C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

История Dilt-hcley-hen, дочери вождя Викторио

С картинками здесь: https://vk.com/club87908871

Путаница с датами/именами в исходном тексте, ибо дочь Викторио только родилась в 1846 году.    Dilchthe - это не Dilth-cleyhen, а совсем другая женщина, родственница Дж. Бетцинеза).



История Dilt-hcley-hen, дочери вождя Викторио,
из Chihenne Warm Springs - Теплых Источников апачей-чихенне.


 
Дильхте, или  Дилт-клей-хен, Дилтичир (Dilchthe also Dilthcleyhen, Dilthichire). История начинается с Дилт-клей-хен, дочери Викторио, имя которой примерно означает «Та (те)- Которая (которые)- Укладывает (укладывают)- Младенцев-В -Одеяло». Ее жизнь захватила большую часть традиционной культуры группы Tchi-hene (Warm Springs) апачей-чирикауа. Длит-клей-хен приходилась Натлетхе (Nahthletha) родственницей, и Бетцинез называл ее «тетя». Ее дочери Бешад-и (Beshad-e) было всего 16 в 1886 году, когда началось 27-летнее заключение военнопленных-чирикауа. Бешад-и и ее семья были вынуждены переезжатьать во Флориду, Алабаму, Оклахому, а затем в Нью-Мексико, где апачи мескалеро остаются и сегодня.

В своей ранней жизни, когда они жили в излюбленной части родины Мангаса, дочь Викторио Дилт-Клей-Хен издалека видела древний дом Ja-ja-deh - Горных Божеств (Духов), примерно в 40 милях от Gila Forest. Это была пещера примерно в двадцати милях от Трес-Херманас (Tres Hermanas), на вершине скалистого склона, поросшего мескитом, юккой, небольшими кустами креозота (сальное дерево, чапарраль, Chaparral, Creosote or Greasewood), и перекати-поле. Семья разбивала лагерь возле пещеры, и по ночам они слышали, как священные существа били в барабаны и пели песни.
«Ши-ма (Shi-ma), моя мама, я хочу устроить праздник здесь, здесь, в Трес-Херманас. Я хочу, чтобы мой da-i-da’ (отец?) был на этой священной родине» - говорила Дилт-Клей-хен.
По утрам они с матерью уходили собирать плоды tuna’ (на кактусах  опунции).
       

Она была замужем за Карлом Мангасом, у них было шестеро детей.
Примерно в 1848 году, когда апачи группы бедонкое были дружны с мексиканцами, во время ярмарки в городе Эскеда на севере Мексики, она и другие женщины были схвачены после того, как все их мужчины были убиты мексиканскими солдатами. Их отправили в Калифорнийский залив и переправили через море Кортеса, в исправительную колонию в Нижней Калифорнии, в качестве рабов.

После того, как большинство пленников погибли, Dilchthe сумела сбежать. Она и несколько женщин прошли на север около трехсот миль вдоль восточного побережья полуострова Баха, но не смогли пересечь залив. Они встретили дружелюбного мексиканца, который объяснил им дорогу к реке Колорадо в месте ее слияния с рекой Гила, где сегодня находится Юма, штат Аризона.
Босиком и без оружия и других необходимых для жизни припасов, они вошли на незнакомую территорию, питаясь травой, семенами и насекомыми, и поедая мертвых животных, включая найденного койота, что явилось даже определенным нарушением культурных табу апачей. Койота - лжеца, связанного с болезнями, смертью, прелюбодеянием и кровосмешением – апачи старались избегать любой ценой.


Следуя по северной полосе реки Колорадо до верховий Гилы, они перешли на южный берег. Разгорелась ссора по поводу того, какой путь выбрать. Dilchthe  и другие решили следовать до конца по почти высохшей Гиле, до ее истоков в пустыне Гила недалеко от Сильвер-Сити, на территории нынешнего штата Нью-Мексико. Во время ихнего спора  местные индейцы из мохаве или юма напали на группу, захватив одну женщину и убив остальных, но  Dilchthe сбежала.
К северо-востоку от нынешнего Саффорда, штат Аризона,  Dilchthe узнала отчетливую гору в форме сердца, и разожгла сигнальный костер, чтобы призвать на помощь. Удивительно, но человек, который верно распознал сигнал, был ее собственным зятем. Он накормил изголодавшуюся женщину свежей олениной, прежде чем вернуть ее в лагерь, где она воссоединились со своей дочкой и внуками.
Будучи уже в возрасте, эта замечательная женщина прошла не менее тысячи миль по неизвестной стране, без оружия и припасов. Она молилась Уссену и полагалась лишь на свои чувства и природную решительность. Ее чествовали при жизни, и чествовали после смерти, как пример стойкости народа апачей, для будущих поколений.
 

 
 



 

 


Рецензии