Улыбка подсолнуха. Глава 12

http://proza.ru/2021/11/29/870

Глава 12

В первых числах октября у Аси сломалась служебная машина.

- Серьёзная поломка, - сказал главный инженер директору, после осмотра автомобиля. - Сами не справимся. На сервис надо гнать.
- Отправляйте. Только не забудь, чтобы ремонт по документам прошёл.
- Сильно затянет, - вздохнул главный инженер. - В райцентре мало кто так работает. Знаю хороший сервис, но там на месяцы вперёд запись.
- Ничего страшного, - спокойно сказал директор. - Всё равно наличку вытащить не сможем. Так что, оформляй в тот сервис.
- А как же Асе без машины добираться? Пусть тогда механик её вместе с рабочими забирает.
- Ей же не только на работу надо приехать, - возразил директор, - но и поля объезжать. Поэтому с механиком это не выход. Будет с Артёмом ездить. Они же из одного села.
- А вы как же?
- Без проблем. Асю привезёт к семи, потом за мной. Вечером наоборот. Меня в пять отвезёт и к семи вернётся за Асей. Ну, а с ночными сменами как-нибудь сами разберётесь. На работу и с работы Артём будет возить. А ночью вы с механиком подстрахуете.
- Скоро уже в ночь не придётся выходить. Свёклу, слава Богу, почти всю убрали. Остались кукуруза и подсолнечник. Озимые сеять закончим и начнём убирать.
- Вот и славно.

***
- Спасибо, Артём! - распахнула дверь "Форда" Ася. - До завтра!
- Я с тобой в ночь остаюсь, - спокойно заметил смуглый молодой мужчина с большими карими глазами, короткой стрижкой на тёмно-русых, слегка вьющихся волосах.
- Директор здесь? - удивилась Ася, кивнув на небольшое офисное здание, рядом с которым они остановились.
- Отвёз домой, - покачал головой водитель.
- Ничего не понимаю. Почему тогда ты остаёшься?
- Не пешком же тебе по полям ходить. Ты сегодня на свёкле? - уточнил Артём. - От конторы до поля как раз к утру дотопаешь, - усмехнулся он.
- Устроилась бы как-нибудь, - невольно улыбнулась в ответ Ася. - Кондрашов бригадиром в ночные. Обещал меня забрать.
- Поехали, - мотнул головой водитель, приглашая пассажирку снова занять своё место.
- Артём, зачем ты остался? - смущённо глянула на водителя Ася, вернувшись в машину. - Тебе утром за шефом. Нельзя же сутками не спать. Опасно и вредно для организма.
- Кто сказал, что сутками? - блеснул белозубой улыбкой Артём. - Ты разве завтра в день?
- Нет.
- Ну, и какие проблемы? Тебя отвезу, шефа доставлю и до вечера свободен. Отосплюсь в машине.
- А директор знает, что ты в ночь остался?
- Угу.
- Не против?
- Ему без разницы.
- Всё-таки отдыхать надо как следует, Артём, - засомневалась Ася. - Сегодня пусть так, а на следующие смены придумаем что-нибудь. Их осталось-то две-три. Скоро закончим со свёклой.
- Ась, да не парься ты, - тепло посмотрел на неё Артём. - Всё будет норм. И ничего вы с Кондрашовым не придумаете. Он с понедельника на больничный уходит.
- Ах, да, я и забыла. Он же на операцию едет по квоте.
- Ну вот. Ваше поле, маркиза, - остановил машину водитель.
- Пойду узнаю, что там.
- А позвонить не судьба?
- Комбайн в двух шагах. Я быстро.
- Не спешите, маркиза. "Форд" - не тыква, - подмигнул Артём, - в полночь не исчезнет.

Ася прыснула от смеха, удаляясь от машины. Собиралась пошутить в ответ, что-нибудь про мальчика-пажа, но вовремя одумалась, посчитав сравнение неуместным.

***
- У тебя тут каждую ночь так? - поинтересовался утром по дороге домой Артём.
- Устал? - заботливо проговорила Ася. - Говорила же, напрасно остался. Получается, ты уже вторые сутки без сна.
- Забей, Ась, - отмахнулся водитель. - Вполне нормальный режим. Ты сама сильно перестраховываешься. Проще надо относиться. С вечера распределила бы людей и до утра свободна. Вполне можно где-нибудь в конторе спокойно подремать часов пять-шесть.
- Во-первых, я точно не усну, - улыбнулась Ася. - И во-вторых, мне гораздо спокойнее, как ты говоришь, перестраховаться. Всякое случается. Поломка или, не дай Бог, что-то с работником. Пока до меня дозвонятся, время будет потеряно.
- Ясно, - ухмыльнулся уголком рта Артём. - Как привыкла работать при социализме, так и на хозяина пашешь... добросовестно.
- Ты же сам остался сверхурочно, - тепло заметила Ася, - чтобы я успела за ночь по всем участкам проехать.
- Остался, чтобы не бегала по полям без машины, - пылко глянул на пассажирку Артём. - Ты ж не успокоилась бы, пока все поля не обошла бы.
- Это просто физически невозможно, - не обратив внимания на взгляд, снова улыбнулась Ася. - Побывала бы, где смогла. А на остальные кто-нибудь подкинул бы.

- Ага, как же, подкинул. Тогда уж лучше у Михалыча велик взять, - сказал водитель, имея в виду механика. - Он на нём полтора года ездил, когда прав лишили.
- Я на велике не умею, - по-девчоночьи расхохоталась Ася.
- Да ладно! Реально?
- Реально. Представь себе, деревенская девчонка, а на велике не научилась.
- Почему?
- Не успела. Двоюродный брат свой велосипед за неделю угробил. Выпросил мой покататься. А потом типа меня научить.
- И его раздолбал?
- Знаешь, нет. Всё лето на нём прогонял. То ли велик с запасом прочности оказался, то ли брат бережнее относился, чем к своему. Но развалился он буквально перед первым сентября.
- А тебя так и не научил?
- Нет, - покачала головой разрумянившаяся от воспоминаний Ася. - Да я и не стремилась. Мне больше хотелось плавать научиться.
- И как успехи?
- С плаванием замечательно. Благо, речка рядом была. И лето выдалось жаркое. В следующем году нам обоим опять купили по велосипеду. И снова история повторилась. А потом я совсем забыла про велик. Чем-то другим увлеклась. А брат с тринадцати лет стал на каникулах в совхозе работать. И уже сам себе велики покупал. Ой, даже не велики! Сначала мопед, а потом и мотоцикл.
- Понятно.

- Спасибо, Артём, что остался, - посерьёзнела Ася. - В субботу полегче будет. Тебе же шефа не привозить. Поспишь днём.
- Мне и сегодня не в напряг. Когда на дальняк гонял, иной раз, по шестнадцать часов в сутки приходилось мотать. И работу не сравнишь с этой. Так что, по полям с тобой поездить развлекуха.
- На "КамАЗе" работал?
- Угу.
- Почему ушёл? Трудно? - с сочувствием поинтересовалась Ася.
- Не труднее, чем везде, где более-менее платят. Из-за "Платона".
- Кто это?
- Не кто, а что. Система сбора платы за проезд по автотрассам. Название расшифровывается как "плата за тонны". Типа, грузовики с многотонным весом причиняют ущерб покрытию трассы. Платить должны владельцы транспорта с грузом свыше двенадцати тонн.
- Так у тебя же вроде не своя машина была?
- Я у ИП-шника работал, - кивнул Артём.
- И он заставлял водителей платить этот налог?
- Нет, хозяин сразу смекнул, что дело это провальное.
- Переложить на водителей?
- Вести бизнес в таких условиях. Поэтому продал все грузовики и занялся чем-то другим.

- А ты больше не работал на грузовиках?
- Пытался. В одной конторе сразу сказали, что штраф за неуплату "Платона" - проблема водителя. Владелец поставил в машины коробки "Платон" и отдал под "отбой" водителям, чтобы сами работали и несли расходы за его оплату. Если приходил штраф на машину, хозяин его оплачивал, а потом требовал с водителя его возместить.
- Насколько я понимаю, водителям очень накладно платить?
- Тебе на самом деле интересно?
- Конечно, - живо подтвердила Ася.

- Тогда, давай, расскажу с самого начала. "Платон" действует с ноября две тысячи пятнадцатого. Получается, теперь дальнобойщики трижды платят за право ездить по дорогам. Сначала транспортный налог около сорока тысяч в год. Причём это не зависит от того, ездишь на машине или нет. Затем акциз, заложенный в цену дизельного топлива. И, наконец, .....ный "Платон". Извини, - попросил прощения за ругательство Артём, - наболело.
- Получается, - воскликнула Ася, - владельцы большегрузов должны трижды заплатить за дороги?!
- Ага. Когда вводили акциз, обещали, что отменят транспортный налог. Логично? Типа, платишь, когда заправляешься и ездишь. А если машина стоит год-полтора, платить не надо.
- Понятно, - подхватила Ася. - И транспортный налог, и акциз это плата за амортизацию дорог, за то что мы по ним ездим, и их надо ремонтировать.
- Вот же! В итоге акцизы ввели, а транспортный налог не отменили! И стали два раза платить налог за одно и то же - за право ездить по дорогам общего пользования. Но бездонному карману мало: ещё и "Платон" ввели. Это уже третий сбор на то же самое, за разбитые дороги. Сейчас он два рубля за километр.

- Ты в курсе, как эта система работает?
- А то! В любом крупном городе есть офис, куда дальнобойщик обязан прийти, открыть счёт и взять коробочки-транспондеры. Эти коробочки устанавливаются в машине. Они фиксируют проезд через рамки "Платона" на федеральных дорогах. За каждый такой проезд снимается плата со счёта. Если коробочки в машине нет или она выключена, то система это фиксирует и отправляет нарушителю штраф.
- И что, всем, кто в этом бизнесе, пришлось поставить такие коробочки?
- Кто-то ставит, кто-то нет, - пожал плечами Артём. - Но по-любому пытаются как-то обходить, иначе разоришься. Кто номера тряпками закрывает перед рамкой, кто просто выключает прибор.
- А как же штрафы?
- Походу, их выгоднее заплатить, чем ставить коробочку. Скажем, если добросовестно платить "Платону", дорога обойдётся в четыре с половиной косаря. А штраф - пять косарей, и он ещё не каждый раз приходит.
- Почему не каждый раз? - удивилась Ася.
- Вот это непонятно. Никто толком не знает, как устроена система. Можно только догадываться. Ну, если бы знали все механизмы, - усмехнулся Артём, - сразу бы нашли возможность обмануть. А так система вообще непонятна. Иногда проедешь под рамкой - штраф приходит, а иногда - нет. От чего зависит, никто не знает. В общем, за полтора года работы после ввода "Платона" я так и не узнал компании, которая могла бы добросовестно платить и при этом работать с прибылью.

- Ты здорово во всём этом разбираешься, - грустно заключила Ася. - Мог бы развивать свой бизнес, если бы его не душили такими вот "Платонами".
- Вот же! Я и правда собирался когда-то купить большегруз, чтобы зарабатывать самому. Поэтому старался изучить все правила и подводные камни перевозок. Даже после ввода "Платона" первое время ещё питал надежду, что у меня получится. Но первый хозяин, тот, который распродал машины, сказал, что это бесполезно. Он сразу смекнул, что мелких перевозчиков со временем выдавят.
- Штрафами?
- Не только. Например, сейчас крупные клиенты требуют НДС. А у ИП, естественно, упрощёнка. Согласись, индивидуалу невыгодно держать бухгалтера ради одной-трёх машин? А раз так, индивидуалы становятся заложниками "прокладок" между клиентами и компаниями. Большие компании берут контракты, а потом нанимают индивидуалов на субподряд. Контракт заключён, стало быть, вести переговоры с клиентом они уже не могут. Либо бери подряд, либо нет. Но цены в этих контрактах нерентабельные. Если возить по ним, соблюдая закон, сразу разоришься. Поэтому приходится работать с нарушениями. Тут тебе и перегрузы, и превышение рабочего времени водителя, и опять же неуплата "Платона". По закону вся ответственность за это ложится на владельца грузовика. И никогда - на того, кто заказывает незаконную перевозку.

- Да, - вздохнула Ася, - сложностей много, как и в любом бизнесе.
- Поэтому я расстался с идеей зарабатывать на большегрузе, - с грустной улыбкой заключил водитель. - И снова стал наёмным работником. Зарплата меня устраивает. Начальник - нормальный.

Артём собирался добавить про удовольствие общения с Асей, однако, не подобрав подходящих слов, стушевался и ограничился пылким взглядом, на который собеседница опять не обратила внимания.

- Жаль, не получилось у тебя с ИП, - задумчиво произнесла Ася. - А так Даша могла бы помочь. Она же у тебя бухгалтер?
- Бухгалтер она не у меня, - с непонятным Асе озлоблением проворчал Артём, отвернувшись, и насуплено глядя вперёд на дорогу, - а в торговом центре.
- Извини! - стушевалась уже Ася. - Неправильно выразилась. Просто хотела сказать, что Даша могла бы помочь тебе с бухгалтерией.
- Что теперь говорить, - мягче посмотрел на пассажирку Артём. - Грузовика у меня нет, ИП открывать не нужно и вообще...
- Приехали, - слабо улыбнулась Ася, почувствовав усталость в завершении бессонной ночи.


http://proza.ru/2021/11/30/1732


Фото Владислава Микулича.


Рецензии
Ещё до запуска системы "Платона"в 2015 года профсоюзы дальнобойщиков начали активно протестовать и организовывать забастовки. Не подействовало. Везде зажимают. Понравилось. С теплом.

Наталья Скорнякова   15.08.2023 09:20     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание и заинтересованность темой!

Богатова Татьяна   24.08.2023 16:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.