Маленький рай на земле. Паломничество

               
             
Оптина пустынь — маленький  рай на земле, который притягивал к себе все века своего существования великие умы, великие таланты. Пустынь (монастырь), которая отшлифовала до чистейших алмазных граней нравственной чистоты каждую душу, там
великие четырнадцать старцев трудились над каждой душой, руководствуясь своим Божьим Даром. Оптина пустынь стала духовной лечебницей для многих душ. Николай Васильевич Гоголь писал другу: «Я заезжал в Оптину и навсегда унёс о ней воспоминания. Я думаю, на самой Афонской горе не лучше. Благодать видимо там присутствует... Нигде я не видел таких монахов.  С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное».
Это один из древнейших монастырей  России. Предание гласит, что основал его раскаявшийся разбойник Опта, принявший монашество с именем Макарий (обитель ещё называют Макарьевской  пустынью).
Вот уже второй раз нам посчастливелось с сотрудниками горбольницы стать паломниками Оптиной.  Издали на фоне ясного голубого неба мы любовались золочёными голубыми куполами Свято-Введенского монастыря. И вот наконец знаменитая арка ворот, проходя через которую забываешь всё суетное.
Я очень благодарна послушнику монастыря брату Александру — нашему земляку (Саше Рыжову). Всегда он радушно встречает своих земляков и берёт нас под своё попечение все часы нашего пребывания в обители.  Совсем ещё молодым парнем он пришёл в обитель, и уже 8 лет на послушании. Скромный, подтянутый, спокойный по-деловому, толково проводит с нами экскурсию по территории монастыря.
Заходим в храм Казанской иконы Божьей Матери — Это такое величие и красота!  Храм Владимирской иконы восстановлен в 1998 году. Это храм-усыпальница семи преподобных Оптинских старцев.  И, наконец, скит — сердце пустыни, там еженощно и сейчас монахи служат с двух часов ночи до утра. Паломники допускаются в скит только один раз в год, в престольный праздник. Возвращаясь, мы остановились, заворожённые басами оптинского колокола, вольно плывущими над землёй с высоты статной колокольни.  Казалось, что каждая клеточка нашего тела вибрировала от каждого звука колокола. Такого необычного колокольного звона мне никогда нигде не приходилось слышать.
И вот мы уже на вечерней службе.  Полон храм народа. Позолота алтаря сияет ярким светом, как бы отражается свет обилия свечек, которые плачут от раскалённого молитвой  воздуха, всё здесь  дышит, поёт молитвой. Можно только догадываться, сколько их, монахов, молится только в алтаре ( в монастыре 120 монашествующих и послушников. Ведь это субботняя праздничная служба!
Как предсказывал преподобный Нектарий Оптинский: «Через годы испытаний Россия воспрянет и будет материально небогата, но духом будет богата, и в Оптиной будет семь светильников, семь столпов». Трёх из них мы уже знаем, это сыны Красной Пасхи. Новомученики Василий, Ферапонт, Трофим. Пронзённые орудием сатаны ребята упокоились на оптинской земле, и как молчаливый памятник залитая кровью звонница стоит, напоминая о страшном злодеянии.
Ведь когда-то и они шли со всей братией и паломниками завершающим вечернюю службу крестным ходом. Бодрые, вдохновенные лица монахов, облачение которых крыльями трепещет на ветру, охватывает сладостью аромат ладана. Благодать, радость причастности к этим великим минутам охватывает душу каждого идущего. Постепенно аллеи пустеют, а в Казанском идёт вечерняя исповедь. Мы усаживаемся на скамейках, тихо беседуем, обмениваемся впечатлениями, ожидая конца исповеди, чтобы устроиться на полу храма на ночлег. И вот, наконец, в окружении рак с мощами, кто-то уже заснул, кто-то ещё шепчет вечерние молитвы, кто-то готовится к утренней исповеди. Просят выключить свет. Сбоку слышно возражение: «Без света-то страшно будет засыпать!». Находится советчик: «Вы бы Бога благодарили, что позволил вам рядом со святыми мощами спать, бояться надо злых людей, а не святых покровителей наших!».
Просыпаемся от шагов дежурного послушника, который всю ночь не сомкнул глаз, читал духовную книгу, охраняя наш крепкий сон.
В 5 утра во Владимирском храме исповедь перед ранней литургией. Неяркий свет. Четыре священника-монаха принимают исповедь. Я заинтересовалась фигурой старого священника, исповедующего молодую девушку. Священник сидит на низенькой  скамеечке, а перед ним на коленях прихожанка, которая что-то тихо, но эмоционально, очень долго горячо говорит монаху. Он же, не перебивая, терпеливо слушает, иногда что-то уточняя. И вот закончилась речь женщины. Спокойно, рассудительно, но твёрдым голосом монах, очевидно, даёт наставления. Чувствуется, что он переживает, старается подобрать правильные слова, и со стороны кажется, что это была не просто исповедь. Казалось, что  любящий отец решал судьбу своей  родной дочери.
Я неторопливо помолилась и, приложившись ко всем мощам, поспешила на службу в главный храм Введения Пресвятой Богородицы во храм, ведь опоздавшим приходится слушать службу на ступенях храма (за день в Оптину приезжает до 60 больших автобусов с паломниками). Боже, сколько причастников! Кажется, что весь храм стремится к Чаше, Святым Дарам!
После литергии отстояли водосвятный  молебен преподобному Амвросию Оптинскому. Батюшке по его тяжёлой болезни было отмерено врачами несколько дней, по промыслу Божию он прожил ещё более 30 лет. Будучи лежачим больным, он исцелял многих других. Старец Амвросий имел огромное духовное влияние не только на братию, но и на приходящих к нему простых людей любого звания и положения. Даже Лев Толстой говорил про него: «Этот Амвросий
совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога».
Мы поспешили к автобусу. Наш терпеливый гид — послушник Александр с грустной улыбкой провожал наш автобус.  Перед посадкой он передал мне для паломников большую просфору с вынутыми в алтаре частицами. Поцеловав просфору, я почему-то вспомнила Тайную Вечерю, когда Христос дал своим ученикам преломлённый хлеб...
Вот они какие, Христовы воины! На память пришли слова преподобного старца Варсонофия Оптинского: « Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных  сцеплений обстоятельств — всё промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами — множество шкатулок, и ключей к ним нет...»


Рецензии
Словно и я побывала рядышком))
Ангела Хранителя,

Светлана Арнаут   30.11.2021 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо за тёплые слова о батюшке. Так не хватает тепла, света, любви, что Он дарил людям!

Светланас Нефедова   15.02.2022 16:16   Заявить о нарушении