Судьба обновленца

Что есть обновленчество, какой оно заслуживает оценки?
Обновленчеством называется кратковременный раскол в истории Русской Церкви XX в., а оценка раскола Церкви не может не быть отрицательной.
Первым раскольником в истории мира был диавол, соответственно, его последователи становятся в ряд, хуже которого не бывает. Однако речь именно о его последователях – т. е. раскольниках ИЗ-ЗА ГОРДЫНИ и КОРЫСТИ.

Можно ли такими считать обновленцев вообще?
Здравый смысл, знакомство с их судьбами и, наконец, свидетельства очевидцев делают такое обобщение невозможным.

Если иметь в виду схему честного и откровенного бывшего обновленца Краснова-Левитина, то подобного обвинения достойны две их группы:
"В общем священнослужителей-обновленцев можно разделить на 4 группы: первая — самая многочисленная группа — <…> серые батюшки требоисправители <…> Вторая — прохвосты, присоединившиеся к обновленчеству в погоне за быстрой карьерой, спешившие воспользоваться «свободой нравов», дозволенной обновленцами. О них епископ Антонин сказал: «Ассенизационная бочка православной церкви». Почти все они были агентами ГПУ. Третья — идейные модернисты, искренно стремившиеся к обновлению церкви. Эти жили впроголодь, ютились в захудалых приходах, теснимые властями и своим духовным начальством и не признанные народом. Они почти все кончили в лагерях. Четвёртая — идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны. (Так сказать, церковные Бонапарты). Среди них многие <…>, хотя и не все, также были связаны с ГПУ".

Как быть с двумя остальными группами – в первую очередь, самой многочисленной, из тысяч "серых батюшек-требоисправителей"?
К середине 1920-х обновленцев в СССР насчитывалось порядка 11 тыс. человек (это примерно в 4 раза меньше числа не поддавшихся расколу представителей Церкви). Наибольшее распространение обновленчество получило на Северном Кавказе, прежде всего на Кубани.

Какова – если не гордыня и корысть – была их мотивация в избрании стороны раскола?
На мой взгляд, ответ очевиден:
в досоветское время организация жизни Церкви была настолько плачевной, что тысячи её представителей предпочли раскол дальнейшему пребыванию в рядах РПЦ.
Именно это стало основной причиной не только обновленческого раскола, но и всей трагедии РПЦ в первые два советских десятилетия. Именно это стало одной из главных причин безбожия значительной (если не большей) части народа России в предсоветские и советские годы.

Данная констатация не оправдывает выбора обновленцев. Из представителей Церкви лучший выбор в то время сделали такие, как митрополит Сергий (Страгородский) или священник Павел Флоренский.
Однако считать большинство обновленцев теми, кто сознательно избрал сторону отца лжи, оснований, видимо, не существует.
Между сознательным следованием дорогой неправды и уклонением на левую сторону из-за губительной чрезмерности в стремлении к Правде – лежит пропасть.

К середине 1940-х все подобные обновленцы, т. е. подавляющее большинство раскольников, снова стали частью Церкви, возвратившись в неё чрез покаяние. – Однако частью уже очищенной Церкви, не имевшей в своей внешней организации уже практически ничего общего с внешними чертами РПЦ досоветского времени.

Одним из тысяч таких людей был
ВЕПРИЦКИЙ
ВЯЧЕСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ
(из книги "Кубанское духовенство. 1790–1990")

Родился 20 февраля 1885 г. в с. Овощи Ставропольской губернии в семье крестьянина.
В 1900 г. окончил Ставропольское духовное училище. Поступил в Ставропольскую классическую гимназию, но в 1904 г., после окончания 7 класса, "по болезни, а более за неимением средств продолжать обучение, выбыл из гимназии". Выдержал экзамены на диаконо-учителя и учителя уездного училища.

С 1 сентября 1905 г. по 1 сентября 1906 г. учитель образцовой школы при Ставропольской духовной семинарии.
С 1 сентября 1906 г. по 15 июля 1907 г. заведующий двухклассным министерским училищем в с. Пелагиаде Ставропольской губернии.
С 15 декабря 1907 г. по 17 ноября 1908 г. готовился к экзамену "за 5-6 кл. Дух. Семинарии, но экзамен не держал".

С 11 сентября 1908 г. по 1912 г. псаломщик Покровского храма ст. Бесстрашной. По собственным словам, "в том же году (в 1912-м. – А. С.), рукоположенный епископом Александровским Михаилом в сан диакона". – Это противоречит епархиальным данным: 11 июня 1917 г. епископом Кубанским и Екатеринодарским Иоанном (Левицким) рукоположен в сан диакона во время литургии в Екатерининском храме г. Екатеринодара.
Учительствовал и диаконствовал в Покровском приходе до 1918 г.

С 15 июня 1918 г. диакон Троицкого храма ст. Вознесенской.
26 декабря 1921 г. архиепископом Краснодарским и Кубанским Иоанном (Левицким) рукоположен в сан священника, назначен настоятелем Михайлоархангельского храма ст. Надёжной. С 1930 г. благочинный Отрадненского благочиния. Служил в Надёжной до 29 января 1933 г.

По собственному свидетельству, "был в расколе обновления с начала его возникновения".
В 1933 г. находился в тюремном заключении 3,5 месяца, до окончания следствия; осуждён не был.
С 1 июня 1933 г. по 15 сентября 1934 г. настоятель Троицкого храма г. Армавира, благочинный.
С 15 сентября 1934 г. по 1 июня 1935 г. настоятель Вознесенского храма ст. Курганной, благочинный.
С 1 июня 1935 г. по 11 ноября 1937 г. настоятель Богородицерождественского храма ст. Отрадной, вновь благочинный Отрадненского благочиния.

С 26 апреля по 1 июля 1938 г. сторож на лесоскладе в ст. Усть-Лабинской.
С 1 июля 1938 г. по 24 июля 1940 г. секретарь-кассир артели Кожкоопремонт в ст. Усть-Лабинской.
С 19 января 1941 г. по 17 января 1942 г. помощник бухгалтера и табельщик Госмаслозавода № 3 в ст. Усть-Лабинской.
С 22 января по 22 июля 1942 г. казначей и заведующий делопроизводством штаба военных эвакогоспиталей в ст. Усть-Лабинской, по вольному найму.

С 9 августа 1942 г., т. е. со времени оккупации ст. Усть-Лабинской нацистами, проживал там же, нигде не работал до 15 октября 1942 г.
С 15 октября 1942 г. по 18 февраля 1943 г., по приглашению прихожан и указу обновленческого архиепископа Кубанского и Краснодарского Владимира Иванова, настоятель Троицкого храма ст. Восточной. С 18 февраля по 21 июня 1943 г. "проживал без работы в ст. Восточной, вследствие отчуждения здания церкви".
С 21 июня по 4 сентября 1943 г. "временно" настоятель Введенского храма х. Болгова.

В 1943 г. награждён митрой за особые труды по сбору средств и тёплой одежды "нашим дорогим воинам во 2-ю Отечественную войну".
С 4 сентября 1943 г., по указу обновленческого архиепископа Владимира от 31 июля 1943 г., настоятель Троицкого храма ст. Новодонецкой. Активно поддерживал мероприятия советской власти; в начале 1946 г. с членами совета общины возглавил прихожан, направлявшихся на избирательный участок, а до этого в ходе праздничных богослужений разъяснял прихожанам о времени, порядке и значении советских выборов.

1 апреля 1945 г. в Троицком храме г. Краснодара принёс покаяние за пребывание в обновленческом расколе и вновь принят в лоно Церкви.
25 октября 1946 г. епископом Краснодарским и Кубанским Флавианом (Ивановым) назначен настоятелем Воскресенского молитвенного дома ст. Приморско-Ахтарской и благочинным 4-го округа Краснодарской епархии.

20 апреля 1950 г., за пастырские труды и ревностное служение Церкви, в Ильинском храме г. Краснодара архиепископом Краснодарским и Кубанским Гермогеном (Кожиным) возведён в сан протоиерея. Неоднократно получал благодарности архиереев за грамотные и толковые доклады и отчётность.
В августе 1957 г. письменно благодарил краевого уполномоченного по делам РПЦ "от себя и всего духовенства благочиния за честь присутствовать и слушать лекцию на тему 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции и наслаждаться концертом из двух отделений" (посвящённый годовщине Революции концерт состоялся в Краснодарской государственной филармонии; звучала симфоническая музыка, выступал "ансамбль кубанских казаков". – А. С.).

29 июля 1958 г., согласно прошению от 25 июля, уволен за штат по болезни и старости.
Умер 86-летним 9 марта 1971 г. в г. Приморско-Ахтарске.
Имел жену Людмилу Ивановну (повенчаны 28 мая 1905 г. в г. Ставрополе). В конце 1950-х гг. в семье кроме жены была внучка Екатерина Тягунова, студентка.


Рецензии