Предмет и метод философии. Часть первая

Что философия имеет особенный характер рассуждений знают все - недаром "философствовать" употребляется  в основном в ироническом смысле - предаваться отвлечённым рассуждениям, умствовать, мудрствовать. Однако же в этой иронии содержится и указание на то, что философствование, в отличие от обыденных рассуждений, есть некое размышление исходящее из общих представлений о человеке и окружающем его мире - такого характера, что попытка его применения в конкретном случае, для решения конкретного вопроса конкретного человека оценивается собеседниками как некая оторванная от жизни схема. Если же случается, что такая схема признаётся удачной - её ждёт оценка как мудрого изречения, правда, в основном такие мысли появляются в виде сентенций на все случаи жизни. От Аристотеля к нам дошло называть подобный характер рассуждений обобщением, поэтому считается, что философ мыслит предельно общими категориями.

Отсюда становится понятным иронизирование над философствованием - рассуждая в общем, упускаешь частное - а во многих случаях это частное кажется намного более важным, чем общее. Так, например, объяснение измены тем, что все изменяют, вряд ли будет оценено одной из сторон как мудрая философская мысль.

На самом же деле обобщение, как одна из форм логического мышления, не есть отличительный признак философствования, настоящего философствования, а не карикатурного. Тем более в нём нет никакой сложности или "мудрости", под которой подразумевают глубину проблемы и соответствующую ей глубину ей разрешения.

Мы знаем, что проблема потому и называется проблемой, что ей решение не лежит на поверхности, а во многих случаях кажется, что его и вовсе не существует. Особенно драматично или даже трагично это происходит с молодыми людьми в делах сердечных, когда порой отчаяние доходит до самоубийства. И какими же эти проблемы кажутся пустяковыми по прошествии определённого времени, как же кажется можно было бы их легко решить! Что же мешало решить тогда, когда много сил и нервов ещё было не потрачено?

А вот что - назовём это субъективностью, особенным состоянием сознания, противоположным объективности.

Рассмотрим пример: юноша влюблён в девушку и страдает от неразделённости чувства. Его страдания - показатель его субъективности в оценке отношений (при условии, что определённое общение между ними было). Переход к объективности подразумевал бы спокойный анализ им отношений и вывод об их несовместимости - и это было бы философским подходом. Но юноша, не будучи философом переходит к объективности иным путём, например, находит другую девушку и успокаивается: оказывается, первая была хуже. Есть и другие варианты его прозрения - с большими или меньшими издержками. Однако же, философское прозрение имеет перед всеми то преимущество, что оно вытекает исключительно из работы сознания, способного в субъективном найти объективное и преобразовать одно в другое.

И сэкономить на издержках.


Рецензии