Взвейтесь кострами синие ночи

      В апреле 1958 года меня приняли в пионеры. Это было долгожданное событие. До этого я был октябрёнком, но уже с 3-го класса перестал носить значок с кудрявым Лениным, так как я был высокого роста и хотел выглядеть старше и походить на пионеров - героев Великой Отечественной войны, про которых я уже прочитал несколько  книг.
 
      В школе нам торжественно повязали пионерские галстуки, которые мы купили заранее. Галстуки были или шелковые, блестящие, или простые сатиновые. У меня был сатиновый, но я не комплексовал по этому поводу, так как такие были у большинства.

      Конец апреля был холодный, местами ещё лежал снег. Я возвращался домой в приподнятом настроении и специально не застегнул пальто, чтобы было видно мой галстук. Ветер развевал красный галстук, и я косил глаза, чтобы видеть его.
Мне казалось, что все идущие мне навстречу прохожие думают: «Парень-то,  пионер, такой не подведёт!».

      Нашему классу выделили вожатую — девочку из 7-го класса, комсомолку. Мы оставались после уроков и пели : «Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры дети рабочих...», «По долинам и по взгорьям шла дивизия вперёд...», «Смело мы в бой пойдем за власть Советов...».

       Последнюю песню я часто пел, возвращаясь домой поздно вечером , после просмотра всех телепередач по телевизору у дяди Афони. Дорога проходила мимо Ачкасовского кладбища, и я подбадривал себя словами: «И как один умрём в борьбе за это!».

       На Советские праздники мы готовили «монтаж». Человек пять стояли в шеренге на сцене и по очереди декламировали пару строк  какого-нибудь стихотворения.
       Проводили конкурс по очистке картофелины. Я просто строгал её левой рукой как палочку. А Маша Овцынова умела очистить картофелину, получив только одну витиеватую шкурку.
       Ходили шефами в детский сад и давали сказочные представления.

       Но время шло, и уже с 6-го класса пионерство стало формальным. Ещё собирали  макулатуру и металлолом, но ношение галстука стало обременять. В школе дежурные на входе проверяли его наличие.
       Галстуки у ребят превратились в скрученные неглаженные , а зачастую и надорванные на концах, тряпочки. Часто концы галстука прятали под молнию вельветовой куртки, а после прохода в класс и вовсе снимали некогда такой желанный знак принадлежности к пионерскому движению.


Рецензии
Не все так поступали. Я и мои подруги галстуки не прятали. Я выступала за исключение некоторых учеников из пионеров.

Нина Мелодина   18.01.2022 19:33     Заявить о нарушении