Былинный герой Садко родич водного царя?!

ВСТУПЛЕНИЕ.
Мне, как культурологу и этнографу, через годы творческого развития пришедшему к осознанию важности глубокого осмысления народных эпосов, в том числе через философскую призму социальной антропологии, захотелось представить уважаемому обществу свое видение фольклориста на художественный образ героя новгородской былины Садко. Считаю, былину Садко древнейшей славянской легендой и нахожу в ней отголосок и развитие, а может и продолжение фольклорного протоновгородского и финно-угорского сказа. Поэтому, в этом эссе я буду обращаться и к другим фольклорным источникам, к моему сборнику фольклора «Васкеловские Сказы» и к эпосу Калевала.

ПОЯВЛЕНИЕ В НОВГОРОДЕ.
Уже в первых словах былины, в зависимости от источника, мы находим информацию о происхождении и характере героя: «Во Ново-граде, как да был Садко-купец, богатый гость. А прежде-то именьица у Садко не было». Дана сказательная краткая характеристика: Садко не родился в Новгороде, а прибыл в него богатым гостем, по меркам новгородских граждан. А из былины мы далее узнаем, что прибыл с неподражаемым талантом гусляра и с не имеющим аналогов музыкальным инструментом - уникальными яровчатыми гуслями. По прибытию Садко ничего не рассказывает о себе, но сразу же гармонично вливается в общество успешных новгородцев и находит уважение у небогатых граждан. Это важно! Это сразу же делает образ Садко таинственным. Садко знает культурно-хозяйственный уклад жизни новгородцев, традиции, правила поведения в разных социальных слоях новгородского общества… Это случайность? Не думаю.
Древние русичи с территорий, которые в дальнейшем стали называть новгородскими землями, осваивали север и селились по берегам Ладоги, на Карельском Перешейке и севернее, на берегах Белого моря. Торговля и производство образовывала посредством народного договора и народного права города и деревни. Новгородцы приоритетно передвигались по рекам и это было неким фирменным новгородским стилем. Даже в эпосе Калевала мы находим руну, в которой жителям братского финно-угорского народа дается наставление о важности передвижения по рекам. Реки – это дороги, вдоль которых которых люди устраивали-вырывали затоны для выращивания рыбы, прорывали витиевато сами речные русла, чтобы увеличить площадь и объем рыбоводческого промысла, строили плотины для хозяйственного использования и экологического оздоровления территорий, перед плотинами в руслах рек из камней устраивали «Новгородские Быки», которые выставляли приемлемый уровень воды в реках. Из вышесказанного можно с уверенностью сказать откуда Садко, он прибыл с Севера. А вот о своем происхождении Садко почему-то сам мало что знает. Об этом становится известно через череду его приключений.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ.
Садко играл на гуслях уникальным способом, не свойственной новгородцам музыкальной техникой пальцев. Никто не мог повторить и играть, как Садко. Он был неподражаем. Значит, Садко учился у финно-угорских мастеров игры на кантеле и мало вероятно, что в Карелии, эта техника была бы известна. Возможно, Садко учился в далекой Северной Похъёле. Так почему никто из новгородцев не слышал подобной музыки, как у Садко?
Мы ничего не можем знать о том, почему в один прекрасный день, Садко внезапно отказались принимать в высоком новгородском обществе, не позвав его на пир. Это акт пренебрежения, это унизительно и делает человека изгоем, указывая ему, что он потерял уважительное отношение к себе. В руне эпоса Калевала нечто подобное происходит с трудолюбивым и непобедимым воином Ахти, когда его с женой не позвали на свадебный пир в Похъёлу, куда отправляются все уважаемые жители Калевалы.

САДКО И ВОДЯНОЙ ЦАРЬ,
От Садко отворачиваются все. Он теперь одинок. И вдруг, его поддержать берется Водяной Царь из Ильмень-озера. Разве это не странно? Садко сам не имеет ответа на этот вопрос и даже дважды убегает от Ильмень-озера перед появлением Водяного Царя, которое предваряется масштабным закипанием воды у берега.
Водяной Царь объясняет Садко свое появление его игрой на берегу с утра и до самой ночи:
«Благодарим-ка, Садко да новгородский!
А спотешил нас теперь да ты во озере;
А у меня было да как во озере
А-й как у меня столование да почестен пир,
А-й как всех развеселил у меня да на честном пиру…»
Эти слова больше похожи на лесть, маскирующую желание помочь. В Новгороде было много певцов, гусляров, скоморохов, поющих, играющих и танцующих на городской пристани или от души на речном и озерном берегу. Так возможно, дело совсем не в этом?
Мне представляется, что в былине указано, что Водяной Царь не только был удивлен игрой на яровчатых гуслях… Он распознал происхождение Садко, о котором самому Садко ничего неизвестно. Водяной Царь признал в молодом, с виду в обыкновенном, земном мужчине – водяного, но ему ничего об этом не говорит. Скорее всего, древними сказателями-гуслярами, Садко представлялся, как сын земного мужчины и женщины-водяной, выросшим среди людей. Именно поэтому Водяной Царь готов передать Садко атрибуты царской власти – три рыбы золотые перья.

САДКО РИСКУЕТ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ С ВОДЯНЫМИ.
Водяной Царь говорит пророчество: «завтра позовут тебя да на почестен пир». Пророчество исполняется. Садко снова среди приглашенных. Почему? Садко снова этого не знает. Но оценим внутреннее состояние героя. Садко устал, измотан и видимо доведен до отчаяния. Он не влияет на происходящее. Он ведь даже не убежал, как убегал дважды раньше, когда очередным вечером у Ильмень-озера, во время игры на гуслях на «Синь Горюч камне» вновь «а вода ли с песком да смутилася». Садко осмелел и больше не бежит, а готов встретиться со своей участью. Поэтому, Садко всецело доверяется Водяному Царю и спорит на честном пиру, делая ставкой свою жизнь против нескольких торговых мест и немногого товара купцов. Все вышло так, как ему было обещано и выигрывает спор.
У меня вызывает недоумение, зачем в советском фильме «Садко», герой вылавливает рыб золотые перья не с первого раза, как в былине, а лишь перед закатом в предынфарктном состоянии?
Уважаемый читатель, вспомним, что мы говорим о народном фольклоре. Это все сказки: красивые, порой пугающие или даже с нравоучением, и вообще, истории о не происходившем. В пределах Ленинградской Области хорошо известна былина о любви водяной женщины и юноши. Однажды на берегу реки, между ними вышел спор: где вместе жить? Водяная женщина звала юношу жить в реку, а юноша звал ее в свой земной дом. Поняв, что юноша не уйдет за ней, она превратила его в цветок василек. В пределах Калевалы эта же былина заканчивается превращением юноши в куст брусники. Например, в эпосе Калевала отдельная руна посвящена непорочному зачатию девушки Марьятты от брусники.

САДКО – БОГАТЫЙ КУПЕЦ.
Представляется интересным описание причин и источника несметного богатства Садко в кратчайшие сроки. Да, Садко получил несколько торговых мест в гостином дворе. Получил к ним товаров, но… Это не соизмеримо мало по сравнению с тем, что скорым временем Садко стал богат на столько, что способен был скупить все товары, находящиеся на тот момент в Новгороде! Секрет оказывается прост, если учесть вышесказанное ранее предположение, что Садко всю свою юность перемещался и хорошо ориентировался в местах своих далеких путешествий. Вот, что мы находим в былине:
«А-й как стал ездать Садко торговать да по все местам,
А-й по прочим городам да он по дальниим,
А-й как стал получать барыши да он великие».
Восторг от личного богатства приводит его к новому спору на честном пиру, который он проводит уже в своих белокаменных палатах. Садко имея «несчетно золоту казну» спорит на тридцать тысяч. Это немыслимо огромная сумма, но она для Садко теперь незначительна.
Садко проиграл спор, но радуется с другими богатству великого Новгорода. Садко восторгается, как купец и его восторг понятен другим купцам: «лучше пусть не я да богатее… Как пусть побогатее меня славный Новгород». Садко отдает тридцать тысяч, строит целый торговый флот в тридцать парусных кораблей огромной грузоподъемности для хождения по морю и отправляется со своей дружиной торговать в Золотую Орду, чтобы стать богаче прежнего.

САДКО В ГОСТЯХ У МОРСКОГО ЦАРЯ.
Мало ли кораблей ходит по морю, мало ли на них мореходов, но Морской Царь требует именно Садко к себе по воду на почестен пир.
На обратном пути, из Золотой Орды домой в Новгород, в море происходит уникальное природное явление: шторм, волны бьют о корабли, ветер паруса рвет, стихия вот-вот сломает «черны корабли», но… корабли не идут с места?! Садко говорит своей дружине о невыплаченной дани Морскому Царю. По очереди в море бросают бочку-сороковку красного золота, затем чистого серебра, затем мелкого и крупного скатного жемчуга. Буря не утихает. Доходит очередь до человеческой жизни и брошенный в море жребий трижды указывает на Садко.
Вот здесь и раскрывается тайна и истинная былинная причина, почему Водяной Царь, а затем и Морской Царь стремятся к общению с Садко. Оказывается, Садко может дышать и жить под водой, но он еще этого не знает. Откуда у него у человека такая особенность? Думается, что в самом его происхождении. В моем «Сказе о Медвежьем ручье» из сборника фольклора «Васкеловские Сказы» повествуется о любви сына мельника и Хозяйки Реки. Вернувшись из Ладоги, где она проводила зиму с сестрицами, Хозяйка Реки узнает, что сын мельника ушел на войну:
«В тот же день схватки начались и родила Хозяйка Реки у ручья трех сыновей. Хотя и была она детям матерью, но они все же люди, коченеть стали. Пронесла она на руках детей своих через устье ручья, поставила на берег и обратились они медвежатами. Позвала Хозяйка Реки из леса медведицу и повелела сыновей своих вырастить, а сама в горе своем возвратилась в Ладогу.
Вернулся сын мельника героем с войны, рассказал ему отец о встрече с Хозяйкой Реки. Побежал герой прямо к Камню Свиданий, вдруг вышли из леса в шрамах и в кровавых ранах три огромных свирепых медведя, а за ними стояла старая медведица. Оторопел сын мельника от ужаса, бросились те медведи от него в устье ручья и обернулись прекрасными юношами. Подбежали они к герою, стали обнимать его, рассказали, как долго они ждали отца с матерью, и как не принимали их другие медведи. Стали дружно жить, а та медведица всегда была добрым гостем на мельнице, где для нее запасали мед и свежую кабанину…»
Подтверждает отсутствие знания о своих возможностях жить под водой  прощание Садко на корабле с дружиной:
«А-й полагайте вы доску дубовую на сине море…
А не то как страшно мне принять смерть во синем море…
А-й заплакал горько, прощался он с дружинушкой хороброю…»
Садко просыпается на дне морском, видит, как печет сквозь воду солнце, перед собой видит «палата белокаменна» Морского Царя. Садко тепло принят Морским Царем и новгородец играет ему на яровчатых гуслях, в подводном дворце веселие. К Садко является православный святой Николай Можайский и дает наставление к возвращению на землю.
Но теперь у Садко есть выбор, Морской Царь отдает замуж выбранную самим Садко водяную деву красавицу Чернаву. Святой Николай предупредил Садко, если он в брачную ночь совершит блуд с Чернавой, то навсегда останется жить под водой. Что выбрать Садко? На берегу его ждет молодая земная жена, «именьица», новгородское общество, «бессчетная золотая казна», торговля или ему выбрать морские просторы, подводный дворец и жизнь с красавицей Чернавой, так что же? Садко, не раздумывая выбирает земную жизнь, в брачную ночь он отвергает водяную деву, ложится и засыпает. Просыпается «Садко во своем да во городе, о реку о Чернаву на крутом кряжу». Теперь становится ясно, что святой Николай Можайский помогает Садко выбрать Хозяйку Реки Чернавы, что протекает рядом с Великим Новгородом. А те шестьсот водяных дев в гостях у Морского Царя – это Хозяйки Рек, пришедшие на сватовство с Садко.
Садко выгружает в свои белокаменные палаты с кораблей «несчетну золоту казну», строит соборную церковь Николаю Можайскому, строит церковь пресвятой Богородице, молится Господу-Богу и просит его о прощении своих грехов. С тех пор Садко не выезжает «на сине море» исключительно проживая и торгуя в Новгороде, живет счастливо, в почестях «как ведь да после этого а-й тому да всему да славы поют» и в достатке.

О МОРСКОМ ПУТЕШЕСТВИИ САДКО.
В былине дается любопытное описание путешествия. Сначала по реке Волхов во Ладожское озеро, далее по реке Нева в синее море и в Золотую Орду. Так, как же это «воротил он в Золотую Орду». Дело в том, что древние русичи-сказатели слабо представляли географию. Это сейчас легко сформулировать: Садко вышел в Атлантику, «воротил» в Средиземное море, далее в Черное море к его северо-восточной части, где и находились порты Золотой Орды. И здесь, в былине, мы также не находим условий и правил торговли в Золотой Орде. Сказателям они были тоже неизвестны. Нам только представлен факт, что перед отъездом обратно в Новгород, Садко насыпает в бочки-сороковки красное золото, насыпает много бочек чистого серебра и насыпает много бочек жемчуга мелкого и крупного скатного. Все это грузит на тридцать кораблей и уплывает домой.

ЖЕМЧУГ В КУЛЬТУРЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА, КАЛЕВАЛЫ И ПОХЪЁЛЫ.
Часть былины про груженный на корабли жемчуг, считаю удивительным литературным фактом! Как этнограф, я знаю о русском женском костюме достаточно. Гребни для волос, бусы, кокошники, платья, элементы обуви, на Руси обильно украшал мелкий жемчуг. Мои личные исследования последовательно приводят меня к мысли, что на территории Евразии в реках не существовало никаких речных моллюсков жемчужниц, а доставлялся жемчуг на Русь караванами Великого Шелкового Пути.
Так, где родина русского и калевальского жемчуга? Почему не сохранилось никакого описания, как делали тончайшие отверстия в жемчуге для нитей? Хотя бы получить, хоть сколько бы правдоподобное описание технологии сверления отверстий при массовом производстве жемчужных бусин, где?
Я уверен, что жемчуг привозили кораблями из районов экваториальной части Тихого океана в Китай. Мне думается, что многих ученых сбивает факт распространенности стиля украшения жемчугом женских платьев до самого Ледовитого океана. Поэтому и удобен миф о жемчужницах в реках, например, под Архангельском, которых всех изловили. Но позвольте… Территории нынешней Финляндии и восточные земли современной Швеции и Норвегии были с 1200-го года нашей эры политически и экономически Новгородскими. Финно-угорские народы были исключительно православными и противились распространению из Швеции католичества. Позже пришло на Новгородские земли в Карелию лютеранство. Не забудем, что Новгород вел оживленную торговлю, а финно-угорские красавицы, как мы знаем из эпоса Калевала не только любили расшитые жемчугом ткани, но и любили изысканные шелка. Шелк был редким и дорогим элементом женского наряда и в Калевале, и даже севернее в холодной мрачной Похъёле. Надеюсь, никто не выдвинет утопическую идею о «Норвежском арктическом шелкопряде»?

МУЖСКОЙ ОБРАЗ ПОВЕДЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ.
Русская душа – это возвышенный термин, характеризующий женскую нежность, мудрость и заботу, самобытную культуру, проявляющую себя при украшении домов, церквей, как производная от женского образа Руси-матушки и мужские качества: отчий дом, отечество переданное от отца, отцовскую силу, смелость и доблесть, военные подвиги отцов и дедов, землепашество с урожаями «то густо, то пусто», меткость охотника, результативный труд, чистоплотность, совестливость, справедливость, красота и богатство Православной веры и доброе богатырское мужество. Это мы – люди русские!
Садко-богатый-гость комфортно чувствует себя внутри новгородского общества. Здесь, в Великом Новгороде, каждый мужчина трудолюбиво развивает свои таланты, совершенствуясь в своем ремесле и результатами своего труда похваляется. Каждый новгородский мужчина знает, если ты ведешь себя с достоинством, то позван будешь на «почестен пир», где пируют и купцы, и настоятели новгородские, мастеровые, мореплаватели, и достойные представители новгородского общества от бедных до богатых. И каждый живет в Великом Новгороде от одного до другого «Честного Пира» так, чтобы, придя на званный пир было чем похвалиться. Веселье, добродушие и бравада – вот атрибуты атмосферы праздника-пира, который в Великом Новгороде имеет право созвать любой купец, у которого все «наедалися и напивалися»:
«А-й похвальбами-то все да похвалялися,
А-й кто чем на пиру уж как хвастает,
А-й кто на пиру чем похваляется:
А иной как хвастает несчетной золотой казной,
А иной хвастает как добрым конем,
А иной хвастает силой могучею богатырскою,
А иной хвастает славным отечеством,
А иной хвастает молодым да молодечеством…»
Здесь нет место для брани и раздора, все приглашены, как подобает православным радоваться, веселиться после плодотворных трудов и психологически отдыхать, делясь своими успехами.
Все острые ситуации, возникающие при таком скоплении разгулявшегося сытого и подвыпившего народа, решаются методом спора на деньги, доказательство или имущество. Приветствуется хвалиться только достигнутым и здесь нет места для шуток! Увлекшегося привирающего хвастуна сразу привлекают к ответу, он обязан заплатить штраф усомнившемуся слушателю, и тем снимается повод для ссоры и конфликта. С другой стороны, если слушатель усомнился несправедливо, то чтобы не было обидно рассказчику присутствовавшие предлагают им «биться об заклад» и штраф заплатит недоверчивый слушатель.
Культура спора на новгородском пиру исторически отлажена, имеет свои правила и ни у победившего, ни у проигравшего истина не вызывает чувства досады. Выявляют правду, как в русской игре «Верю – не верю», платят или доказывают свою правоту и пируют дальше веселясь. Вот, например, как после высказанных Садко мыслей вслух о том, что ему хватит денег скупить все товары в Новгороде, товарищи затеяли на пиру спор:
«А-й как вставали тут настоятели ведь новгородские…
А о чем ли о многом бьешь с нами о велик заклад»?
Так сохранялась атмосфера праздника и веселия до самой ночи, а после расходились довольные новгородцы по своим домам.


Рецензии