Версия жизни вождя Викторио

на фото: дочь Викторио в центре.

С иллюстрациями здесь: https://vk.com/club87908871


Версия жизни вождя Викторио.
(материалы 1993-2011годов).
Информация с сайта © 2018 Geni.com

 
Вождь Викторио – Клементе Агилар?
Клементе Агилар (Clemente Aguilar)

Примечание: родственники с Юго-Запада просят помощи специалистов в  исследовании следующей родственной связи. Хеновева (Genoveva) Арройо является законной женой Клементе Агилара. Прочие потенциальные жены и потомки, кроме как от его брака с Хеновевой, основаны на возможности того, что Клементе и апачский лидер Викторио - это одно и то же лицо. Ниже приводится информация относительно этого рассмотрения.

Предположение, что Клементе Агилар и вождь Викторио являются одним и тем же лицом, основано на письме, написанном Лоренцо (Лоуренс) Агиларом 
(Lorenzo (Lawrence) Aguilar) своей дочери Фелисии (Фелиции), которой после его смерти в 1993 году, оно и было отправлено его вдовой Нелл, которая утверждала, что нашла его в вещах Лоуренса после его смерти. Письмо находилось в запечатанном конверте и адресовано было Фелисии. В письме, подписанном Лоуренсом говорится, что отцом его был вождь Викторио, который в 1880 году был тяжело ранен в бою, но с помощью других  апачей  ему удалось покинуть поле боя, вопреки историческим утверждениям, что он в этом бою погиб. В письме от Лоуренса Фелисии говорится, что Викторио спокойно много лет скрывался в Мексике, выздоравливая от тяжелых ран, и что его члены племени помогли создать версию его фальшивой смерти, утверждая, что тяжело раненым апачем в их лагере был именно Викторио, хотя на самом деле это было не так.

(Интересно, что сообщения того времени утверждают, что примерно 30 апачей были допрошены на месте, отдельно друг от друга, с целью указать, кто и где был Викторио, но когда они отказались от дачи информации о нем, они все были убиты на месте, один за  другим. Но когда войска уже направлялись к лагерю, один из апачей – предположительно полукровка- указал на лежащего тяжело раненого индейца и сказал: «да, это он», что немедленно подтвердили и все остальные пленные. Кажется это странным, ибо многие готовы были погибнуть за него, и вдруг разом, все от него отказались).

В письме говорится, что после пребывания в Мексике и излечившись от ранений, он перебрался в Техас под именем Клементе Агилар и в качестве мексиканца, с целью ассимиляции и без всякого варианта возвращения в резервацию (где остальные его выжившие соплеменники и находились). Отчеты переписи утверждают, что Клемете и его жена Хеновева появились в Техасе в начале 1890-х годов. К этому можно добавить свидетельство о смерти Клементе в 1939 году в Эль- Пасо, штат  Техас, в предполагаемом возрасте 103 года, так как точная дата рождения не известна. Перепись 1910 года утверждает, что он был в законном браке с Хеновева Арройо (которая, как в письме говорится, была на 1/2 из апачей (Gila Apache) и на 1/2 мексиканка) в течение 20 лет, а год 1990-й, они называли годом своей свадьбы.

Перепись 1930 года гласит, что первый брак Клементе произошел, когда ему было 20 лет (примерно 1856г.), и что первый брак Хеновевы произошел, когда ей было 14 лет ( 1883г.), указывая, что у них обоих были ранее другие семьи. Только 3 отчета переписи в Эль-Пасо показывают, что Клементе и Хеновева в 1910, 1920 и 1930 находились в Техасе. Хотя они предположительно иммигрировали в начале 1890 - х / середине 1890-х годов, они не существуют в федеральной переписи США 1900 года. В каждом из отчетов переписи, где они присутствуют, все их перечисленные дети указаны, как родившиеся в Техасе, в том числе и Лоуренс  (Примечание:  согласно  переписи  1930  года,  они также имели внука, живущего с ними, Энрике Линарес (Enrique Linares), которого перепись указывает, как родившегося в штате Нью-Мексико. Однако, в  свидетельстве  о  смерти  самого Энрике указано, что он родился в Техасе, а имя его матери – «Хуана», совпадающее с именем «Хуанита», как и дочь Клементе и  Хеновевы,  согласно  сообщениям переписи.)  Хотя  дети Клементе и Хеновевы указаны, как родившиеся в Техасе, никаких записей о рождении нет в файле для Лоуренса, в Техасском управлении статистики жизни (Фелисия пыталась получить только копию метрик своего отца, Лоуренса, но не свидетельство о рождении любого из его других братьев и сестер.) Кроме того, хотя отчеты переписи показывают, что Клементе и Хеновева иммигрировали в начале 1890-х / середине 1890-х годов, в течение этого периода времени на их имена не было зарегистрировано ни одного отчета об иммиграции, или пересечении мексикано-американской границы. В письме, которое Фелисия получила после смерти Лоуренса, было сказано, что Лоуренсу и всем его братьям было настрого наказано никому не говорить ни о их апачском происхождении, ни о том, кем в действительности был их отец. Вдова Лоуренса, Нелл, рассказывала, что он совершал поездки в резервацию Мескалеро на регулярной основе, всегда утверждая при этом, что посещал там своего друга, но  он никогда не позволял никому из дома (включая  саму Нелл) сопровождать   его во время этих поездок. В случаях, когда Нелл пыталась давить на него, с целью узнать, был ли он на самом деле апачем, то по словам Фелисии, Нелл говорила, что он становился очень сердитым и всё отрицал. Фелисия, после  получения  письма  от  ее  покойного  отца,  быстро  нашла  информацию о Викторио и кем он был (она не знала о нем до смерти Лоуренса),  после  чего написала письмо Нарциссус Даффи-Гейтон (Narcissus Duffy-Gayton) в резервацию  Мескалеро, чтобы понять, знала ли она Лоуренса, но так как и сама Нарциссус недавно умерла, то письмо было ей возвращено обратно, нераскрытое и с надписью «покойный» на имени «Нарциссус» на конверте (исследование показало, что Нарциссус  утверждала, что также происходила  от Викторио,  и   выросла он в той самой резервации, которую, как говорила вдова Лоуренса  Нелл,  регулярно  посещал  Клементе).
            

      
(Семья Нарциссус - это Tchi-hene  или «люди красной краски», одна из трех основных групп племени чирикауа апачей, чья традиционная территория простиралась над юго-западным регионом современного Нью-Мексико. Том разделен на четыре части, в которых суммируются исторические периоды жизни  четырех женщин. Дилс-Клейхен, старшая дочь вождя чирикауа Викторио, родилась в 1848 году; глава про нее  названа «Война и бегство». Вторая часть «Беспорядки и заточение» посвящена  ее дочери Бешад-э, которая родилась в 1870 году. Кристин Козин, родившаяся в 1904 году - внучка Дилс-Клейхен и мать Нарциссус; ее раздел озаглавлен «Дни адаптации и аккультурации». Последний раздел, «Современная женщина-апач», посвящен жизни и временам Нарциссаус  Даффи (Гейтон), родившейся в 1924 году).



Фелисия затем связалась со своим собственным сводным братом Ричардом Агиларом в Аламогордо, Нью-Мексико (сын Лоуренса от предыдущего брака), чтобы узнать, знает ли он что- нибудь об этом деле,  но Ричард  ответил,  что он не верит  Лоуренсу  и не хочет иметь ничего  общего с исследованием, без вариантов. Нелл, вдова Лоуренса, также сообщила Фелисии, что  другая женщина, по имени Ив или Ева Предо (Eve or Eva Prado) , которая была дочерью Лоуренса и старшей сводной сестры Фелисии, была воспитана Клементе и Хеновевой и что она жила в районе Сакраменто, на тот случай, если Фелисия захочет поговорить с ней о письме Лоуренса. Когда Фелисия попыталась связаться с ней (Ив/Ева), то она не получила ответа, но также никогда не получала письмо и обратно, как недоставленное. После этого, старшая дочь Фелисии и ее муж попытались связаться с госпожой Евой  объясняя, что  им  сказали, что она была воспитана Клементе и Хеновевой и они надеются, что она смогла бы сделать копии любых семейных фотографий из имеющихся,  так как у них нет ни одной.  В конверт с письмом  был вложен   чек на  100 долларов, для покрытия расходов на копии и доставку. На этот раз Ева ответила, что все ее старые семейные фотографии Клементе и Хеновевы были уничтожены во время недавнего наводнения. Она обналичила чек, хотя больше никогда и не объявлялась. Фелисия сказала, что у Лоуренса, по- видимому, был еще один сын, согласно его некрологу (фамилия Бланшар (Blanchard), по её предположению), а также несколько дочерей, с которыми она никогда не встречалась.

На этой стадии находился процесс исследования, на период июнь 2011 года. Далее - добавлено 30 июня 2011-следующим образом:

Письмо, которое Лоуренс написал Фелисии, было печатным письмом, подписанным им. Подпись совпадает с подписью в свидетельстве о смерти его матери (как информатора о ее смерти). См. прилагаемые изображения свидетельства о смерти его матери (для его подписи) и его письма Фелисии в разделе «источники» и в разделе «средства массовой информации». Письмо представляет собой отсканированное изображение фотокопии, отправленной Фелисией своей дочери (Фелисия держит оригинал письма, которое было добавлено для выбора профилей сайта Geni с ее разрешения).
 

В письме говорится следующее:

«Моя Дорогая Дочь, Фелисия,
Сегодня твой день рождения, и все мои мысли только о тебе. Я помню день, когда ты родилась и каким счастливым я был тогда, и ты была (и остаешься  сейчас),  такой  же красивой, как и твоя мать. Я знаю, что был плохим отцом для тебя. Я не занимался твоим воспитанием  и никогда ничего тебе не давал. Но я хочу, чтобы ты знала, что я всегда очень тебя любил. Возможно, теперь я смогу компенсировать малую часть своего пренебрежения, вернув тебе твоё прошлое. Я знаю, что это много значит для тебя, но прежде чем я начну, есть кое-что, что тебе нужно знать. Это знание для  тебя и для тех, кому ты доверяешь и кого любишь. Им нельзя делиться ни с кем другим. Никто из моих детей не знает, и я не хочу, чтобы они это знали. Они все попытаются извлечь из этого выгоду.

Я знаю тебя достаточно хорошо, чтобы знать, что ты не заинтересована в прибыли, просто будешь знать свое наследие. Кроме того, я поклялся отцу хранить тайну, так как история  уже  была  написана, и он хотел, чтобы ее оставили в покое, по многим причинам. Все старики, которые могут подтвердить то, что я собираюсь тебе сказать, мертвы. Если ты  читаешь  это  письмо,  то  это означает, что я тоже ушел.

Настоящим именем моего отца было Викторио, и он был вождем апачей-мимбреньо. Он родился в горах Анимас, в Нью-Мексико в 1831году. Его народ, наш народ, был изгнан из своих домов, убит, подвергнут пыткам, продан в рабство и заключен в тюрьму белым человеком и мексиканцами. Последний большой конфликт, в котором участвовал мой отец, произошел  в Трес- Кастильос  в Мексике,  в 1880 году. Все его люди либо погибли, либо были взяты  в плен, но папа, тяжело раненый, был уведен оттуда двумя его людьми. 

История  гласит,  что  он умер там, но это было только на словах его собственного народа, который лгал, потому что они захотели, чтобы он ушел. Они знали, что он будет убит немедленно, как только его найдут. Они добрались до Уреса в Мексике, где они сняли свою одежду апачей, вылечили отца, и он взял имя Педро Лусеро. В качестве мексиканца,  он провел следующие несколько лет, работая в Хуаресе. За это время он узнал, что его жена мертва, а также трое его сыновей, которые погибли в боях. В городе Янош в Мексике, он взял новую жену, Хеновеву Арройо, мою мать. Она была очень молодой девушкой, наполовину Гила Апачи и наполовину испанка. Ее мать, чистокровная Гила Апачи, была взята в рабство на большое ранчо, принадлежащем испанцу. Вместе мои родители добрались до Эль-Пасо, где мой отец снова изменил свое имя на Клементе Агилар.

К этому времени все, кто остался от его народа, были взяты в плен вместе с Джеронимо. У моих родителей  было  трое сыновей и две дочери. Все мои братья и сестры ушли. Мой отец стал уважаемым человеком в Эль- Пасо. Он был очень нежным и любящим человеком, и он перенес много страданий из-за мучений своего народа. Моя мама очень любила его и очень старалась облегчить его боль. Он умер в 1939 году, уставшим и измученным. Моя мать умерла в 1968 году. Я рос в атмосфере секретности и  страха, всегда боялся, что моего отца обнаружат и убьют. Никогда не стыдись своего наследия. Береги его и гордись им, но никогда не пытайся доказать это. Было пролито много крови и приложено много усилий, чтобы оставить историю в покое. Я хочу, чтобы ты  знала,  что  твой дедушка был великим вождем и очень храбрым лидером, который очень любил свой народ. Все это было огромным бременем для него и всех остальных.
Я надеюсь, что это компенсирует, по крайней мере немного, то, что я никогда не бывал с  тобой.
Я очень сильно тебя люблю. Твой отец, Лоуренс Агилар».

 

Рассказ Оплера про шамана Бирюзу.


…«В каком году он умер, тоже не ясно (книга вышла в 1969г). Жил в Ногале(се), и с шаманской практикой решил покончить после того, как не смог спасти от смерти свою дочь. Погиб при ремонте автомобиля, который на него упал. Рассказывал Оплеру  о том, как получил свою Силу от Белки, но признал, что сила эта больше подходит для войны и бега (уклонения от пуль), чем для исцеления болезней. Говорил, что множество раз был обстрелян с близкой дистанции, но ни разу не был даже поцарапан.     Прошел через всю Мексику, побывал у разных, практикующих шаманизм, народов.
В доступных архивах (примеры внизу) переписи индейцев-апачей  из разных резерваций, с 1885 по 1945 годы, (очень много имён, сотни и тысячи апачей из разных групп), никакого имени,  ни индейского, ни белого, хотя бы близко подходящего под Бирюзу, обнаружено не было.   Это конечно плохо, но это факт. А переписаны были все поголовно, он просто не смог бы избежать этого.  Но возможно, нет никакого апача Бирюзы еще и потому, что он был не из апачей? Единственный  найденный шаман по имени Чарли Бирюза, был из навахо. Есть фото 1941 года, из форта Уингейт, штат Нью-Мексико (третий справа).



Даже само имя «Бирюза», больше  подходит  именно для навахо, чем для апачей.
Но, если ему и в самом деле удалось бежать, то где гарантия того, что он не прихватил с собой и раненого Викторио, если вспомнить версию о выжившем  вожде, от семейства Агиларов? 
(Там ведь так и сказано, что ночью раненого вождя вынесли из поля боя два воина.  При опознании указан был другой человек, похожий на него. Могли даже переодеть его в одежду Викторио, оставить его украшения… И – что самое главное – до сего времени хранить обет молчания, полнейшее табу.  Не случайно ведь, когда Ив Болл показывала мнимое фото Викторио, все апачи согласились, что это он и есть. Хотя сейчас уже точно известно, что на фото совсем другой человек. То есть получается, что согласились они только для того, чтобы отвести от настоящего, живого Викторио, все подозрения?)

Далее – ассимиляция его среди мексиканцев, язык он испанский знал, да и лицо было «хоть и необычное, но не отталкивающее»? Посмотрим на фото его сына в пожилом возрасте, и -несомненно,  что примерно так же,  выглядел и сам Викторио.  Скажем так, буквальная копия одного из моих знакомых, без всяких шуток. Здесь, вполне уместно вспомнить и версию о его  белом происхождения. При этом- что бы там ни говорили об этом  все прочие апачи – типа «да мы бы знали», «нам бы про это обязательно рассказали» и так далее, здесь снова может иметь место тот самый обет молчания, то есть имеются определенные вещи и понятия, о которых белым знать нельзя, ни под каким предлогом. Если ребенка приняли в племя, любого – хоть белого, хоть черного – и он дожил до инициации, проявив себя во всех этапах подготовки воина, наилучшим образом, то его назовут апачем, дадут ему имя, и никто и никогда уже, не посмеет сказать, что этот человек - не апач. Даже, если у него синие глаза. (Как у Джеронимо, чьи метрики о рождении в мексиканской семье селения Ариспе (Мексика, шт.Сонора), и который был крещен 1 июня 1821 года, были найдены М. Рохасом). То есть, подобные дела – это дела сугубо внутриплеменные, в которые не посвящается вообще никто из посторонних,   а из числа ненавистных белых – тем более. Ну, а если у белых и имеются какие-то там догадки, то это уже – их личные проблемы, и апачей они не касаются. Ибо, им  глубоко плевать на  всё, что эти белые думают на их счёт… Так что, версия выжившего Викторио вполне вероятна. Мало ли, и было и есть, подобных случаев? Пропавшие без вести, погибшие и похороненные, которые появлялись вдруг через десятилетия живыми и здоровыми? И при этом  истории их воскрешения, зачастую, бывали намного более фантастичными, чем история выжившего вождя Викторио… В версии Агилара надо обратить внимание на то, что Фелисия прекратила поиски корней очень резко, как отрезала. То ли вдруг решила последовать совету отца, то ли её об этом кто-то очень сильно попросил. Почему? Да всё просто – историю сотворили, утвердили,  портрет Викторио признали, и – всё! точку поставили, печатью скрепили. Всем в США это выгодно. И в самой Мексике – тоже. Думается, что если бы Терразасу предложили в Трес-Кастильос, ночью с 14 по 15 октября 1880 года, признать кого-то другого за мертвого Викторио, в обмен на обещание, что он исчезнет из Чиуауа навечно, то он бы с радостью согласился. Тем более, если бы за это еще заплатили золотом. А золото у апачей было. То есть, заплатить могли кому угодно, без разницы…
 

 


Рецензии