Установление авторства

         Ко Дню рождения Александра Блока



Сегодня день рождения Александра Блока по церковному календарю (16-е ноября по старому стилю, 29-е по новому). А вчера его день рождения отмечали по светскому календарю, доставшемуся нам в наследство с советских времён. И в сети было много публикаций, посвященных великому поэту-символисту. Среди них мне попалась публикация одного музыкального сообщества, в которую было включено следующее стихотворение:

В петляющей темнице Бытия
Смешались и события и люди,
И где-то там блуждаем ты и я,
Ища свою любовь в потоке судеб.

Идя вперед на ощупь в мрачной тьме,
Ладонями горячими, случайно,
Однажды прикоснешься ты ко мне
И скажешь тихо: «Здравствуй, сердца тайна».

И я тебе отвечу, чуть дыша, -
Не зная сам, от счастья иль волненья:
«Привет, судьба моя, моя душа
И грёз моих прекрасное творенье».

И от произнесенных нами слов,
Как после колдовского заклинанья,
Зажжётся в темноте для нас любовь
И ярко озарит наш путь сияньем.


Под стихотворением в качестве автора был указан Александр Блок.

Блок – один из моих любимых поэтов, я хорошо знаю его творчество,  но данное стихотворение прочла вчера впервые. И стиль далеко не блоковский. Авторский стиль – как почерк. Подделать невозможно. Даже если тематика похожа и подражание налицо.
Я была уверена, что это не Блок. Обратилась за подтверждением к Гуглу, и он тут же выдал мне автора: данное стихотворение опубликовано на сайте Стихи.ру Русланом Акрамовичем Хафизовым; ему и принадлежит авторство, закрепленное копирайтом в 2011 году.  https://stihi.ru/2011/02/28/8105

Не знаю, возмущаться автору или радоваться, что его стихи приписывают другому поэту? Думаю, автор вполне может гордиться тем, что стихотворение, вышедшее из-под его пера, приписали великому поэту. И не на какой-нибудь авторской странице, а в солидном сообществе, имеющем 80 тыс. подписчиков. А вот редакторам и модератором различных пабликов не мешало бы «гуглить» стихи, которые они публикуют. Мне очень часто попадаются в сети посредственные стихи, приписываемые Цветаевой, Ахматовой, Пастернаку, Мандельштаму, Фету, Тютчеву…

А стихотворение, приписанное Блоку, мне даже понравилось. Оно о вечной идеальной любви (тематика Блока и Соловьёва) и перекликается со стихами моих поэтически одарённых героинь, у которых Блок – один из любимых поэтов.

Но всё-таки интересно было бы знать – кто и зачем запускает в сети эти фальсификации? Ведь настоящего автора найти всегда несложно. Достаточно обратиться за помощью к Гуглу или Яндексу.
 
Если стихотворения, под которым стоит знаменитое имя, нет на сайте «Культура» или других солидных литературных сайтах, посвященных творчеству известных поэтов, то можно быть уверенным, что прославленный автор  никогда этого не писал.
 
Зачем расписываться в своей некомпетентности, публикуя на своих страницах сомнительные стихи под громким именем?

К сожалению, почти никто ни цитаты, ни стихи перед публикацией не проверяет на подлинность, поэтому до сих пор встречаем стихотворение Оли Никитиной «Нас у Бога много» под авторством Пастернака или какую-нибудь безнадёжную грамофанию, выдаваемую за поэзию Ахматовой или Цветаевой.
 
«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно». (с)

За великих обидно!


Рецензии
"...кто и зачем запускает в сети эти фальсификации?"

Мне кажется, Аглая, ответ на самом деле прост: его величество Имя, вот что нужно запускающим весь этот волшебный механизм) Пользователь скорее клюнет на великого, с именем, чем на того, "кто никто и кого звать никак") В погоне за рейтингом, баллами, лайками автору поста в сети проще выдать текст "безымянного" никому неизвестного "пиита" за творение Пушкина, Шекспира и т.д.

Печально, но такие нынче времена...

Марина Йончен   24.06.2023 19:31     Заявить о нарушении
Марина, большое спасибо за отклик!

Если так - автор подобного поста не только считает всех за дураков, но и сам не боится прослыть дураком ради лишнего лайка... Ведь всегда найдётся тот, кто видит подлог и может написать об этом в комментарии.

Аглая Львова   24.06.2023 19:58   Заявить о нарушении
Аглая, ключевое слово "не боится") Да, всё "для ради лайка" у таких фальсификаторов... такие ценности. Многие сейчас на лайках зарабатывают - кто-то деньги, кто-то славу и собственное имя, но тоже обычно с прицелом на деньги в будущем. Я ж говорю, о времена)

Марина Йончен   24.06.2023 20:09   Заявить о нарушении
Марина, согласна с Вами!

О нравы!..
К сожалению, времена не выбирают...

Аглая Львова   24.06.2023 22:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.