20 сентября 1941 года

На снимке: болгарский пароход «Родина».

Североморский театр боевых действий:
Авиация Северного флота наносила бомбовый удар по батарее неприятеля в бухте Петсамо и его войскам в районе колхоза Большая Лица.
Самолёты противника бомбили сторожевой корабль «Заря» и тральщик ТЩ-36 на Кильдинском плесе, дозорные корабли в районе Сеть-Наволок – мыс Шарапов, а также мыс Цып-Наволок.
Зенитным огнём тральщика ТЩ-45 подбит 1 немецкий самолёт.
Эсминец «Гремящий» поддерживал огнём наши войска в районе губы Западная Лица.
Диверсионно-разведывательной группой Северного флота уничтожен железобетонный мост через реку Пилога-Йоки.

Балтийский театр боевых действий:
На ленинградском направлении корабли Балтийского флота произвели огневой налёт на Белоостров, а войска 23-й армии выбили оттуда противника.
На острове Эзель в районе Мустьяла противник высадил воздушный десант в составе 150 человек, который был полностью уничтожен.
Противник вёл огонь по аэродрому и переднему краю обороны Ханко.
В ночь с 19 на 20 сентября части 115-й стрелковой дивизии и один морской батальон (полковник Калашников А.Е.) переправились через Неву и захватили плацдарм на левом берегу Невы, заняв населенные пункты Арбузово, Московская Дубровка и перерезав дорогу на Шлиссельбург.
Артиллерийскую поддержку войскам оказывали 2 линкора, 1 крейсер, корабли обороны Ленинграда и батареи морского артполигона.
Огнём береговой батареи № 315 в бухте Лыу потоплен миноносец противника.
Авиация Балтийского флота прикрывала перевозку войск в Ленинград и штурмовала войска противника.
Немецкая авиация потопила в Ленинграде тральщик ТЩ-33, бомбила и обстреливала пост на острове Соммерс и 2 торпедных катера в бухте, один из которых потоплен, а другой повреждён.
Закончена эвакуация гарнизонов с островов Валаам, Байевых и Крестовых в Осиновец.
Подводная лодка Щ-320 (капитан-лейтенант Вишневский И.М.) вышла на позицию к Данцигской бухте, а подводная лодка М-97 (капитан-лейтенант Мыльников А.И.) вернулась в базу.
1 минный заградитель, 1 базовый тральщик и 5 сторожевых катеров типа «МО» ставили мины в районе маяка Лайвасте.
Закончено оборудование Восточной минно-артиллерийской позиции на рубеже острове. Гогланд.
Всего выставлено 2.153 мины и 632 минных защитника.

Черноморский театр боевых действий:
На Южном фронте наши части переходили на рубежи: совхоз Веселый, село Ново-Николаевка, озеро Молочное.
На Тендровском боевом участке, не имея соприкосновения с противником, наши подразделения оставили Свободный порт.
Начаты работы по инженерному строительству первой оборонительной линии Севастополя.
На участке южного сектора обороны Одессы румынские войска, понеся большие потери, все же продвинулись на 1,5 км восточнее прежнего рубежа.
Вражеская артиллерия непрерывно обстреливала город и порт Одесса.
Артиллерийским огнём наши войска поддерживали эсминец «Беспощадный» и канонерская лодка «Красная Грузия».
Авиация Oдесского оборонительного района в 73 самолёто-вылетах и самолёты с крымских аэродромов бомбили войска неприятеля в районах Одессы, Рыбальче, Чулаковки, на перекопском и чонгарском направлениях.
Наши потери – 2 самолёта. 
Авиация противника бомбила боевые порядки наших войск, порт и город Одессу, Тендру и трижды аэродром в Евпатории.
22 самолёта Ю-87 из II./StG.77 (Hauptmann Alfons Orthofer) в Егорлыцком заливе потопили монитор «Ударный» (385 тонн) (капитан-лейтенант Прохоров М.Д.) и повредили монитор «Железняков» (капитан-лейтенант Маринушкин А.С.).
Немецкими самолётами в районе Тендры поврежден тральщик «Каховка», разбит и выбросился на берег пограничный катер МО-0121 (старший лейтенант Харламов Д.).
Сбито в воздушных боях 9, подожжено 4 и повреждено 3 самолёта противника.
Подводная лодка М-36 (капитан-лейтенант Комаров В.Н.) вышла на позицию у маяка Фидониси, а подводная лодка Л-4 (капитан-лейтенант Поляков Е.П.) возвратилась в базу.
2 эсминца, 4 тральщика и 14 сторожевых катера обеспечивали переходы 18 судов.
В ночь с 19 на 20 сентября в Бургасском заливе у мыса Маслен Нос на болгарском минном заграждении подорвался и затонул болгарский пароход «Родина» (4.159 брт), шедший с грузом пшеницы из Стамбула в Варну. Погибли несколько моряков, около 40 были спасены.

Примечание: Использована публикация журнала «Морской сборник» за 1991 год, уточнённая и дополненная информацией из других источников.

Продолжение следует...


Рецензии
Здравствуйте, Олег!
Прочитал Вашу заметку и поискал в интернете историю батареи № 315. Благодаря Вам узнал судьбу её защитников.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   29.11.2021 17:54     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир!
Да, это была одна из самых мощных батарей, получившая известность благодаря её командиру капитану А. М. Стебелю...
С дружеским приветом,

Олег Каминский   29.11.2021 20:25   Заявить о нарушении