Ф. Лист Упражнения Заключение Заметки Александры С
Ференц Лист. Технические упражнения для фортепиано. Заключение
Итак, завершился краткий обзор Двенадцати тетрадей технических упражнений для фортепиано Ференца Листа. Как было обещано во введении, мы посетили его творческую лабораторию-мастерскую. Чем это посещение обернется для нас – решать нам самим.
Может быть, оно останется в памяти впечатлением от экскурсии по музею, подобном кунсткамере, с собранием невиданных редкостей, взглянуть на которые можно ради любопытства несколько раз в жизни?
А может быть, оно станет для нас заветным ключом к расшифровке чертежа летательного аппарата, на котором мы перелетим через все непреодолимые преграды и препятствия к ослепительным высотам современного фортепианного исполнительства?
Если серьезно, то знакомство с упражнениями Листа наводит на несколько ясных мыслей. Я не говорю: выводов. Выводы можно делать, только досконально изучив материал и в совершенстве овладев им
Мысли эти следующие:
1. Практическая польза упражнений в решении технических задач. Охват технических приемов, представленных в упражнениях, характеризуется определенной избыточностью: он гораздо шире даже того огромного количества технических приемов, который представлен в фортепианном творчестве Листа. Работа над упражнениями дает определенный «запас прочности», а цель ее можно сформулировать как стремление сохранить уверенность и свободу на самых головокружительных виражах трассы виртуозного исполнения на фортепиано.
2. Методическая ценность упражнений. Нотный материал упражнений, тем более снабженный авторскими указаниями, сам по себе дает исчерпывающее представление о способе его воплощения на фортепиано. Проще говоря, сыграть упражнение удается только одним способом, вариантность исключается. Можно сказать, что упражнение своей нотной записью предписывает единственный способ его исполнения, стало быть, являясь ценнейшим методическим материалом
3. Виртуозное исполнительство в виде его общих закономерностей, выходящее за рамки фортепианного исполнительства, также отражено в упражнениях. Они ведут к легкости исполнения не только крупной, но и самой, казалось бы «массивной» и тяжелой фортепианной техники, при сохранении полнозвучия. Эта манера исполнения напоминает манеру великих певцов как бы напевать, не стараясь, самый сложный вокальный репертуар, не умаляя этим красоты и силы своего голоса
4. Аппликатура упражнений Листа – своего рода энциклопедия аппликатурных вариантов при исполнении фортепианных сложностей. В ней каждый может найти подходящий для себя вариант при работе над трудными (не только в техническом, но и в музыкальном отношении) местами произведения
5. Композиторская техника Листа, наряду с его виртуозной исполнительской техникой, также отражена в упражнениях. Каждое из них, или в целом, или части упражнений - не набор разрозненных приемов, а цельное, продуманно организованное и подчиненное строгой логике развития, маленькое техническое произведение. В гармоническом оформлении упражнений: от диатонических кластеров к уменьшенным септаккордам, как-то невольно просматривается идея равенства всех двенадцати звуков, да только ли она одна?
6. Артистические качества Листа: его сценическая свобода и гипнотическое воздействие на публику, - также отражены в упражнениях. Можно сказать, что они изначально в них заложены, без необходимости быть потом когда-нибудь привнесенными извне. Своими упражнениями Лист учит нас не бояться технических сложностей. Испытывать по отношению к ним уважение, но не страх.
– Будьте бесстрашны в своей уверенности в победе над любыми техническими сложностями, и вы их победите! - как будто говорит нам Лист. Остается только последовать его совету.
Александра Соколова
Свидетельство о публикации №221112800522