6. Я пишу роман. Внимание к деталям

Эта запись не является обучающей. В ней я не раскрываю свои «секреты». Просто дневниковая запись.

Есть такое выражение: «Бог в деталях»
Я человек сухопутный. Все что есть во мне морского это детская мечта о парусах.
После фильма «Адмирал» я четко усвоил, что «мичман» - это офицерское звание. И вот уже в одном из рассказов красавец – моряк после окончания высшего военно-морского училища получает звание «мичман» (ну, понравилось оно мне своей необычностью по сравнению с армейскими званиями) Выставил готовый рассказ в виртуальном литературном сообществе (в другой сети). И тут же получил вполне справедливую критику. Почему у меня герой после окончания училища не офицер, а всего лишь мичман? Не бывает такого.
В споре выяснилась истина. Увы, я был не прав. Со времен царской России «Табель о рангах» на флоте несколько изменился.
Так я выяснил, что еще одной неотъемлемой частью подготовки к написанию художественного текста является поиск информации.
Девушки (героини романа) требовали от меня уточнения различных деталей. Свобода действий персонажа зависит от знаний автора. Если героя во всем ограничивать, то он не «оживет». Пришлось много времени потратить на изучение сайтов предприятий, учебников по различным дисциплинам, спортивных регламентов.
Теперь я обладаю массой сведений о спортивной стрельбе, о производстве макарон, об устройстве минипекарен. Я нашел много нового для себя в области нанесения татуировок, значений татушек. Конечно, поспорить с профессионалами не получится. Но зато теперь есть возможность вставлять в текст (правильно!) особенности рабочих процессов, в диалоги включать профессионализмы, ярко описывать «картинку»
Иногда, уже перечитывая готовый текст, чувствуешь, что-то не хватает.
Картинка получается плоской, как в телевизоре. Словно между мной и героями стекло. Это плохо. Я должен быть там, с ними.
Прерываюсь и пытаюсь представить себе в деталях, как выглядит героиня в этом эпизоде. В принципе, портрет есть, но как картинка или фотография - в статике. А сейчас важны именно детали. Представляю выражение лица, прическу. "Вглядываюсь" в складки одежды. Обращаю внимание на руки.
И вдруг, замечаю золотой браслет на запястье правой руки. Какой браслет???? Откуда он взялся???? Этого не было в первоначальном варианте.
Словно отвечая на мое удивление, героиня начинает двигаться, дышать, поправляет прическу, меняет положение ног, перебирает платок. Она оживает и начинает говорить свободно – произносит не те слова, которые вручил ей я, а импровизирует. Персонаж "взбунтовался"
Так же активно используем информацию, полученную из собственного опыта.
… Теплоход идет по извилистой реке. Выпускники встречают первый рассвет взрослой жизни. Тишина. Умиротворение. Первые солнечные лучи начинают разгонять ночной мрак. Картина просыпающейся природы внушает выпускникам, что все будет хорошо. Мечты сбудутся. Жизненная дорога будет легкой. Препятствия на пути исчезнут сами собой.
Но за очередным поворотом пассажиры теплохода видят столб черного дыма. На берегу полыхает какое-то строение.
Этот эпизод я придумал, сидя на берегу Камы вблизи села Усть-Качка. Часть описания я видел перед собой. Остальное добавила фантазия.
Моя формула творчества: наблюдение + фантазия.


Рецензии