О чёрном юморе и не только

Попалась тут мне на беду картинка в интернете. На ней желторотый цыплёнок, с испуганным интересом взирающий на яичницу из одного яйца. Я, возьми, да сделай подпись в стихах:

Всё в этом мире движется неправильно, вкривь, невпопад,
рок ли над нами царствует, судьба ли смеётся – шалунья.
Покуда жив и чирикаю, тебя не забуду я, брат:
мы были с тобою яйцами, теперь ты – глазунья.

А написав, решил опубликовать всё в том же интернете. Думал: люди улыбнуться, а потом задумаются. Или сперва задумаются, а потом улыбнуться. А люди – в лице одной дамочки – резко спросили: «Жёстко. Зачем?» «В смысле?» – не понял я. «Ну, это уже даже не чёрный юмор...» Я не стал уточнять: «А что?..», потому что понял: для дамочки (а по моим наблюдениям – она не одна такая) – страшней чёрного юмора может быть только атомная война. Видимо, её-то и имела в виду моя читательница, говоря «уже даже не…».
Теперь задуматься пришлось мне. А задумавшись, полезть вновь в интернет, чтобы уточнить окончательно, что же такое этот «чёрный юмор». И вот, что мне ответил интернет: «Чёрный юмор – юмор с примесью цинизма, комический эффект которого состоит в насмешках над смертью, насилием, болезнями, физическими уродствами или иными мрачными, макабрическими темами». Все слова кроме «макабрическими» были знакомы. Пришлось еще раз спросить у Яндекса. Оказалось, что это (от французского «macabre») означает погребальный, мрачный. «Интересные люди эти википедисты, – мелькнула мысль. – Зачем-то два раза написали одно слово – сперва по-русски, потом по-иностранному». Ладно, не в этом суть. Надо разобраться: я-то над чем так зло и кощунственно насмешничаю? Над физическими уродствами? Т.е. вы считает яичницу, которую готовите себе по утрам,  по отношению к цыпленку физическим уродством? Тогда вам надо срочно к врачу. Идем дальше. Насмешка над болезнями? Это как понимать: цыпленок заболел – у него яичница. Нет, – тут опять на запись к психиатру. Или еще: насмешка над насилием. Т.е. вы берете яйцо, чтобы приготовить (меня уже мутит от этого блюда!) яичницу и тем самым совершаете насилие над …яйцом! Да я так сам скоро в больницу побегу. Значит, остаётся одно: «насмешка над смертью». Это – да, от этого не отвертишься – насмешничаю. Но разве я первый начал – насмешничать. Карикатурную старуху с косой – я что ли нарисовал  – уж не помню в каком веке? А русские пословицы и поговорки типа: «Горбатого могила исправит» – это ли не одновременная насмешка и над физическим уродством и над смертью?.. Нет, черный юмор ничуть не хуже юмора красного, зелёного, голубого… И уж гораздо лучше – серого. Не удержусь, чтобы не процитировать чью-то шуточку: «Чувство чёрного юмора, как ноги – у кого-то есть, а у кого нет».
И всё-таки мне кажется, что негодование по поводу чёрного юмора – это прикрытие, эвфемизм. На самом деле людям не хочется, чтобы им напоминали о смерти. Фразу «мементо мори» – они не любят. Им сегодняшним днём жить надо, и он должен быть максимально светлым и радостным. Эти люди очень бы возмутились, если б, как мы на днях, пришли в церковь, а в соседнем приделе – гроб со старушкой-покойницей. «Как, – сказали бы они, – мы привели детей на праздничную службу, а тут!.. Или нельзя было попозже её выставить?..» Поэтому они в церковь почти и не ходят: всё в ней напоминает им о смерти, особенно Распятие. Им позитив нужен, а тут…

январь 2019


Рецензии