Ф. Лист. Упражнения, ч. 2. Заметки Александры С

Ференц Лист. Технические упражнения для фортепиано. Тетради 7 - 12

СЕДЬМАЯ ТЕТРАДЬ

Последовательности секстаккордов с различной аппликатурой. Чередующиеся между руками пассажи терциями, секстами и секстаккордами. Хроматические терции, кварты и сексты. Октавные пассажи.

Редактор видит в седьмой тетради, самой объемной из всех, десять разделов.
Первый: гаммообразные пассажи секстаккордами в обеих руках в прямом движении,  без чередования рук.

Второй: пассажи терциями, секстами, секстаккордамив обеих руках в прямом движении, с чередованием рук; заканчивается этот раздел хроматическими пассажами секстаккордами.

Третий: хроматические пассажи от двух малых терций уменьшенного септаккорда в прямом и расходящемся движении.

Четвертый: хроматические пассажи, начинающиеся двумя одинаковыми большими терциями «ми-бемоль – соль», в прямом и расходящемся движении.

Пятый: хроматические пассажи секстаккордами, распределенными между руками.   Кварты -  сначала в правой, потом – в левой.

Шестой:  хроматические пассажи тритонами в  правой и в левой.  Вместе  они образуют уменьшенный септаккорд.  Аккорды играются в прямом движении, как и в предыдущем разделе.

Седьмой: хроматические пассажи терциями и секстами, вместе образующими уменьшенный септаккорд. Аккорды играются в прямом движении. В конце этого раздела помещены хроматические пассажи секстами.

Восьмой: репетиционные октавы, которые редактор называет «разминкой кисти».

Девятый: гаммы октавами в сексту (между первыми пальцами) во всех тональностях. На черных клавишах используются четвертый и третий пальцы.

Десятый:  гаммы октавами с заполнением ( терцией между четвертым и пятым  или между первым и вторым пальцами), играемые в октаву.


ВОСЬМАЯ ТЕТРАДЬ

Ломаные октавы. Чередующиеся между руками октавы. Аккордовые упражнения.  Трели терциями, квартами, секстами и октавами.

Здесь можно условно выделить три раздела.
Первый раздел: повторение ломаными октавами 8,9 разделов предыдущей тетради. Заполнение ломаных октав, это: сначала – терции, а потом – сексты. Далее следуют октавы, разбитые между руками, - один из самых эффектных технических приемов Ф.Листа!  Хроматические гаммы такими же октавами, с аккордовым дополнением в конце, завершают данный раздел.

Второй раздел: исполнение четырехзвучных аккордов в обеих руках. Сначала это – уменьшенные аккорды, исполняемые по хроматической гамме; затем – аккорды кварто-квинтового строения по диатонической гамме (по терциям вниз); потом – они же в виде репетиций по главным ступеням тонического трезвучия. Последовательность аккордов транспонируется по полутонам хроматической гаммы

Третий раздел: трели двойными нотами и тремоло. В этих упражнениях редактор советует обратить внимание на движение кисти.

ДЕВЯТАЯ ТЕТРАДЬ

Уменьшенные септаккорды. Упражнения при неподвижной руке. Арпеджио и ломаные аккорды.

Эта тетрадь состоит из трех больших разделов. Первые два во многом напоминают упражнения для укрепления и независимости пальцев из первой тетради, причем оба вида этих упражнений. Отличия – лишь гармонические: уменьшенный септаккорд вместо диатонических кластеров их первой тетради.

Третий раздел: длинные арпеджио во всех тональностях, по хроматической гамме. В качестве модуляции используются, в виде длинных арпеджио, уменьшенные септаккорды.

Редактор настоятельно не рекомендует применять аппликатуру Листа, где первый палец используется и на белых, и на черных клавишах.
Однако, научившись играть арпеджио с использованием первого пальца на любых клавишах, всегда можно потом вернуться к классическому варианту его применения только на белых

ДЕСЯТАЯ ТЕТРАДЬ

Ломаные арпеджио с различной аппликатурой по всем мажорным и минорным звукорядам.

Редактор подчеркивает, что строение ломаных арпеджио десятой тетради            «…принципиально отличается от тех, которые принято играть начиная с ДМШ».
Вот и редактор приходит к такому мнению, что технические принципы, практикуемые в обучении игре на фортепиано, минуют в своем развитии технические усовершенствования Ф.Листа!

Ломаные арпеджио Листа – сквозные, без повторения предыдущего интервала на новой позиции. Два варианта аппликатуры соответствуют этому  принципу строения ломаных арпеджио.

В этой тетради – четыре раздела.
Первый: ломаные арпеджио, играющиеся обеими руками одновременно, начинающиеся с квинты

Второй:  те же арпеджио, но триолями. Исполняются они каноном: левая рука запаздывает относительно правой руки  на 3 шестнадцатых.

Третий:  ломаные арпеджио начинаются с терции, остальное все так же, как в первом разделе.

Четвертый раздел построен по принципу второго.
Все ломаные арпеджио этой тетради играются в мажоре и одноименном миноре, с модуляцией на полтона вверх (по хроматической гамме).

ОДИННАДЦАТАЯ ТЕТРАДЬ

Арпеджио в терцию и сексту с различной аппликатурой

В этой тетради – два раздела.

Первый: арпеджио двойными нотами преимущественно в терцию.
Второй: арпеджио двойными нотами преимущественно в сексту.
Тональный план соответствует тональному плану предыдущей тетради.


ДВЕНАДЦАТАЯ ТЕТРАДЬ

Октавные и аккордовые упражнения с различной аппликатурой.

В ней – три раздела.

Первый: арпеджио октавами в обеих руках по звукам тонического трезвучия и его обращений.

Второй: арпеджио аккордами по звукам тонического трезвучия с обращениями

Третий: скачки по звукам тонических аккордов на всё увеличивающийся интервал, от терции до октавы.

Модуляционный план всех упражнений: по хроматизмам вверх.
 Разрешением в до мажорный октавный унисон  завершаются все двенадцать тетрадей Технических упражнений для фортепиано Ференца Листа.


                Далее - заключение

                Александра Соколова
               


Рецензии