Ф. Лист. Упражнения. Введение Заметки Александры С

12 тетрадей технических упражнений Листа – сложно и скучно.

Сложно – Лист сложен, очень сложен.
Шопен – душа, чувства, звук; Лист – сложность
Скучно – упражнения. Упражнения – это скучно. Ещё и длинно: двенадцать тетрадей! Не одна, не две, а двенадцать.

Кроме того, сразу возникает ощущение, что область применения всего этого сложного, скучного и длинного очень узка. Это, может быть, нужно каким-то пианистам-виртуозам, где-то там, где они, играя для элитарной публики, получают за это большие гонорары. Ещё и для них это под большим вопросом: зачем? Может, без этого можно обойтись? Есть много чего другого, на что стоит тратить силы и время.

Всё это, должно быть, и дальше, безусловно, верно, за исключением одного: узкой области применения. Моя задача – прояснить этот момент, показав, что область применения Упражнений Листа может быть гораздо шире,  чем  представляется  на первый взгляд.

Будучи какое-то время фортепианным педагогом абсолютно «всеядным», у которого были ученики любые (разумеется в сторону уменьшения и данных, и подготовки), я неоднократно слышала, от взрослых любителей музыки, подобный комментарий: «Мне бы технику…». Т.е., человек убеждён, что он всё смог бы выразить и передать, если к нему, как какую-то дополнительную запчасть, приставить эту технику.

Ну что ж, техника – вот  она. Бери и пользуйся.
Вышеизложенное может наглядно проиллюстрировать пример из упражнений Листа: Тетрадь третья, раздел третий: «Чередующиеся между руками пассажи» стр. 118 (Ференц Лист. Технические упражнения для фортепиано, тетради 1 – 12. (Планета музыки, СПб, 2019)).
Этот раздел поначалу удивляет, даже шокирует: обе руки по - очереди играют сначала только одним ( вторым) пальцем. Потом – двумя (вторым и третьим), причём чередуясь, по одной ноте на каждую руку, переплетаясь, как звенья цепочки.
Замечательное упражнение на развитие координации!
Но поражает не только это.
Это –  даже не начальная ступень музыкального образования, это нечто другое. Начиная заниматься с совершенно неподготовленными учениками, уже подросшими ( не меньше 7-ми лет), можно иногда наблюдать подобную картину: только одним, чаще всего – вторым пальцем и левой, и правой руки, быстро и ловко меняя их, ученик играет какую-нибудь, не слишком простую, мелодию ( например, песню «Весёлый ветер»).

Возникает невольный вопрос, который, боюсь, будет звучать не вполне корректно:
- Неужели Лист в детстве делал так же???
К счастью, дальше, в третьей тетради, после четырёх страниц подобных примеров можно, наконец, переведя дух, вернуться к привычному, годами наработанному, исполнению соседними пальцами каждой руки сначала двух, трех, четырех, а потом и всех пяти нот подряд. Но ненадолго.

Хроматические гаммы на последней странице третьей тетради опять начинаются с исполнения их только вторыми пальцами.
Следовательно, это – не случайность, а принцип. И не отделаться здесь рассуждениями  о различии в понимании фортепианной техники между дилетантами и профессионалами.  Можно лишь высказать предположение  (естественно, очень осторожно), что, возможно, явно просматривающийся в третьей тетради принцип восхождения от непрофессионализма к высочайшему профессионализму  можно будет разглядеть и в других тетрадях. И было бы интересно с этой точки зрения их хотя бы просмотреть.

Таким образом, мы уже продвинулись, в ходе этих рассуждений,  от «скучно» к «интересно». Не делая скоропалительных выводов, пойдём дальше.
У профессионального музыканта техника есть априори. Без этого он бы профессионалом не был.  И если мы с вами – профессионалы, и техника у нас уже есть, зачем нам постоянная работа над техникой?

Действительно – зачем? Если только от постоянной, настоящей, серьёзной работы над техникой нас не удерживает … страх. Вроде ты что-то знаешь и умеешь, а тут: оказывается, не всё умеешь, а то и вовсе ничего. Обидно! Зачем расстраиваться лишний раз? Сложное  место -   авось пронесёт, я вон там педаль погуще возьму: напущу туману, чтобы никто не понял. С листа прочитать – попрошу помедленней темп взять, еще и мотивирую тем, что это для музыки надо. Пусть попробуют со мной не считаться: с моим опытом!

А Лист говорил, что профессионал должен совершенствоваться всю жизнь: он что, мягко говоря, был не очень умён? Нет, вроде он был умным человеком. Так считают, по крайней мере, умные люди, типа Михаила Плетнёва.
А мы тогда кто?

          Мы – умные, талантливые, прекрасные профессионалы. Но мы – люди ХХ, а теперь уже и ХХ1 века. Мы пальцем экрана коснулись – и слушаем самое совершенное исполнение. Чтобы услышать незнакомое произведение, нам совсем не обязательно прочитать его с листа (конечно, если оно раньше исполнялось). Записями наводнён интернет, и найти их не проблема.

 Под словом «техника» часто подразумеваются сейчас не правильно организованные умственные и физические усилия, а совсем другое.  Техника – нечто, выполняющее любую работу за нас.   Мы кажемся себе всесильными. Физические усилия, правильно организованные в соответствии с умственными возможностями – это вчерашний день.
И всё же.

Наряду с элитарной физической (высокие достижения в спорте, виды пластического искусства) работой  продолжает существовать элитарная умственная работа, интеллектуальная деятельность. Её, при  всех заменителях различных форм умственной активности, никто, вроде бы, не отменял.

Так вот, Г. Г. Нейгауз так характеризует Первое упражнение из Первой тетради:  «… играющий имеет дело не с художественно-музыкальной материей, но с её молекулами, атомами, то есть с упражнениями (классический пример : первое упражнение из Первой тетради Упражнений листа). Но не для детей! Только для взрослых! Это полезная аналитическая технически-ремесленная работа, а от неё никто не может отмахнуться!»
Как известно, Г.Г.Нейгауз был не только исполнителем, но и выдающимся педагогом.  Ф. Лист преподавал всю жизнь, с ранней юности до глубокой старости, всю вторую половину жизни учил бесплатно. Но это – исключение. Так же, как исключение составляют никогда не преподававшие исполнители (С. Рихтер).

Вопрос сейчас  другой: о педагогических принципах. Что скажет любой из нас на месте преподавателя ученику, который будет играть  ему  «Весёлый ветер» по - очереди вторыми пальцами обеих рук? Скорее всего, скажет, что так нельзя. Вряд ли преподаватель предложит ученику играть мелодию сначала одним, потом двумя, тремя, четырьмя, пятью пальцами, как в третьей тетради Упражнений Листа.
А почему – нет?
А если попробовать?
Наверное, преподаватель, знакомый с этим упражнением, может и воспользоваться таким нестандартным подходом.
Вот это: « Ух ты, как можно, оказывается!» звучит заведомо непрофессионально и мало - интеллектуально. Но…
Если получится?

Может быть, такие нестандартные решения и привели Листа к его сверхъестественной фортепианной технике?
Может быть, именно так и делаются открытия?

Итак, область применения Упражнений Листа: любители музыки (дети и взрослые); взрослые профессиональные исполнители, преподаватели музыки.  Первоначальное  предположение об узости их применения оказалось неверным. Кроме того, выяснилось, что знакомство с ними может быть интересным и полным неожиданностей.
( дальше предисловие ко всем тетрадям)
                Александра Соколова


Рецензии