Грядут в Природе изменения!
Друзья!
Любовь к родной природе, к нашему отечеству объединяет эти зарисовки. Ленинградский фенолог М.Родионов тридцать лет назад писал о весенних цветах, о майских фазах цветения кустарников и деревьев. Тогда потепление климата не было ещё так заметно в северной столице. Будет интересно сравнить те давние сроки с нынешними,когда возросшая температура воздуха на невских берегах заставляет все растения бурно и продолжительно цвести, и даже в...сентябре.
Такое наблюдается даже в нашем Нефтеюганске. Да и здесь теплеет: январские морозы уже не такие злые и суровые,как раньше.
Не говорю уж про центральную Россию, родину писателя Владимира Солоухина. Мне кажется, что его книга "Трава" явно нуждается в поправках в фенологическом отношении.
Климат на планете быстро меняется. И все живые существа вынуждены к нему приспосабливаться, чтобы выжить. Из жарких тропических морей мигрируют на север
рыбы, черепахи и др. виды.
Отступление.
"Когда тёплые воды заполняют тот или иной район океана, морским животным приходится проплывать тысячи километров, чтобы найти прохладный уголок, выяснили
учёные.
Подобная миграция среди рыб, китов или черепах мешает следить за сохранением их популяции и вредит промыслу. «Чтобы контролировать эти виды, мы должны понимать, где они находятся», — говорит океанограф Майкл Джейкокс из Национального управления океанографии и атмосферы в Монтерее (Калифорния, США).
Морские тепловые волны, нагоняемые в течение минимум пяти дней в тот или иной район океана, стали происходить все чаще за последнее столетие. «Мы знаем, что эти волны оказывают огромное влияние на экосистему», — говорит Джейкокс. Например, исследователи выяснили, что именно они обесцвечивают кораллы и наносят ущерб водорослям. Но их влияние на рыб и других морских животных только начинает изучаться.
«Мы обнаруживали некоторые виды, далеко к северу от традиционных мест обитания», — говорит Джейкокс. Например, в 2015 году тепловые волны заставил акул-молотов, которые обычно держатся недалеко от тропиков (юг Калифорнии и побережье Мексики), уйти на сотни километров севернее.
Чтобы понять, как далеко обитателям океана приходится мигрировать, чтобы спастись от жары, Джейкокс и его коллеги сравнили температуры в разных районах мирового океана. Во-первых, они изучили температуру поверхности океана в период с 1982 по 2019 годы. Затем они определили, когда в это же время появлялись тепловые волны. И, наконец, они высчитали, как далеко приходилось уплывать в поисках прохлады морским обитателям. Это расстояние ученые назвали «тепловым смещением».
В некоторых районах отмечаются значительные перепады температур и животным не приходится далеко уплывать от мест обитания, чтобы охладиться. Обитателям же тропических вод, где температура океана более однородна, приходилось преодолевать тысячи километров, чтобы спастись от жары.
Прогнозировать миграцию морских животных из-за тепловых волн становится все сложнее. Это связано с тем, что в течение ближайших десятилетий изменение климата, как ожидается, вызовет не только больше тепловых волн, но и спровоцирует потепление всего мирового океана. Кроме того, скорость потепления в разных районах будет отличаться. В результате тепловое смещение увеличиться, отмечает морской эколог Марк Пейн из Технического университета Дании в Копенгагене.
«Мы можем понять, как нам нужно адаптироваться», — говорит о ценности исследования тепловых волн морской эколог Малин Пински из Университета Рутгерса в Нью-Брансуике (Нью-Джерси, США), который не принимал в нём участия.
...Други!
России это тоже касается: тает вечная мерзлота в Арктике, растаивают ледники в Гренландии и толстый лёд в Северном ледовитом океане,меняется здесь и жизнь животных, например, белого медведя. Теперь ему стало гораздо труднее прокормиться, и звери всё чаще посещают человеческие жилища и свалки отходов на материке.
Вл.Назаров
********
ПЛЕННИКИ МОРОЗА
... Солнце на лето, зима на мороз. Из всех месяцев года январь не зря называют «лютень» да «стужень». В жестокую январскую стужу лирохвостые косачи, покормившись засветло берёзовыми почками,ныряют под вечер в снежные пуховики. Под снегом тепло, не продирает до косточек мороз.
Долгую суровую ночь легко коротают в снегу птицы. Но подстерегает тетеревов в эту пору другая опасность. Рыскает по легкому насту лиса, где-то крадётся рысь. Нападут на след тетеревиной ночёвки и учинят разбой. Иногда слабая тетёрка не может сразу пробить затвердевшую на морозе кровлю-корку, не взлетит вовремя — и попалась в зубы хищной твари.
Мне приходилось видеть перья и замерзшую алыми бусинками кровь на сверкающем снегу. Вздрогнет сердце, замрет: жаль птичью жизнь.
Мороз — никому не родной дядька. Заставляет он тетеревов и на другую ночь одного за другим чёрными комками падать с высоких берёз на снежные поляны. И опять кого-то не досчитается стая. «Фр-р! Фр-р!» — треском отдается в лунном сиянии — ошалевшие полусонные птицы в снежных вихрях выбрасываются на обжигающий холод, летят в сухом колючем воздухе и где-то снова падают в снег, не в силах бороться со всепроникающей стужей.
Несмотря на свою тёплую шубу, сильно мёрзнет такими ночами и зайчишка. Косой, чтобы согреться, пробегает за несколько часов десятки верст. Вы, наверное, видели в лесу твердые, натоптанные тропы? Это — заячьи. Много их бывает, и распутать невозможно: кружат и кружат по лесу. Иногда целая полянка встретится — след к следу снег притоптан.
— Зайцы плясали! От мороза спасались, — скажешь вслух, удивившись изобретательности и находчивости косых. Но кое-где злой браконьер донимает симпатичного трусишку своими силками. Бежит тропкой косой, греется, радуется, что не попался лисе в зубы, а тут петля-ловушка. Так и замерзает беляк, намертво ею схваченный. Приходилось мне такое тоже видеть в лесу, от гнева сам бы этого браконьера в петлю посадил. Жестоко, бесчеловечно поступает такой человек!
И вспоминается мне детство. Раз ходили мы с отцом за болото сено смотреть. Один стожок «похудевшим» оказался.
—Лось был! — сказал мне отец, указывая на широкие следы, протянувшиеся от обглоданного осинника. Лось легко дотягивался через слеги до сена, кормился тут, видно, и днём, и ночью, не пугаясь близости человеческого жилья, лая собак и скрипа саней. Трудно приходилось зверю в ту зиму: глубокие снега, затяжные суровые морозы. Вот и повадился! Кстати, тот стожок мы так и не вывезли, «лосиным» его назвали.
Особенно худо зимой разным малым пташкам, вроде синиц. Некоторые из них в лютую стужу или свирепые бураны забиваются в дупла в деревьях-гнилушках. Но на всех дупел, конечно, не хватает. И хорошо делают наши школьники, вывешивая на лесных опушках, в парках тёплые домики и кормушки. От голода и холода спасают пичужек.
. . . Красив зимой лес, но суров и драматичен. По своим законам движется тут жизнь, выживает сильнейший, слабый же погибает в схватке. И долг человека — в лихую пору зимы помочь всем пленникам мороза.
В. НАЗАРОВ.
Газета "Тагильский рабочий"
1975 год
С ЛЮБОВЬЮ К ВЕТРЕНИЦЕ БЕЛОЙ
Наступил третий, самый красочный подсезон весны — её разгар. По фенологическим календарям Ленинграда обычно он начинается 9 — 10 мая. Самым характерным его признаком считается начало зеленения берёзы. К этому времени кроны тополей уже густеют от множества серёжек (красных у деревьев мужских, пыльниковых, и желтовато-зелёных у пестичных, плодоносящих). Сейчас тополя тоже выпускают молодые листочки, обладающие прекрасным ароматом. Идет цветение ранних видов ивы, их серебристо-серые «барашки» желтеют от выросших тычинок.
Интенсивно развивает листву черёмуха, у нее ярко зеленеют кроны и показались кисти бутончиков. Бузина выделяется смешанной окраской листьев, сохраняющих ещё фиолетово - красные оттенки.
Загустели кроны вязов — у них на ветках повисло множество красновато - коричневых соцветий в виде небольших пучков.
На клумбах цветут садовые многолетники многих видов — крокусы белые, жёлтые, лиловые, нежно-белые, лазоревые сциллы (пролески сибирские), ранние примулы пёстрой расцветки.
Подрастают нарциссы и тюльпаны, бросившие уже бутоны, вот расцветут их цветки. А в лесах по опушкам и полянам распустились наши северные подснежники — ветреница белая. Необходимо сказать несколько слов в её защиту. Неумеренный сбор цветущей ветреницы любителями букетов привел уже и тому, что в ряде парков — на островах, в Лесном, Удельном, Сосновке- она исчезла совсем или стала редкой. Интенсивно уничтожается она и во всех пригородных районах. Беда ещё в том, что сорванная ветреница через час-полтора вянет и тут же выбрасывается. В итоге обочины дорог, канавы и привокзальные урны наполняются целыми охапкам и зря погубленных растений. Друзья, пощадите ветреницу!Пусть украшает природу и радует людей своей простой красотой!
Bq всех садах и парках даже в прохладную погоду постоянно слышится бойкая песенка зяблика. Раскатистая трелька незамысловата, нечто вроде «ти-ти-ти, ти-тюить-тить», но раздается она громко, слышна далеко и радует слух именно своим задором и бойкостью. Да и сам певец нарядный — голова голубовато-серая, горло и грудь красноватые, спина коричневая, надхвостье зелёное, на крыльях белые полосы. Появились также и серенькие, похожие на воробьев забличихи, и красивые самцы обзавелись парами. Кроме зябликов, часто можно услышать звонкое зинь-зивер больших синиц, щебетание и посвисты дроздов —белобровиков и рябинников, а иногда и прекрасный голос певчего дрозда, настоящего музыканта-флейтиста.
М. РОДИОНОВ,
действительный член Географического общества СССР
Газета "Вечерний Ленинград"
11 мая 1991 года
ЗОЛОТЫЕ ЗЕРНА
Владимир Солоухин пишет много и плодотворно. Читателю известны его книги «Капля росы», «Владимирские просёлки», «Третья охота», «Чёрные доски», «Письма из Русского музея», « Славянская тетрадь», «Трава» и другие. Недавно в издательстве «Современник» (Москва) вышел новый сборник его рассказов «Олепинские пруды». В нем четырнадцать рассказов и повесть «Трава».
Особый интерес представляют рассказы. Их автор известен, как знаток деревенской жизни и ценитель русской старины, русского искусства. Не изменяет своим излюбленным темам Солоухин и в этих рассказах. Лиричностью, реалистическим рисунком письма отмечены они. Герои рассказов — люди искренние и добрые, непримиримые к любой фальши и несправедливости. Автору не приходится их выдумывать, они окружают его в повседневной жизни. С одними он долго и хорошо знаком, это его земляки, пахари, хлеборобы, люди, любящие и уважающие крестьянский труд. С другими Владимир Солоухин встречается в своих поездках по стране, за рубеж. Глубокое знание жизни, умение подметить и передать деталь, позволяют автору создать правдивые, запоминающиеся и колоритные образы. Этому же служит неторопливая манера рассказа —автор обстоятельно, ненавязчиво, как бы исподволь раскрывает характеры, изображает типичные приметы современной жизни.
Взять рассказ, давший название сборнику. В нём показано празднование Дня Победы. Повествование ведется без нажима, с юмором, доброй улыбкой. В образах немного подгулявших мужиков, собравшихся вместе, мы без труда узнаем бывших фронтовиков, солдат, защитивших своей грудью Родину.
— Такой день раз в жизни.
— Ну, мужики, будем здоровы.
— С праздником, — за этими скупыми, отрывочными репликами нам приоткрывается большой и настоящий характер русского человека, выдержавшего все бури и невзгоды и по-прежнему крепко стоящего на ногах.
Заставляет нас сочувствовать ошибка незнакомого с агрономической наукой комбайнера Семёна Зотова. Однажды он с сыном нашёл на поле редкий, шестигранный, колос ячменя. Он решает вывести из него новый, высокоурожайный сорт. Отдаёт этому занятию многие годы и когда, казалось, приходит успех, оказывается, что сорт этот давно известен, описан еще в старой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, которую комбайнер получил в областной библиотеке. От потрясения Семен даже заболел. «Если встану, — смутно думал Семен на больничной койке,—эту анциклопедию начну читать с первого тома. И чтобы все восемьдесят четыре». Но главное для героя, автора и нас, читателей, это то, Семён в свои пятьдесят с лишним лет, может быть впервые прикоснулся голыми руками к земле, как к чему-то самому заветному, изначальному. А ведь раньше словно какая-то воздушная
подушка пролегала между душой Семена Васильевича и той землёй, по которой он «елозил на своем громадном и гремучем комбайне».
Земля Родины... Она незримо присутствует и в рассказе «Три белоснежных хризантемы», повествующем о посещении автором могилы Шаляпина, затерянной среди гранитных квадратов кладбища Батиньоль в Париже.
Именно русская земля родила великого русского певца и вся безраздельно принадлежит ему, как и он ей. Именно на русской земле пророс и был выпестован другой выдающийся талант — Ивана Семёновича Козловского, о котором написан восторженный рассказ «Золотое зерно».
Настоящими золотыми зёрнами западают в душу писателя эти встречи с красотой чувств, помыслов, характеров, поступков людей советской страны. Зёрна эти дают добрые всходы и в душах многочисленных читателей Владимира Солоухина.
В. НАЗАРОВ.
Газета "Кировградский рабочий"
1986 год
Свидетельство о публикации №221112800193