Загадка южнокорейского Боинга

38 лет назад, сбитый в сентябре 1983 года южнокорейский "Боинг" стал настоящей загадкой XX века. До сих пор не известно не только точное место гибели лайнера, но и то, а чьи же ракеты его в итоге сбили - советские или…американские?

Более того - некоторые исследователи совершенно серьезно считают, что над Охотским морем в сентябре 1983 года произошел самый настоящий воздушный бой нескольких советских и американских истребителей.
И американцы в том бою потерпели поражение.

Что гласит официальная версия? Она известна всему миру и звучит так -1 сентября 1983 года самолет "Боинг-747" южнокорейской авиакомпании случайно нарушил воздушное пространство СССР и в результате был сбит советским истребителем Су-15. После поражения ракетой "Боинг" упал в море около острова Сахалин. Погибли 269 человек.
Вот такая картина. Все гладко и вроде, как ясно. Однако факты говорят о другом.

Существенно меньшее количество людей (тем более сегодня!) знает, что этот "Боинг" не просто так летел не по своему обычному маршруту, а преднамеренно залетел на территорию СССР и пролетел над ней со шпионским заданием.

Он должен был спровоцировать включение радаров советской ПВО, а находящийся над ним американский спутник - определить параметры этих радаров. Примечательно, что для этого "Боинг" взлетел из аэропорта г.Анкориджа специально с задержкой на 40 минут позже, чтобы быть над территорией СССР одновременно с пролетом спутника.

Что позволяет свидетельствовать о таком выводе? Достаточно лживое поведение администрации тогдашнего президента США Рональда Рейгана во всех вопросах, связанных с расследованием этого дела.

К примеру - расследованием этой катастрофы (самолет вылетел из США), как и любой другой авиакатастрофы, должно было заниматься Национальное управление безопасности на транспорте. Это прямое дело сотрудников этого управления, чем они в таких случаях всегда и занимаются.

Но управлению проводить расследование сразу же запретило правительство США! Заниматься расследованием стал...Государственный департамент США (проще говоря - Министерство иностранных дел). Любому ясно, что необходимых для этого специалистов в штате Госдепа нет и в помине.
В ходе этого "расследования" были уничтожены записи на станциях слежения за "Боингом", пропали и так и не были найдены переговоры американских и японских диспетчеров. Интересно, что пленка записи переговоров советского летчика со станциями наведения была подделана так грубо, что это при первом же ее озвучивании заметили даже западные корреспонденты.

Есть вопросы, на которые до сих пор нет ответа. Как все-таки корейский "Боинг" оказался в воздушном пространстве СССР? Почему опытный пилот, пользуясь современным оборудованием, так далеко отклонился в глубь советской территории? "Инерционные навигационные системы" (ИНС), установленные на самолете, должны вести самолет по заранее намеченному маршруту. Чтобы избежать сбоя в системе (ну, мало ли...), все три компьютера работают автономно, получая информацию независимо друг от друга.

Может, во все компьютеры были введены неверные координаты? Возможно ли, чтобы экипаж не сверил координаты ИНС с координатами на полетных картах, как это обычно делается? Это обязанность экипажа! Мог ли командир воздушного судна - опытный пилот, забыть проверить, совпадает ли действительное местонахождение самолета с контрольными точками, отмечаемыми ИНС во время полета? Может, оборудование вышло из строя? Одновременно и сразу?? Вероятность такого развития событий ничтожно мала - каждый из трех блоков ИНС имел автономное питание.

Самолет летел по маршруту, в непосредственной близости от советской территории. Экипажи в таком случае обязательно используют радары, чтобы увериться, что не пересекли границу. Ошибаться пилот, имеющий огромный опыт полетов, не мог. Разве можно спутать сушу с водной гладью океана? Значит он сознательно шел на обман. Но зачем?

Есть еще один факт, о котором особо не говорят - как грамотно пилот "Боинга" вел самолет над территорией СССР! Заслуживает внимание то, что в прошлом он был пилотом южнокорейских ВВС в чине полковника.

На территорию СССР "Боинг" залетел с Камчатки. Его засекли, в воздух поднялась пара дежурных истребителей, но "Боинг" снизился до высоты 3 км (такая высота никогда не была эшелоном для таких авиалайнеров) и вошел в недоступную для РЛС зону камчатских вулканов. Станции наведения потеряли "Боинг", а израсходовав топливо, истребители пошли на посадку.
Спустя время "Боинг" снова появился на экранах РЛС. Снова подняли в воздух истребители, но "Боинг" был уже далеко, топлива, чтобы его догнать, не хватило бы.

"Боинг" залетел на Сахалин, там также были подняты в воздух 2 истребителя, но "кореец" опять сманеврировал и вошел в зону, не доступную наземным РЛС, станции наведения истребителей снова его потеряли. Но летчик Су-15 подполковник Осипович все же успел засечь "Боинг" бортовой РЛС и догнать его.

При подлете, когда Осипович хотел показаться "Боингу", тот резко сбросил скорость с 900 до 400 км/час.

Су-15 в итоге проскочил, вынужден был делать разворот и снова сближаться с "Боингом", после чего в баках перехватчика оставалось совсем мало топлива. А "кореец" был уже недалеко от границы!
В результате Осипович дал пуск двух ракет вдогонку, с расстояния 5 км.

Согласно официальной версии, подполковник Осипович, выпустив по "Боингу" две ракеты и попав одной в фюзеляж, а другой в один из четырех двигателей, сообщил - "Цель уничтожена". Но Осипович уже повернул на свой аэродром на остатках горючего и падения самолета видеть не мог. Но был ли это "Боинг"? Летчик полагал, что произвел пуск по американскому самолету-разведчику RC-135, которому двух ракет должно было хватить.

"Боинг-747" - в полтора раза больше RC-135 (хотя и похож силуэтом), двух ракет могло и не хватить для уверенного поражения.
Как было выяснено в ходе расследования, до высоты 300 метров (когда отметка самолета исчезла с радаров) "Боинг" падал 12 минут.
Но исчез с радаров - это совсем не значит, что самолет упал в море, а вполне возможно значит другое - самолет вошел в мертвую зону радара, которая простирается ниже 300 метров над уровнем моря.
Если бы самолет падал неуправляемый после поражения ракетами, то на это хватило бы секунд 30-40, а тут - целых 12 минут!
Так самолет падал или все-таки еще продолжал лететь?

Английская радиокомпания Би-би-си в передаче от 1 сентября 2003 года, ссылаясь на мнение представителя Международного комитета по спасению жертв рейса KAL-007 Бена Торри, признала, что в истории с "Боингом" далеко не все так просто и однозначно.

Из передачи - "Отсюда - и появляющиеся все чаще сообщения о том, что после ракетной атаки самолет вовсе не потерял управление, летчики контролировали его еще, как минимум 12 минут. В теории этого времени вполне достаточно на аварийную посадку - был бы аэродром...".

Бен Торри уверен - аэродром рядом с местом трагедии был! В то утро какой-то самолет сел неподалеку от острова Монерон. Бен Торри и его единомышленники уверены, что этот самолет и был тем самым корейским "Боингом". По их мнению, пассажиров рейса сняли с борта лайнера и увезли в неизвестном направлении, а саму машину взорвали, "...разложив потом осколки по морскому дну".

Японский журналист Акио Такахаси рассказывал - "Все то время, что советские истребители-перехватчики преследовали в сахалинском небе самолет-нарушитель, на станциях радиоперехвата ВВС японских сил самообороны в Вакканай и Немуро дежурные диспетчеры не отрывали глаз от экранов радаров. Они получали исчерпывающую информацию о ходе полета южнокорейского "Боинга-747".

На американской базе Мисава в префектуре Аомори также перехватывали содержание радиосвязи советских истребителей с командным пунктом ПВО. Работали средства радиоперехвата американских ВМС в пригороде Иокогамы, которые немедленно направляли полученную информацию в Агентство национальной безопасности (АНБ) США. Туда же отправлялись данные радиоэлектронной разведки, поступавшие от американского самолета РС-135. АНБ в свою очередь докладывало о развитии событий в "ситуационную комнату" в Белом доме.

Администрация США так и не объяснила действия нескольких разведывательных самолетов ВВС США, находившихся в непосредственной близости от советских границ в ночь на 1 сентября 1983 года. Один из них - RС-135 - сопровождал южнокорейский "Боинг" и почему-то не указал пилоту "корейца" о вхождении в воздушное пространство СССР. А может, и указывать никому не надо было - RС-135 сам летел в воздушном пространстве СССР! А "Боинг", выполнив свою миссию, полетел своим курсом. Но об этом ниже.

Адвокаты Мэлвин Бэлаи и Чарлз Харман, представляющие интересы семей экипажа лайнера, рассказали, что вдовы командира "Боинга" и его помощника говорили им - их мужьям обещали солидную сумму в долларах, если они нарушат воздушную границу СССР и пролетят над советской территорией. Между южнокорейской авиакомпанией и разведкой США была достигнута тайная договоренность, и пилотов заставили согласиться на выполнение шпионской операции.

Вдова командира экипажа говорила - "Мой муж не скрывал своего страха перед этим полетом. За два дня до рейса он стал нервничать еще больше и застраховал свою жизнь на крупную сумму в пользу семьи. "Мне очень не хочется лететь - это весьма опасно", - сказал он мне на прощание".

Самым необычным в этой истории то, что из почти 300 человек, якобы летевших на "Боинге", не было найдено НИ ОДНОГО тела! Дно в районе места падения самолета ровное, как стол, а глубины не превышают 120 метров, что подразумевает нормальную работу водолазов и тем более спасательных подводных аппаратов.

К слову - Через 2 года в небе над Атлантикой на высоте 10 километров взорвался точно такой же "Боинг-747" индийской авиакомпании. В первый день поисков нашли тела 123 пассажиров, на следующий день еще 8 и через 4 месяца, при глубоководном исследовании, - еще одного, пристегнутого к креслу.

Демократическая пресса, поддерживавшая версию "о коварстве СССР", утверждала, что тела пассажиров якобы были съедены морскими рачками и другими морскими животными. Однако, по утверждению Уильяма Ньюманна, профессора морской биологии одного из калифорнийских университетов - "даже если исходить из того, что рачки или акулы, или кто-либо еще, набросились на плоть, должны были остаться скелеты. Есть множество примеров, когда на морском или океанском дне удавалось обнаруживать скелеты, пролежавшие там многие годы и даже десятилетия. К тому же, рачки не будут трогать кости". Но костей так и не было...

Джеймс Оберг, автор книги "Расследую советские катастрофы", исключает вероятность того, что дело в рачках. Он говорил - "Вода там холодная, морские существа поэтому значительно менее активны, чем, скажем, в тропических водах. И, следовательно, возможность сохранения останков выше, чем если бы самолет упал в одном из теплых морей".

Не менее необычным, чем отсутствие тел, кажется странный характер обломков. Водолазы не нашли ни одной обгоревшей вещи. Да и по составу находок складывалось впечатление, что самолет был кем-то загружен случайными, уже ненужными вещами.

Один из водолазов, что работал по поиску и подъему обломков, рассказывал - "У меня совершенно четкое впечатление: самолет был начинен мусором, и людей скорее всего не было там....Одежда вся, как со свалки - из нее вырваны куски. Или как будто простреленная - пробита во многих местах. Я лично никаких останков не встречал. Мы же месяц почти работали! И практически ничего..."

И еще водолазы обратили внимание - на борту самолета было много аппаратуры и устройств для магнитной записи. Три основных момента:
- во-первых, совершенно непомерное для лайнера обилие электронных приборов - целый грузовик, что явно превышает объем электроники на пассажирском самолете;
- во-вторых, километры магнитной пленки на бобинах и "россыпью", опутавшей все кругом;
- в третьих - изобилие бумаги, а именно листов А4 с какой-то служебной документацией.
Нашли большое количество "черных ящиков". Руководитель поисков, командующий Тихоокеанским флотом адмирал В.В.Сидоров сообщил - "Их было 9". И это было явно не от одного самолета!

И снова - отсутствие тел. Тела экипажа этого самолета к тому времени уже были подняты из воды кем-то, кто прибыл на место первым.
Что подняли со дна американцы - если и узнают, то еще не скоро. А вот, что подняли японцы... Это оказалось гораздо интереснее благодаря утечкам информации.

Это были детали боевых американских самолетов -
- отстрелянное катапультное кресло американского производства "МакДоннелл-Дуглас" ACES II с истребителя F-15;
- элерон самолета радиоэлектронной борьбы EF-111;
- фрагмент крыла опять же американского стратегического разведчика SR-71.
Как говорится, слов нет. Причем ошибки в опознании фрагментов, со слов специалистов, быть не может.

Известный специалист по расследованию авиакатастроф, француз Мишель Брюн, автор книги "Сахалинский инцидент. Истинная миссия рейса KAL 007", опираясь на свой многолетний опыт и разностороннюю профессиональную подготовку, провел собственное расследование.

На основании имеющихся данных он утверждает, что в ту ночь в небе над Сахалином произошел настоящий воздушный бой!
Не пуск ракеты с самолета Осиповича по нечаянно заблудившемуся корейскому лайнеру, а именно схватка между советскими и американскими военными самолетами, со сбитыми и потерями, как минимум - с американской стороны.
По мнению Мишеля Брюна, в ходе этого боя, группа из десятка американских самолетов:
- разведчиков различных типов;
- постановщиков электронных помех;
- истребителей эскорта,
преднамеренно вторгшаяся в воздушное пространство СССР, была уничтожена советскими летчиками ПВО.

В месте предполагаемого падения лайнера обломков, подтверждающих его падение, найдено не было. Но, через 8 дней после трагедии куски обшивки, обломки, остатки багажа в больших количествах выбросило на японское побережье острова Хонсю, их находили на Хоккайдо. Объяснение было дано такое - "...вещественные доказательства...дрейфовали по течению и таким образом "приплыли" к японским берегам с севера, от того места, где упал поверженный самолет...".

Вроде бы все логично. За исключением одного - в сентябре, в районе острова Монерон и Сахалина, нет ни одного течения, которое гнало бы волны с севера на юг. Только с юга на север! И, добавим к этому, согласно метеосводкам, в то время дул устойчивый ветер в сторону материка.
Как тогда могли эти вещдоки "доплыть" до Японии против ветра и против течения? Объяснение может быть только одно - обломки "Боинга" занесло к японским берегам и Сахалину действительно течением, настоящим - с юга на север. Самолет точно упал в море значительно южнее Монерона.

о сих пор осталась без ответа и загадка другой находки, приплывшей в Вакканай на Хоккайдо вместе с обломками южнокорейского "Боинга", - остатки оперения боевой ракеты с маркировкой отнюдь не советской. Это вещественное доказательство хранится за семью замками в Управлении морской безопасности в Вакканае.

Кроме того, вот еще одна никак необъяснимый факт - запись разговоров велась не только американцами, но и службой управления полетами в Токио и Ниигата. И оказалось, что тот самый рейс КАЛ 007, якобы сбитый в 03.38 токийского времени, преспокойно вышел в эфир... спустя 50 минут после своей "гибели"!

Причем вышел не в аварийном, как было бы в случае повреждения (ведь, в него же вроде как и стреляли!), а в обычном рутинном режиме.
Находился самолет в момент выхода в эфир у последней контрольной точки на пути в Сеул, т. е. почти над Корейским проливом, и лететь ему до посадки оставалось не больше часа.

Но его отметка вскоре исчезла с экрана радара Ниигата - в Сеул КАL 007 так и не прибыл.

Какой вывод? Летчик Осипович не сбивал корейский лайнер! А что же тогда стало с "Боингом" KAL007? А он после воздушного побоища просто не имел права уцелеть, о чем капитану и его экипажу точно не сказали. Нужна была сакральная жертва!

На такой счет необходимо было подстраховаться. И, когда провал операции стал очевиден, американцы в буквальном смысле спрятали в воду все концы. И это уже не версия!

В 1997 году бывший высокопоставленный сотрудник японской военной разведки, отставной офицер Иосиро Танака заявил, что южнокорейский самолет выполнял задание американских спецслужб. Подробности этого события изложены в книге "Правда о полете КАЛ-007".

Иосиро Танака, руководивший до выхода на пенсию электронным прослушиванием военных объектов СССР со станции слежения в Вакканае, на самом севере острова Хоккайдо. Именно этот объект зафиксировал переговоры советских пилотов, преследовавших южнокорейский самолет в ночь с 31 августа на 1 сентября 1983 года.

Свои утверждения Танака основал на анализе данных о крайне странном маршруте движения лайнера, а также на предоставленных Россией в распоряжение ИКАО сведениях о советских радиопереговорах в связи с этим инцидентом.

В результате собственного исследования бывший офицер японской разведки пришел к выводу, что американские спецслужбы сознательно направили южнокорейский пассажирский самолет в советское воздушное пространство, чтобы вызвать переполох в системе противовоздушной обороны СССР и выявить ее засекреченные и обычно молчащие объекты. Именно поэтому, считал японский эксперт, для проведения операции был выбран пассажирский лайнер, который, по мнению спецслужб США, мог долго и безнаказанно лететь над объектами советской ПВО.

Последовательную хронологию событий, произошедших над Сахалином восстановил Вольф Мазур на основе советских официально предоставленных отчетов, американских перехватов переговоров советской ПВО (так называемая "лента Киркпатрик", поданная США в ООН) и радарных карт СССР, США и Японии. Очень подробно все изложено, с описанием по минутам, в том числе, как сбивались американские самолеты.

И несомненно - ту ночную битву выиграли советские летчики, сбив несколько самолетов США. Француз Брюн считает, что было сбито 9 американских самолетов разного типа.

Но стоит сказать и о другом - Увы, битву за умы выиграли как раз США, скормив всему миру свою ложь. И заставив в нее поверить!
И эта ложь продолжает до сих пор сидеть в головах людей по всему миру...

Использованный материал при написании статьи:
- Мишель Брюн. Сахалинский инцидент.
- Мухин Ю.И. Третья мировая над Сахалином, или Кто сбил корейский лайнер?
- Корейский «Боинг-747» сбит над Сахалином // http://www.100velikih.com.
- Мазур Вольф. «Чёрные птицы» над Сахалином: кто же сбил корейский «Боинг»? // Аэропорт.
- Шальнев А. Американский репортаж // «Известия», 1993 год.


Рецензии