Пожалуйста, прости - часть 1

- У нас новенькая! - сообщила запыхавшаяся Верочка, усаживаясь на своё место, и повернулась ко мне и Тане. С Таней мы сидим за одной партой седьмой год, а дружим ещё больше - вместе выпускались из детского садика «Петрушка», что находится недалеко от нашей школы.

С ранних лет мне хотелось ходить с портфелем, наряжаться в школьную форму, и я ужасно завидовала старшей сестре и её подругам. Проходя мимо школы, я не сводила с неё глаз, стараясь увидеть как можно больше интересного. В первом классе или чуть позже у кого-то, может, и пропал интерес к учёбе, но только не у меня. Училась я легко, в дневнике теснились преимущественно пятёрки, с первых школьных дней и до сих пор. Родители гордились такими успехами, хвалили меня и ругали старшую сестру, которая недавно бросила институт. Вернее, перешла на заочное и уехала жить в соседний город к мужу - в конце лета она неожиданно для всех вышла замуж. «Она закончит институт, - верила мама, - пообещала ведь. На сессию скоро приедет, надо оставить баночку грибов…» 

Но папа, сердито махнув рукой, устремлялся к телевизору и прекращал разговор; ему не нравились перемены в нашей семье, и обсуждать это он не хотел. Я скучала по сестре, хотя её отъезд сделал меня полноправной хозяйкой в большой комнате, много лет именуемой «детская». Сделав небольшую перестановку, я добилась какого-то уюта и с удовольствием приглашала подружек в гости. Таня давно уже была своя, а Верочка дружила с нами третий год, с тех пор как пришла в наш класс. Она как-то ловко выделила меня и Таню, села впереди нас, и я оглянуться не успела, как мы стали дружить втроём. Не всё понравилось мне, особенно сначала. Наверное, я просто ревновала Таню, которая, как мне казалось, уделяет Верочке больше внимания. Постепенно всё уладилось, и теперь «не разлей вода» называли нас троих. Наверное, мы и правда стали примером для наших одноклассников, причём не только в дружбе. 

Верочка училась даже получше меня, а Таня, твёрдая «хорошистка», ещё ходила в музыкальную школу; свободного времени у неё не имелось до вечера, а мы с Верочкой после уроков занимались общественной работой. С прошлого года и я, и она вошли в Совет дружины пионерской организации нашей школы. Конечно, основное руководство оставалось за школьной вожатой, но лично мне нравилась общественная работа, а ещё я мечтала о весне. В конце апреля мне исполнится четырнадцать, и я сразу же подам заявление с просьбой принять меня в члены ВЛКСМ. Верочка станет комсомолкой в феврале, а вот Тане придётся подождать - её день рождения только летом. 

Задумчиво разглядывая вопросы по истории после параграфа, я не поняла, о чём сообщила подружка. Таню заинтересовало это больше, и она принялась расспрашивать Верочку. 

- Татьяна Сергеевна сказала, я её только что видела. Ира, слышишь? В наш класс придёт новенькая. Интересно, какая она из себя?

- Сейчас, что ли, придёт? - вяло спросила я. Почему-то возникло тревожное ощущение, что Татьяна Сергеевна вызовет меня отвечать, невзирая на мои полученные две «пятёрки» подряд на последних уроках. Темы я знала, но не так хорошо, а получить «четвёрку» по устному предмету станет для меня маленьким позором. 

- Наверное, - приняв нарочито равнодушный вид, пожала плечами Верочка и повернулась к доске. Мы с Таней переглянулись и улыбнулись друг другу. В свои тринадцать она выглядела уже хорошо: выразительные карие глаза, красивая улыбка и милые ямочки на щеках. Коса ниже пояса. На Таню засматривались не только наши сверстники, но и ребята постарше; неторопливо прогуливаясь по коридорам школы, мы замечали взгляды старшеклассников, но лично я относила всё внимание исключительно к красивой подруге, а Таня всегда изображала, что ничего не видит.

Верочка часто говорила, что рядом с лучшими подругами она просто гадкий утёнок. 

- Вот ты, Ира, симпатичная. Голубые глаза, светлые волосы; блондинки всегда в моде. Таня вообще вне конкуренции. А я что? На физкультуре последняя стою в строю, ростом и то не вышла. 

В таких случаях мы начинали утешать огорчившуюся подружку. 

- У тебя модная стрижка,  волосы красивые, - убеждённо говорила я, зная, что Верочка по утрам самоотверженно борется с непослушными кудряшками, - ты очень хорошенькая. Маркин на тебя часто пялится. 

- И не только Маркин, - подхватывала Таня, - из «Б» класса Вовка Симонов смотрел на тебя всё время. Когда нам физкультуру вместе с ними поставили.

Понятное дело, Верочке очень хотелось увидеть новенькую и оценить по достоинству, в хорошем смысле. Злой и языкатой подружка не была, в отличие от некоторых наших одноклассниц - тем палец в рот не клади. Нас они задевали редко, но мелкие стычки всё же случались. 

Звонок на урок прозвенел, но Татьяна Сергеевна всё не приходила. В классе стоял шум. Девчонки громко разговаривали и смеялись, мальчишки играли в «деньги» - трясли по очереди в ладонях мелкие железные монетки и, рассыпав на парте, смотрели, орёл или решка. Кто-то забирал «банк», и игра продолжалась. Её категорически запрещали, но сколько бы классный руководитель ни допытывалась, кто именно нарушает школьные правила, узнать ничего не смогла. Девчонки держались стойко и не выдавали «преступников». Шум усилился, в воздух полетело несколько дневников. Чья-то толстая тетрадь стукнула меня по голове и упала под ноги. Резко повернувшись назад, я увидела лица ухмыляющихся одноклассников. 

- Егоров, твоя? - спросила Таня, подобрав с пола тетрадь. Я выхватила у неё из рук несчастную учебную принадлежность, выбралась из-за парты и кинулась к Егорову, который, дурачась, закрывался от меня руками и перебегал с места на место. 

- Это не я! Ирка, отстань! - хохотал Мишка, и я наконец не выдержала и тоже рассмеялась. Размахнувшись, я изо всех сил швырнула тетрадь в одноклассника, но он ловко увернулся. 

- Это что такое? - раздалось возмущённо-грозное. В дверях появилась Татьяна Сергеевна, а за ней входила, надо полагать, наша новенькая. 

- Вот жирёба, - прошипел кто-то из ребят. Раздались приглушённые смешки, но классный руководитель быстро осадила всех и в мгновение ока установила тишину. 

- Полякова, в чём дело? Егоров, быстро на место! - скомандовала она, махнув рукой в нашу сторону. - Ребята, у нас новенькая, Оля Суркова. 

Олю разглядывали все с большим интересом. «Жирёба» тихо прозвучало несколько раз с последних парт, и эти обидные слова поддерживались хихикающими девчонками. Даже не поворачиваясь, я поняла, кто обзывается и смеётся над новенькой. 

Невысокого роста, Оля и правда оказалась слишком полной и не очень симпатичной. Жиденькие волосы мышиного цвета собраны в маленький хвостик. Светлые ресницы и белёсые брови красоты не добавляли. Школьную форму, наверное, ей шили на заказ, подумалось мне, такие размеры вряд ли существуют. Платье с высоким воротником-стоечкой, который закрывал шею почти полностью. Фартук не тканевый, как у всех нас, а капроновый, очень красивый, с плиссированной нижней частью. Ажурные чёрные колготки обтягивали круглые, как пиалы, колени. Модные ботиночки на невысоких каблуках, чёрная кожаная сумка. О таких вещах оставалось только мечтать, ни у одной девочки из класса не имелось ничего подобного. 

- У неё толстые ноги, и за партой она не уместится, - раздался громкий шёпот Наташи Морозовой. 

- Морозова, пойдёшь отвечать на первый вопрос, - Татьяна Сергеевна строго посмотрела в нашу сторону. Морозова и Егоров, с которым я намеревалась разделаться на следующей перемене, сидели на четвёртой парте сзади нас с Таней. 

- Оля, присаживайся, - показала классный руководитель на третью парту у стены. Начался урок. Идти к доске Морозова отказалась, намереваясь отвечать с места, но всегдашняя её хитрость  - подсматривать в учебник - в этот раз не сработала. 

- Предупреждаю ещё раз: никаких ответов с места. Только у доски! Вам понятно? - строгий взгляд учительницы сфокусировался на мне, - Полякова Ира, иди отвечать на первый вопрос.

- Так и знала, - прошептала я Тане, которая понимающе улыбнулась. 

- Конец XV - начало XVI века - время образования централизованного Российского государства. Условия, в которых происходило образование государства, были не очень благоприятными. Преобладал резко континентальный климат и очень короткое сельскохозяйственное лето, - бодро начала я, думая о том, что полностью к ответу не готова. - За вторую половину XVI века территория России удвоилась: в начале XVI века в России проживало 6 млн человек, в конце XVI века уже 9 млн человек. 

Татьяна Сергеевна, одобрительно кивая, прошлась несколько раз по рядам и остановилась у третьей парты последнего ряда, где в одиночестве сидела Оля Суркова. Её сосед по парте, Маркин Игорь, заболел вскоре после начала учебного года и до сих пор в классе не появлялся. 

- Хорошо, Ира, молодец, - с облегчением услышала я, - садись, пять! Кто продолжит или дополнит? 

Желающих не нашлось. Даже вездесущая палочка-выручалочка Верочка помалкивала, и в классе установилась напряжённая тишина. Татьяна Сергеевна не любила, когда не видела поднятых рук, и сейчас, нахмурившись, разглядывала нас. 

- Можно я? - раздался негромкий голос. 

- Можешь дополнить с места, - ободряюще улыбнулась Оле классный руководитель. Новенькая встала, но не успела сказать ни слова. 

- Почему это ей с места можно, а мне двойку из-за этого поставили? - пронзительно зазвенела Морозова. Её поддержали соратники с последних парт, и в классе сделалось шумно. 

- Прекратите немедленно! - повысила голос Татьяна Сергеевна, - как вам не стыдно! Наташа, я тебе не поставила оценку, только точку. Будь добра подготовиться к следующему уроку. 

Все хорошо знали, что точка на следующем уроке превратится в двойку, если не выучить нужного параграфа. 

Оля начала отвечать. Голос у неё оказался негромкий и приятный. Она говорила чисто, чётко и без запинок:
- Со второй половины XV века на всей территории Московского государства утвердилось пашенное земледелие с трехпольным севооборотом. При таком порядке земледелия крестьянин делил поле на три участка. Первый участок он засевал яровыми культурами, второй — озимыми, а третий отдыхал под паром, то есть оставался незасеянным. Наиболее распространённой озимой культурой стала рожь, а яровые поля засевали овсом и гречихой. Обрабатывалась земля при помощи сохи, плуга и бороны.

Оля рассказала о том, что скотоводство развивалось слабо, потому что заготовка кормов для животных отнимала слишком много времени. В деревнях имели по одной лошади на взрослого работника. Крестьяне разводили коров, овец и кур.

Мне понравился ответ новенькой, нашей учительнице тоже. С большим удовольствием она объявила оценку: пять с плюсом! Не успела Оля сесть за парту, как откуда-то раздалось:

- Выскочка!

(продолжение следует)


http://proza.ru/2021/12/02/1634


Рецензии
Доброе утро Мирослава!
Начала читать Вашу повесть, невольно притягивает!
Пишите о наших школьных историях, ранней и очень ранимой юности.
В памяти всплывает, казалось, совсем забытое и такое дорогое.

И не очень дорогое, а порой и совсем невесёлое. Но все равно- школьные годы чудесные...

И спасибо Вам за это

Красивые живые фото, это из Вашего архива?

Всего Вам самого доброго
С уважением, Светлана

Лана Вальтер   16.04.2024 06:47     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Светлана!
Я очень рада, что Вы заинтересовались повестью о школе. Знаете, у меня в памяти остались тёплые школьные воспоминания, хотя и было много сложного и тяжёлого, здесь Вы правы. Имелась несправедливость со стороны учительницы, прошло уже более 40 лет, а я помню эту несправедливость и мне больно до сих пор. Это будет отражено частично в повести, ведь в главную героиню я вкладывала частичку себя и подруг, вспоминала девочек и мальчиков.
Фотографии не мои, я ищу всегда фото ( в первую очередь для себя) моих главных героев. Иногда на поиски уходит много времени, но мне нужно ясно представлять своих ЛГ. Потому что произведения у меня по большей части вымысел, хотя и взяты многие эпизоды и образы и характеры где-то и откуда-то, от кого-то, но сами сюжеты вымышленные, поэтому мне нужно представление о внешнем виде героев.
С уважением и благодарностью

Мирослава Завьялова   16.04.2024 17:39   Заявить о нарушении
Мирослава, благодарю Вас за такой обстоятельный ответ.
Читаю с удовольствием и сопереживаю главной героине, было что-то подобное и у меня с моей лучшей подругой.
И первая любовь, и предательство... Было.
И общественная работа, и комсомол. Все это наша история
Спасибо Вам большое за погружение в это непростое время нашего взросления

Лана Вальтер   16.04.2024 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 42 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.