон разрывался там, рядом с ним, под многометровым снежным настом в горах Австрии, когда его уже не было на этом свете. И я обиделась: он опять меня бросил И только в конце февраля мне сообщили, что он погиб под лавиной.
Нина вскочила со стула:
- А почему ты не показала Костиной матери ее внучку? Ведь вы обе любили Костю!
- Сейчас моей малышке год и восемь месяцев. Этот звоночек – копия своего отца: пушистые волосы, высокий лоб, улыбка во весь рот. Тогда я не нашла в себе мужества рассказать всю правду. И позже просто не успела!
- Бедная Ирина Александровна! – Нина показала дневник Вере. – Если бы она знала, что после Кости осталась родная кровиночка, она бы не разыскивала дальних родственников. Здесь все принадлежит твоей дочери! Завтра нужно идти к нотариусу.
- Ниночка! У моей дочери есть трехкомнатная квартира в Москве, и она обеспечена так, как тебе и не снилось. Неужели ты думаешь, я смогла бы жить тут, где каждая мелочь напоминает мне о Косте и моем предательстве? Разговор об этой квартире считаем закрытым. Ты должна прийти ко мне в гости. Еще неделю я пробуду у матери. Тебе нужно познакомится с маленькой родственницей.
Случайности захлестывают нас постоянно, пытаясь утопить в несправедливостях, печалях и несчастиях, но каждый из нас, как маленький непотопляемый кораблик, пробкой пробивается наверх, сквозь страдания и напасти, и упрямо продолжает свой путь.
Правы мудрецы, изрекавшие: «Спешите жить и наслаждаться здесь, в этой жизни".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Свидетельство о публикации №221112801747
Помню, что уже читала эту интересную главу, не пойму только почему ,Татьяна, вы её снова выставили, или это переделанная глава?Прочитала с удовольствием, вспомнила эту повесть.
Когда вы будете выставлять главы нового романа? Очень интересно. Жду.
Всего доброго,
Алла Гиркая 04.12.2021 14:44 Заявить о нарушении
Татьяна Чебатуркина 04.12.2021 16:22 Заявить о нарушении