Визитер

                1
   Был поздний вечер, дождливый и холодный. Дождь шел сегодня весь день не переставая. Все валилось из рук, словно повинуясь всеобщему унынию в природе. Денис уже неделю сидел над этой проблемой и уже отчаялся найти решение, схема не хотела работать. Казалось, все было верно продумано и рассчитано, отдельные части схемы функционально описаны в учебниках. Но что-то было упущено. Он выключил питание прибора и настольную лампу. Обычно он делал так, когда находил решение проблемы. Это былo для него особым удовольствием и куражом, когда он вдруг находил решение сложной задачи, удостоверялся, что это верное решение, и с чувством одержанной победы выключив все, шел спать, счастливый и довольный, оставляя исправление ошибки, окончательную сборку и пуск на следующее утро. Но сегодня был не тот день. Сегодня он просто выключил все, потому что его это измучило. Бывали задачи и посложнее, на которые он тратил больше времени, и находил решение, но сегодня что-то надломилось в нем. Может погода способствовала этому.

   Он свернулся калачиком на диване и укрылся пледом. Спать не хотелось, читать тоже. Телевизор также был сейчас ему неинтересен. Можно было включить музыку, но стоило ли вставать из-за этого. Он лежал и скучал, уставясь на гравюру 19-го века, где Парис с яблоком в руках разглядывал трех пышнотелых дам. Лицо Париса было совершенно обескураженным от привалившего великолепия, более того, глаза проявляли очевидную слабость ума. Дамы же в игривых позах, призывно смотрели на недалекого юнца. Денис в детстве не мог оторвать взгляд от этой гравюры. Тогда его интерес привлекали исключительно полуобнаженные дамы, которых он разглядывал также в книгах по искусству. Теперь ему двадцать восемь. Гравюра висит на том же месте, хотя в квартире обстановка в основном изменилась. В некоторых своих привычках он консервативен.

   Мучительно течет время. Денис лежит уже два часа? Однако, взглянув на настенные часы, он обнаружил, что прошло всего 15 минут. Что за напасть! Так медленно идет время? Но чего же тогда он ждет? Зачем ему, чтобы прошло два часа? Что-то изменится через два или три? Придет решение? Или просто убить самое дорогое на свете - время. Которого всегда не хватает, которого отведено очень ограниченное количество каждому, и которое никто не ценит по его достоинству. Если кажется, что время идет медленно, значит мысль работает очень быстро? Мысли вяло копошились в голове. У него апатия, ему сейчас безразлично все.

   Послышался стук в дверь. Денис никого не ждал, это мог быть только кто-то по ошибке постучавший. «Я сплю»-сказал в уме Денис и машинально закрыл глаза, будто тот мог увидеть его лежащего с открытыми глазами. Стук повторился. Денис начал раздражаться: «Кого это принесло на ночь глядя! Спит ведь народонаселение...».
Стук стал настойчивее. Денис открыл глаза: «Нечего делать, надо пойти открыть». Он нехотя сел и начал нашаривать тапочки. Стук стал сильнее. Денис резко вскочил и проследовал к двери. Открыв он увидел мужчину средних лет, и было в нем что-то необычное, был он похож на очень близкого ему человека, кого - не мог уловить.
-Привет Денис, узнаешь меня?-сказал мужчина.
-Нет,-нерешительно ответил Денис продолжая напрягать память, где-то он видел его.
-А ты включи свет, -насмешливо сказал тот.

Денис включил свет в коридоре, продолжая вглядываться в лицо незнакомца. Вдруг взгляд его скользнул по зеркалу, где было его отражение. Так и есть, незнакомец сильно напоминал его самого. Вот откуда ощущение сходства с очень знакомым человеком. Было такое чувство, что он мог бы быть таким через лет этак двадцать пять.
-А вы кто? – не выдержал Денис.
-Ты ведь уже посмотрел в зеркало? Убедился, что мы похожи? Я – это ты, через тридцать лет.
-Ну да, конечно же. Как я не догадался? Ну а я – прямой потомок короля Ричард-Львиное сердце, и целый год судился с королевой Англии за трон -сострил Денис.- Скорее всего у нас с вами общие родственники, и вы по родственному меня решили развести... Вы, верно, из папиной родни, но я вас никогда не видел.
-Ладно, лучше послушай, сегодня третье ноября 2013 г, ты только что встал из-за стола, где работал над блоком управления стробируемого причинно-следственного синхронизатора по разработкам доктора Грейхема, раскрытая брошюра которого лежит сейчас у тебя на столе. Пойдем посмотрим, хорошо ли я помню все.
Дениса как будто ударило током: «Откуда он мог знать это? Откуда он мог знать про книгу Грейхема, случайно попавшую к нему, и которую официальная наука назвала бредом? Ну хорошо, Сашка мог кому-то проболтаться, что я занимаюсь этим, но как этот мог знать, что я делал сегодня, и что книга раскрыта у меня на столе. В окно подсматривал с биноклем, чтобы потом разыграть?»
-Ну что ж, и я попробую угадать, совершенно дедуктивным Холмсовским методом, что вы делали. Вы пахнете резиной, а следовательно ехали в метро и поднимались на эскалаторе, а до этого добирались с Шереметьево на «Смерче», у вас краешек посадочного талончика виден из кармашка, а до этого поглощали спартанский ужин принесенный стюардессой в самолете.
-А на поглощенный ужин что именно указало? –спросил незнакомец, который спокойно, как-то уж очень привычно, выслушал словоизлияния Дениса, но вдруг, как будто заинтересовался именно этой частью фразы.

-Касательно последней догадки все просто. Без этой процедуры не обходится ни один полет,-сказал Денис, -а теперь, когда вы меня совершенно покорили своим задором и чувством юмора, обычно не присущим людям вашего возраста, пожалуйста скажите, с кем, так сказать, имею удовольствие встретиться. Вы ведь близкий родственник, о котором я не знал до сих пор?
-Давай-ка лучше оставим розыгрыши, просто задай мне любой вопрос. - сказал незнакомец,- к своему удивлению, ты обнаружишь, что я знаю о тебе все.
-Сколько у меня друзей и как их зовут?
-Ну это прежде всего Саша, вы с ним друзья с детства, учились вместе в Университете, только ты на физфаке, а он - математик. Далее есть у нас с тобой Андрей, который программист, Дима-юрист, скоро уедет в Гаагский университет изучать международное право, ну и наконец была у нас такая Стелла, с которой ты встречаешься, любишь, но которая к тебе не очень серьезно относится, скорее, как к готовому для нее на все, хорошему другу…
-Где у меня записан пин-код кредитной карты? - выпалил Денис.
-В смартфоне, под названием икс икс банк, а вообще весь твой архив в папке Архиденис, а копия в Интернете в Скайбоксе в стеллаже ММ673, пароль доступа «коллаж 21», кстати, все это у меня до сих пор там же, -невозмутимо ответил гость.
-Послушайте, кто вы?-запаниковал Денис: «Неужели все, что он сказал возможно? Что если он прав...»
-Неужели то, что я сказал возможно? Что если я прав? -словно передразнил его мысли гость, - Денис, пойми, я специально запомнил эти слова, чтобы предъявить тебе при встрече. А сегодня вы со Стеллой договорились встретиться, но потом она позвонила и сказала, что не может. Так вот ты узнаешь, что она сегодня встретилась с другим. Позвони ей сейчас.

Денис машинально взял телефон и позвонил ей домой. Все было именно так, как предсказал гость, ее не было дома, а бабулька сболтнула, что за Стеллой пришел некий Герман.
-Прости, что пришлось сказать это, чтобы ты поверил мне, но с другой стороны ты должен был это знать, - сказал гость.
Денису, сказать по-правде, это откровение не показалось трагедией, он догадывался давно, что она встречается, но скрывает, чтобы не обидеть его. С другой стороны все честно, она никогда не давала повода ему подумать, что он ее избранник. Однако, незнакомец все же не убедил его, что все это не фокусы. Но тут незнакомец вдруг испарился. А через 15 секунд он вышел из дверей спальни.

-Денис я мог бы просто появиться у тебя дома, а не имитировать стук в дверь, но не хотел тебя пугать. Поверь, я говорю правду. Как же ты работаешь над этим, если не веришь, что это возможно. Ты ведь прочел вторую часть труда Грейхема?
-Нет еще, но я начал читать, -хотел было соврать Денис, но незнакомец его оборвал.
-Тогда ясно, я поторопился, надо было мне зайти через несколько дней, не могу себе простить такую оплошность, неужели я все испортил, - незнакомец был очень расстроен.
-Я принесу вам воды,-Денис кинулся на кухню.
-Остановись, нет нужды. Посмотри на меня, я не материален, всего лишь видимость тела.
Тут Денис обратил внимание на странное едва заметное свечение по контуру тела незнакомца. И голос тоже исходил не из тела, а просто возникал в атмосфере комнаты. Он протянул руку, она прошла сквозь гостя:
-Что за чертовщина? Объясните мне все это, пожалуйста.
-Итак, Денис, это не голограмма, то что ты видишь - это материализованная мысль. Ее возможно перемещать в пространстве и времени куда угодно. И это будет твое открытие. Ты найдешь способ и субстанцию, чтобы материализовать мысли и перемещать их во времени и пространстве. Человечеству оно поможет больше, чем все другие открытия вместе взятые. В мое время нет ни войн, ни лжи, ни неравенства. Это открытие преобразило сущность отношений между людьми и мораль. Мне уже надо исчезать. Там в будущем, я, то есть ты, известный ученый, Денис Васильевич Кравцов. Мне нельзя вмешиваться в прошлое, просто так хотелось увидеть себя и приободрить, я помню, что этот день был для меня очень трудным, я едва не покончил с карьерой после неудачи в исследованиях, трудной бессонной ночи и неурядиц в личной жизни. Держись Денис! Ты все преодолеешь! Однако, я только что обнаружил прелюбопытную вещь: я не помню, чтобы я сам говорил своему «пришельцу» о спартанском ужине в самолете, а ведь эту встречу я запомнил во всех деталях. Интересно, очень интересно... Как ты умудрился это ляпнуть?
-Стойте, не уходите еще, расскажите мне что нибудь. В чем ошибка, почему схема не работает, я весь день над ней сидел? –Денис не обратил внимание на вопрос, его больше интересовало решение сегодняшней проблемы.
-Мне нельзя, понимаешь, нельзя говорить много. Тем не менее, посмотри цепи синхронизации платы А с платой Х, импульсы должны проходить изменяемую линию задержки, которая управляется...
-Стоп, можете не продолжать! Я все понял! Как я это упустил! Отлично, спасибо. А когда меня осенит само это открытие?-заторопился Денис, видя что незнакомец становится прозрачнее.
-Это будет двадцать седьмого мая 2042 года.-сказал гость и растворился.

«Через 29 лет! С ума сойти как долго! Что же я не мог придумать это раньше? – подумал Денис - а с блоком интересно вышло, он мне, выходит, подсказал решение. Как же я не додумался сам? Но, в принципе, если бы не он, я бы рано или поздно додумался.»
«Все прекрасно! Как же здорово жить, сколько можно сделать! Зачем я валялся, убивая время? Надо выйти прогуляться, освежить мозги и обдумать решение, которое он мне подсказал.»
Денис накинул куртку и вышел. Дождь уже перестал, облака рассеялись, сияли звезды. Он шел нарочно лихо шлепая по лужам: «Ну что ж, надо будет поставить туда линию задержки и организовать управление от... откуда же надо организовать управление? С блока коррекции потерь? Нет, это глупо. Лучше с блока кореляции восстановленной кривой. Чушь! Что я говорю, это не будет работать. Может суммировать эти два сигнала и им управлять? Что за черт? Вообще то, вроде больше неоткуда. Вот я идиот! Почему я не дал ему договорить? Но впереди еще двадцать девять лет, я найду решение, ведь это всего лишь конкретное устройство, которое должно помочь сделать это открытие. Это не конечная задача, впереди еще столько работы, пока открытие будет, прибор будет создан и заработает. Как интересно устроена голова человека. Он думает, бьется лбом об задачу, проходят года, и вдруг его осеняет! Дальше, все как снежная лавина, несется, и не остановишь.»

   Денис не заметил, что остановился и задумался. Очнувшись от мыслей он зашагал дальше. Ноги сами собой привели его во двор, где жила Стелла. Он сел на скамейку, откуда виден был ее подъезд. Через некоторое время появилась Стелла с кавалером. У Дениса защемило в груди, как она была хороша! Они шли держась за руки, он говорил что-то, она слушала, временами поднимая глаза в его сторону. Денис сидел на скамье под большим деревом, и они его не заметили. У подъезда они некоторое время постояли, после чего она обняла его за шею, и они долго поцеловались. «Сегодняшний гость знал всю мою жизнь» - подумал Денис.- «А я у него так мало спросил. Будет ли Стелла моей? По-видимому нет, и вряд ли будет другая женщина. Значит я буду одинок?»
   
   Дома Денис подошел к столу с незаконченной схемой. Он включил лампу, приборы и питание схемы. Попробовал свою последнюю догадку. Схема не работала, равнодушно глядя на него светящимися индикаторами. Денису захотелось приложить проклятую утюгом, и положить конец этим ментальным пыткам. Но он преодолел приступ гнева и заставил себя продолжать пробовать различные конфигурации построения.


                2
   Было уже ранее утро, Денис уснул в кресле перед столом. Огоньки прибора светились, каждый подобострастно мигал, выполняя миллионы операций, однако решения задачи в ту ночь он так и не нашел. Все логические рассуждения зашли в тупик. Очнулся он совершенно разбитый, надо было идти на работу.

Работал он в исследовательском центре, где работали над созданием сверхминиатюрных источников энергии. Он был на хорошем счету, как способный и подающий надежды молодой специалист. Его высоко ценил руководитель отдела и, несмотря на молодость, прислушивался к его мнению. В обеденный перерыв он позвонил самому близкому другу-единомышленнику Саше, который работал там же в секторе теоретиков.
-Привет, брат, есть разговор,-поздоровался он.
-Иду, жди в беседке во дворе,- как обычно сухо, ответил тот.

Саша был другом, которому он мог доверить даже больше, чем себе. Это был самый «правильный» человек. Он все понимал с полуслова, никогда не делал поспешных выводов и всегда мог дать единственный верный в данном случае совет. Единственная его слабость, которая не нравилась некурящему Денису, это - Саша курил трубку, поэтому даже в мороз они всегда вынуждены были встречаться в беседке во дворе.
-Сашка, что было вчера!.. - начал взахлеб Денис.

Саша спокойно набивал трубку, не глядя на него. Раскуривание трубки для него было обрядом, вроде чайной церемонии. Он сначала выкладывал из специального чехла все принадлежности на стол, потом его пальцы начинали ритуальный танец. Денис всегда с интересом наблюдал за этим представлением, хоть и не одобрял его курения.
-Ко мне вчера явился, кто бы ты думал?
-Стелла, что ли? Ты лучше скажи схема заработала? - ответил Саша.
-Вот не догадаешься, даже не сможешь предположить такое.
-И не буду строить никаких догадок, ты мне ведь скоро скажешь, когда уляжется очередной телячий восторг, и закончится запас слов на увертюру.
-Ладно, раз такой умный, получай! Ко мне пришел я сам.- выпалил Денис и посмотрел на Сашу.
Тот поднял на него глаза и спокойно спросил:
-Ну я надеюсь, ты потом ушел от себя и сейчас здесь в количестве один?
Денис начал сбивчиво рассказывать, как было дело. Саша слушал, молча пуская дым из трубки, и не перебивая, только один раз спросил, что Денис ел вчера. Денис закончил на том месте, где пошел к Стелле во двор.
-Денис, если все, что ты сказал все же не галлюцинация, все это значит, что работа Грейхема и пересекающаяся с ней работа Уелча не просто теоретические игры, а имеют реальную основу. Если тебе нужна помощь, я готов по дружбе сделать нужные расчеты, помогу с подготовкой материала и можешь защититься... Меня можешь просто поблагодарить в тексте.- невозмутимо вынес Саша свой вердикт относительно сказанного.
-Саш, я до сих пор еще до конца не уверен, было или снилось, - сказал Денис - а ты так спокойно, защитись, расчеты, аннотация, благодарности?
-А что тут странного? Я всегда подозревал, что мысль можно материализовать, причем не какими-то там чудными торсионными полями, а своими родными электромагнитными, любимыми до слез, просто надо ломать стереотипы. А уж перемещать ее, проще простого, мысль сама рванется, куда ее не просят. Я ясно выражаюсь? – спокойно рассуждал Саша,- так что, вали-ка ты домой, выкинь из головы все лишнее и доделывай блок управления, когда весь прибор заработает, само собой станет видно, что делать дальше.

   Спокойная уверенность Сашки сделала свое дело, Денис воспрял. Он предупредил в отделе, что уходит, и пошел пешком домой.
Лужи на улице подсохли, было как-то необычно, совсем не по-осеннему, разве что опавшая листва с деревьев хрустела под ногами. Яркое солнце заставляло щуриться. Внезапно Денис увидел Стеллу, идущую в обратном направлении по противоположной стороне улицы. Он захотел сейчас же перебежать улицу, чтобы поздороваться, но что-то удержало его, и он отвернулся к витрине магазина, рассматривая манекен с женским бельем. Поравнявшаяся с ним женщина ехидно заметила:
-Интересует?
-Никак нет! – выпалил он и обернувшись прямо-таки столкнулся со Стеллой, которая как раз перешла улицу.
-Денис! Вот так встреча! Ты не на работе?
-Я вышел, меня Сашка выпроводил, сказал, иди домой работай, нечего бездельничать.
-А я в торговый центр собралась, пойдешь со мной?- игриво спросила она,- мне одной скучно будет.
У Дениса перехватило дыхание, перед глазами поплыло. Тот Денис, который только что отвернулся, считая, что за явной бесперспективностью этого занятия, не стоит продолжать ухаживания, улетучился. На секунду перед ним появились бескомпромиссные, стального цвета Сашкины глаза, но тут же растаяли, потому что Стелла взяла его под руку.
-Ну, какие у тебя новости? – спросила Стелла и тут же принялась куда-то звонить на ходу.
Денис, что-то бессвязно рассказал про работу и фильм, что смотрели с Андреем на днях. Стелла, кивала ему и говорила с подругой по телефону. Незаметно Денис замолк. Стелла немедленно отреагировала:
-Ты что же замолчал? Я слушаю.
-Ты правда слушала? – спросил Денис. Стелла замахала руками, попрощалась с подругой и вернулась к Денису:
-Ты что же не веришь? Ты ведь знаешь, что у женщин оба полушария работают независимо.
-Правда? И у тебя тоже так? Тогда скажи, о чем я рассказывал?- настаивал Денис, - или ты хотела сказать, что оба полушария имеются?
-Денис, ну какой же ты зануда, пристал - скажи, скажи! Посмотри лучше, что там написано? Мне плохо видно. - она щурясь, показала на витрину, где были разложены женские сумочки.
Денис провел весь день в торговом центре со Стеллой. На обратном пути, когда они переходили улицу ко входу в метро, на них наехала машина. Денис успел оттолкнуть Стеллу и весь удар достался ему одному. В больнице оказалось, что у него сломано ребро и треснула бедренная кость.


                3
   -Идиот, ты посмотри на себя, Ты же пингвин, влюбленный пингвин! Тебя же севернее 27й параллели пускать нельзя, твое место в Антарктиде.
-Саш, я не виноват...
-Покажи мне пальцем, кто виноват? Ты ведь знаешь, что она встречается с другим, ты для нее никто! Куда ты поперся? Мне следовало отвести тебя домой за ручку?
-Саш, не ругайся, не знаю, как все получилось...
-Зато я знаю, у одного моего близкого друга, во многих вопросах головастого, при появлении известной вертихвостки, отвисает челюсть и напрочь срывает голову.- резюмировал Саша, и уже переключившись спросил,- Денис, ты вторую часть Грейхема прочел? Я начал, но суть все время ускользает, я не могу составить представление, о чем он пишет. Ничего не понимаю. Прямо мистика какая-то.
-Сань, принеси его мне в следующий приход, мне непременно надо это прочесть. Он мне отдельно сказал об этом.

   Однообразно тянулись дни в больнице. Денис лежал в гипсе. Навещали его мать и Сашка. Один раз, правда, приходила Стелла. Она пришла прямо на следующий день со своей матерью. Мать смотрела на лежащего в постели Дениса, плакала и благодарила его, даже поцеловала ему руку, как он ни старался одернуть ее. Стелла периодически садилась рядом и гладила его по лбу, но опять звонил телефон, и она снова отходила к окну и с кем-то болтала.

Наконец закончились дни заключения в больнице. Гипс сняли, Дениса выписали и дали на память трость, на которую он должен был опираться при ходьбе, поскольку трещина плохо срослась и ходьба причиняла боль. Денис вернулся домой и вплотную занялся прибором. Наконец ему удалось найти решение проблемы синхронизационных цепей. Блок заработал и отменно выполнял все предусмотренные функции. Это было в канун Нового Года, Сашка присутствовал при демонстрации и был очень доволен Денисом, назвав его самой светлой головой текущей недели. Однако, Грейхема Денис в больнице так и не смог прочитать, его все время отвлекали, то посетители, то соседи-травматики по этажу приходили поиграть в преферанс или шахматы. А ко времени окончания работы над прибором на работе вообще случился аврал, и Денис вынужден был с головой уйти в проект, который надо было сдавать в конце февраля. Касательно первой части работы Грейхема, практически все, что было известно теоретически, у них с Сашкой получилось на практике. Но нужен был прорыв. Надо было полностью понять и осознать теорию, поставить дальнейшие практические задачи и найти их решения. Словом, нужна была идея, которой у них не было, а все прочее второстепенно. В то время Денис получил повышение на работе. Они успешно выполнили большой военный заказ и получили премию, на которую Денис приобрел новенький полностью электрический Фольксваген. Времени на домашние занятия у него уже почти не было. Он прикрыл стол с приборами и инструментами полиэтиленовой пленкой, чтобы не пылились, а это уже был знак, что откроется стол нескоро. Теперь все его время было заполнено командировками, конференциями, симпозиумами и семинарами. Страсти, связанные со Стеллой улеглись. Она вскоре, после его выписки из больницы, вышла замуж, причем, к его удивлению, не за того, с кем он ее видел в тот вечер. Это было совершенно новое действующее лицо, неизвестно откуда появившееся у нее в жизни. Лицо это занимало какую-то важную должность, и имело движимости и недвижимости. Денис так ни разу и не увидел его, однако Саша, который как-то встретил Стеллу с мужем в фойе филармонии после концерта, сказал, что счастливой ее бы не назвал, судя по напряженности, которая царила при обмене приветствиями. «Она была так запугана, что даже не спросила про тебя, - заключил Саша. - Он же был, сама вежливость, когда узнал, что я зам. директора института по научной части.» Денис выслушал все это без эмоций. Они ехали на его машине на вечеринку к шефу, где намечалась основательная попойка.


   -Вообще я удивляюсь женщинам, - сказал вдруг Саша, -сперва ведут себя как принцессы, а потом выйдут замуж за торговца и полностью перенимают его правила игры, натуральный обмен и торг. Денис продолжал молчать, глядя вперед на дорогу.
-Ты чего молчалив?-спросил Саша.
-Тебе спеть?
-Ну скажи «согласен», или опровергни, - не унимался тот.
-А ты докажи, тогда соглашусь. И не забудь приложить статистический анализ, - сказал Денис.
-Ден, ну ты чуть лучше этого типа, ты гораздо болтливее, интеллектуал кажется, вроде также не урод, а что она в нем нашла?
Денис усмехнулся:
-Женщины говорят, что у них нет выбора. На самом деле они контролируют и спрос и предложение. А не захотела она меня, поскольку у меня нет квартиры на два этажа в центре и фабрики. Наверное загадала в возрасте принцесс, что у нее все это должно быть.
Сашка еще долго разглагольствовал о нравах, потом о смысле жизни. Потом уже за столом, когда возлияний было сделано предостаточно, предложил построить стену по экватору земного шара.
Всех женщин согнать в южное полушание а себе взять северное, и посмотреть, как они там будут жить одни.
-Ты с ума сошел Александр, -сказал Евгений Матвеевич, у которого происходила вечеринка, - если сказать, что они должны на юг, они непременно захотят на север. Надо им сперва север предложить, чтобы они на юг ушли, и тем не менее еще спорно, сколько еще будут кочевать туда сюда, прежде чем, наконец, начнут оседлую жизнь.
-А что, идея неплохая, - сказал один из теоретиков,- в гости будем ездить на отдых, на юг.
-Тебе визу не дадут, у тебя на лбу написано «Бабник», они именно от таких обособились.
-Тогда торговать будем с ними. Мы им экспортируем косметику, духи, платья, словом все, а они нам ..., ну что они могут нам в обмен?
-Да ничего, вроде... К этому времени мужчинам от них уже ничего не надо будет. Не так ли коллеги?

В тот вечер Денис по большей части молчал. Он потягивал мартини, крепкое он не стал пить, поскольку приехал на своей машине. Он думал о своем предназначении. Он создаст новый прибор, который перевернет весь уклад жизни на земле. Не будет преступлений, лжи, неравенства. А занимается он в сравнении с этим сейчас сущей чепухой. Может поговорить с Евгением Матвеевичем, чтобы он открыл для него новую тему, и тогда он создаст группу: «Сашаню, хоть он уже зам. по науке, тоже надо будет полностью освободить от прежних проектов и подключить к моей теме. Моих теперешних всех надо забрать с собой. Надо бы еще пару-тройку молодых ребят, может из старшекурсников подобрать. Завтра с Сашей пойдем в Университет, поговорим с деканом».


                4
   Была весна. Денис стоял в сквере у больницы, вдыхая весенний воздух и ожидая Сашу, который поднялся навестить свою мать, находящуюся на лечение. На противоположной стороне сквера появилась девушка. Она шла, пересекая сквер, легкой и быстрой походкой с огромным букетом сирени в руках, распространявшим вокруг невероятное благоухание. Она шла и смотрела прямо перед собой под ноги, не замечая ничего кругом. Она улыбалась, словно проигрывала в памяти сцену, как ей преподносили эти цветы. Поравнявшись с Денисом она, почувствовав его взгляд, подняла глаза и улыбнулась ему. Ее настроение немедленно передалось Денису, содержание кислорода в воздухе вроде увеличилось, солнце стало светлее, звуки - прозрачнее. Денис улыбнулся в ответ и произнес: «Прекрасно!». Она тихонько со смущением сказала: «Спасибо» и проследовала дальше. Денис смотрел, как быстро удаляется стройная фигурка и не знал, как поступить. Его непреодолимо потянуло вслед. Но тут как всегда, вмешался мозг и стал наводить порядок:
«Ей только что подарили цветы, она счастлива, зачем ты ей нужен со своими сомнениями и поисками?»,
«Но она мне нравится, она мне улыбнулась!».
«То, что тебе понравились, не означает, что ты понравился тоже, а улыбаются все воспитанные люди, случись им встретиться взглядом с кем-нибудь».
Денис остался стоять у дерева, но думать о чем-то, кроме нее уже не мог. Простояв еще минут десять, он все же направился к машине. Выйдя из сквера, он снова увидел девушку с сиренью. Она стояла на остановке, ожидая автобус. Поравнявшись с ней он предложил ее подвезти.
-Спасибо, -смущенно ответила она.
-«Спасибо - да», или «Спасибо - нет»? – наигранно сказал Денис, кляня себя за глупость.
-Спасибо, не стоит, - сказала она.
-Как вам будет угодно, - коротко ответил Денис и не спеша направился к машине.

   Он выехал на улицу и посмотрел в зеркало. Она стояла в стеклянной коробке и смотрела на дорогу. Денис подумал: «Если пожалела, сама и виновата», и поехал куда-то, несмотря на то, что должен был ждать возвращения Саши из больницы. Отъехав два перекрестка, он вдруг понял, что не может без нее жить. «Какой же я дурень. Такое начало бывает у большой любви в сентиментальных романах. Читаешь и думаешь, не бывает такого, автор слишком романтизирует, но нет, оказывается, бывает и в жизни. Тебе же судьба дает знаки, надо их разглядеть!» На ближайшем перекрестке Денис развернулся и поехал назад. Дорога обратно, казалось, длилась вечность, два раза ждал зеленого, машин на улице стало вдвое больше, у всех вместо номерных знаков было написано «Денис – дурень», и все мешали ему проехать. Наконец он подъехал к автобусной остановке, где видел ее, и, как и положено, ее там уже не было. Денис поехал домой. На душе было скверно. Дома, не раздеваясь, он бросился ничком на кровать и пролежал так около часа. Потом встал, переоделся, достал бутылку виски, откупорил и отхлебнул прямо из бутылки. За окном сгущались сумерки. Бутылка постепенно опорожнялась, но легче Денису не становилось. Несколько раз звонил Сашка, видимо беспокоясь, куда он подевался, но Денису было не до него. Он был «Несчастен» с большой буквы.

   Весь следующий месяц он при любом удобном случае оказывался в том сквере у больницы, у того же дерева, простояв там с часок, он начинал прогуливаться по скверу, еще через час он уже лихорадочно сновал взад вперед возвращаясь к тому дереву, где увидел ее впервые. С наступлением темноты прекращал свои занятия, уходил домой, где и заканчивал день, опустошив очередную бутыль. Несколько раз его допрашивал Сашка, пытаясь выведать, что произошло в тот день, и что вообще, черт возьми, с ним происходит. Денис молчал, как пленный партизан. В конце концов, Саше надоело и он оставил эту затею. Вместо этого он попытался вернуть интерес Дениса к идеям доктора Грейхема, но и тут не особо преуспел. Было даже так, что он силком сажал его за вторую часть книги, но при чтении не удавалось уловить смысл, ни Денису, ни ему самому. Труд оставался непонятным и неведомым. Прямо какой-то заколдованный круг.

   Как то утром, с тяжелой после вчерашнего, головой, Денис встретился с Сашей:
-Не кажется ли тебе, что мы не осилим эту задачу вдвоем? Давай подкатим к Евгению Михайловичу, объясним все как есть и попросим создать группу под эту тему. Может, его возьмем в соавторы? Или даже в руководители проекта?
-Ты что?! Он же неподкупен, как Кромвель, - отмахнулся Саша, - это возможно, только если он сам подумает, что это нужно. Ни в каком другом случае он не одобрит.
-Что же делать? Как ему объяснить? Может я расскажу про визит?
-Ден, ты рехнулся? Он тебе поверит? Вообще кто в это поверит? Я один дурак такой, кто поверил по дружбе.
-Значит ты есть дурак, что мне поверил? - завелся Денис.
-А то! – подключился к процессу Саша.
-Тогда знаешь, что...
-Что, тогда знаю?
-Пошел ты...
-Денис, ты хорошо подумал? Честно сказать, мне все это порядком надоело. Ты меня в это втянул, я тебе поверил, всегда оказывал тебе любую посильную помощь в расчетах, я не хочу бросать тебе это в лицо. Но ты ведешь себя, мягко говоря... непоследовательно. Ты бросил все на произвол судьбы, ждешь чего-то, постоянно слоняешься где-то. Ты стал непредсказуем! Почувствовал себя гением? Что ты сделал за последние три года? Ни-че-го! Продвинулся на сантиметр? Нет! А я стал заложником твоих идей. Ты мне друг, я поверил в твои слова, как ни невероятно все это звучало тогда, связал свое будущее с общей с тобой работой. Но ты меня предаешь, ты ничего не делаешь сам, ты занялся чем угодно, только не делом. Это нечестно, Денис! Я долго молчал, у тебя могли быть личные проблемы, стрессы. Но у кого их нет? Я ничего не делаю, есть много интересных тем, которые проходят мимо меня, я не расту, понимаешь, и карьера псу под хвост. А ведь у нас сейчас самый плодовитый возраст. Мы сейчас способны по теме, каждые полгода завершать. Денис ты зациклился... Не знаю на своей идее или на бездействии. Соберись...
-Значит так, Саш, я не буду тебя уговаривать, не буду тебя обвинять, если ты займешься другим делом, не буду обижаться на тебя если вообще перестанешь со мной общаться. Делай как знаешь.
-Значит рассудил так? Хорошо. Вот я символически умываю руки, я решаю заняться другой работой. Однако, если тебе когда-нибудь понадобится моя помощь, ты можешь на нее рассчитывать.

Саша еще некоторое время молча смотрел на Дениса, потом попрощался и ушел. Денис тоже повернулся и пошел. Странно, порвал с другом, но нет ощущения потери. Какая-то легкость, новизна. Может, не осознал еще, а может их отношения ему давно уже были в тягость.

   Евгения Михайловича Денис застал в его кабинете, куда прошел, как обычно, без стука.
-Денис! Какими судьбами? Неужто, решил снова заняться работой? Последнее время ты стал этаким раритетом, но вместо музеев экспонируешься исключительно в барах, но также замечен был и в скверах города. Итак, поведай, что с тобой происходит? – сказал он.
-Евгений Михайлович, мне надо серьезно с вами поговорить, - начал Денис.
-Полагаю, что именно такой должна быть исповедь того, кого я ценил и почитал все это время, как коллегу, на которого можно возложить ответственность за самое серьезное дело. – продолжал тот.
-Видите ли, в последнее время я полностью выбился из колеи, - Денис не знал с чего начать, а Евгений Михайлович вовсе и не стремился ему помочь собраться с мыслями:
-Колея, дорогой мой, она имеет такие же свойства как рельсы, она удерживает направление движения ездока, конечно если тот не затратит дополнительную энергию и не свернет на обочину, почему то называя это «сбился с колеи».
- Евгений Михайлович, вы меня все время сбиваете, мне и так трудно будет все вам объяснить, а тут еще и ваш сарказм.
-Ну что за спешка? Возьмите себе стул, спокойно объясните, я же мобилизую то, что осталось от моего интеллекта и постараюсь понять, почему вам трудно мне объяснять?

   Денис начал с того вечера, когда к нему пришел «визитер». О работах Грейхема, о том, что вот уже несколько лет не продвинулся ни на йоту, о своем предложении открыть тему и создать группу для исследований. Евгений Михайлович все время очень внимательно слушал, иногда делая для себя пометки. Денис рассказал все, за исключением того, что ему известно о дне, когда его должно осенить и он найдет решение вопросов, согласно предсказанию «визитера».

-Идея, Денис, вечный прообраз реальности, приходит сама, тогда, когда назреет для этого момент, когда багаж знаний станет критическим, и также станет критическим то количество людей, которые этим занимаются. Так сказать «коллективный разум» решает проблему, вынашивая ее, страдая, болея ею. Решение созревает в умах, и однажды одного из них осеняет. Я очень скептически отношусь к работам Грейхема, на которые ты так усердно ссылаешься, есть очень большие подозрения в его адекватности, он был чудаковат..., грубо говоря, у него были серьезные проблемы ментального характера. Во всяком случае, все на это указывало. Ты предлагаешь мне открыть тему и создать группу для исследования эффектов описанных ученым, находившемся в подобном состоянии? Как на это посмотрят в Академии Наук? Как я смогу добиться утверждения? Если отбросить в сторону этическую составляющую того, что ты предлагаешь пообещать взять некоторых высокопоставленных персон в соавторы, как же ты не понимаешь, что соавтором в исследовании работ психа никто не захочет быть? Не считая того, что я никогда не пошел бы на подобный подкуп, я всю жизнь боролся с этим. Денис, давай закроем этот разговор. Максимум моей помощи тебе, это закрыть глаза на то, что ты теряешь много времени на посторонние работы. Хотя, я бы не сказал, что теперь это так. Так было год-два назад. С некоторых пор ты просто ничего не делаешь вообще...

   Денис возвращался домой совершенно разбитый. До срока, который предсказал ему «гость», оставалось 25 лет, а у него давно потерялись те догадки, которые были когда он день и ночь бился над этим. В голове было туманное месиво из личных проблем, ссоры с Сашей, разговора с шефом, чего то непонятого, ощущения чего-то отдаляющегося от него со все нарастающей скоростью, чего он уже более никогда не вернет. «Ну что ж будем надеяться на лучшее»- подумал Денис, - «ведь не стал бы врать я сам себе, если идея придет в 42м году, значит этому быть! А сейчас мне надо успокоиться и на время отдохнуть от этих мыслей.»


                5
   Прошло еще пять лет. Была зима. Снега было мало но мороз продирал до костей. Улицы и тротуары были покрыты льдом, стоило муниципальным службам его сколоть, как шел снег, наступала оттепель и снова все замерзало. Денис сидел за шахматной доской, рассеянно слушая новости. В дверь позвонили. Он поплелся к двери и открыл ее. Это была Стелла. В прежние времена у него бы перехватило дыхание, если бы она пришла к нему. Теперь же, как ни странно, была даже легкая досада, что его одиночество нарушили.

   От ее былого задора не осталось и следа, взгляд был потухший, глаза она не поднимала, лицо осунулось. Одета она была во все очень дорогое и изящное, но Денис ни раньше ни сейчас не замечал, во что она одета. Он был без ума от нее самой. Денис рассеянно оглядел ее и пригласил войти. Стелла вошла, как-то несвойственно ей, неуверенно проскользнув в комнату. Он предложил ей сесть на стул. Она посмотрела в сторону широкого дивана, потом в глаза Денису и опустилась на стул. Видимо она подумала, что Денис хочет ее унизить своим равнодушием, но этого не было. Денису было все равно, где она присядет, просто инстинктивно он предложил ей стул, который был ближе к двери.

-Как тебе живется Денис?- после небольшой паузы спросила Стелла.
-Да никак,- ответил Денис, - работа, дом, снова работа, потом опять дом и как обычно работа, вскоре снова дом, и как проклятье, работа, потом... потом дождь, потом снег, потом весна, как ни странно лето...-он замолчал и посмотрел на нее. У нее на глазах были слезы.
«Как же она все же меня ненавидит, - подумал Денис,- все что я говорю, делаю, думаю. Ну не тот я, кто ей нужен. И теперь, когда она отчаявшись пришла, чтобы найти у меня какую-то поддержку, признание ее исключительной женственности, самого захудалого поклонника в моем лице, я продолжаю разговаривать в манере, которую она во мне не переносила».
-Мне очень плохо, Денис,- сказала она.
-Болит где-то? - ответил Денис, - тошнит? «Скорее всего тошнит от меня».
-Нет, просто я одинока, меня бросили, - сказала Стелла, -мама очень болеет, она все время тебя вспоминает. Может, навестишь ее?
-Конечно, навещу, непременно. Вы все там же живете?
-Мама там же. Я живу в своей квартире. Он когда уходил, оставил ее мне.
-Да, это очень мило с его стороны, наверное квартира огромная?
-Да она большая, на два этажа, в элитном доме и содержание обходится дорого. Я думала сдавать ее, а сама переберусь к маме.
-Прекрасная мысль. Она будет не одна, и у тебя будет источник дохода.
-Да, но я буду одна. Я всегда была одна, Денис! Никто меня не понимает! Прости меня, я очень виновата, я была девчонкой и многого не понимала. У меня в голове был стереотип, под который я всех подгоняла. Ты совершенно другой, а я не понимала, что можно быть счастливой с таким. Надо было мне совершить столько ошибок, чтобы понять это. Ты меня уже не любишь?-все это она сказала с опущенными глазами, лишь при последнем вопросе она посмотрела в упор.

«Как построен вопрос: Ты меня уже не любишь? Могла бы сказать: Ты меня все еще любишь? Или так: Ведь ты меня продолжаешь любить?» -думал Денис- «таким образом запросто можно получить желаемый ответ. Интересно, что же я отвечу?»
-Видишь ли Стелла, прошло много времени, но я все еще помню тебя. Я много думал, почему у нас ничего не получилось, - сказал Денис.
-Ты думаешь иначе? Наверное, что я дура? Ты прав, я была дурой. Но теперь я многое поняла, мужчина должен иметь увлечения, думать иначе, быть не совсем понятным, нам – женщинам, и при этом нам можно быть счастливыми, - тихо проговорила она.
«Да, как раз увлечений у меня сейчас нет, - подумал Денис, - если она действительно пришла к этому, если она не притворяется, говоря все это, значит, опять у нас ничего не получится. Я теперь человек скучный, чувство юмора куда-то ушло, интересы самые обыденные, осталась только вера в то, что меня осенит двадцать седьмого мая 2042 года и уж тогда все изменится, я воспряну. Что тогда начнется! История пойдет вспять!».
-Нет конечно, я никогда не называл тебя дурой, просто тебе нужны мужчины другого типа, более решительные, достигшие определенного положения и материального состояния. Я разве неправ?
-Денис, я многое поняла, я сейчас совсем другая. Помнишь твою последнюю шутку, когда ты лежал с переломом в больнице, про психов, среди которых перевелись Наполеоны и Юлии Цезари, поскольку современные психи попросту не знают, кто это такие? Мама рассмеялась, а я фыркнула. Я часто вспоминала ее, потому что все, что мне потом приходилось выслушивать были скабрезные анекдоты. У тебя очень интеллигентное чувство юмора. Я тогда почти не читала книг. В последнее время у меня было много свободного времени и начав читать по-настоящему я ужаснулась, сколько интересного в жизни я упустила в погоне за условностями и всякой ерундой.

«Какой кошмар... Я то, совсем перестал читать, не то, чтобы сказать мало прочел, но ведь литература нескончаема, а я перестал. Читаю безразлично новости, некоторые научные статьи. Вот и все?» - подумал Денис.
-Денис, прости меня, я тебе доставила много горя. Самой тоже досталось, но это уж моя вина. Прости меня. Ты мне очень нужен. Что мне сделать, чтобы ты поверил мне?
-Стелла, дорогая, успокойся. Конечно же я тебя помню и люблю по-прежнему. Мы все наверстаем, все что упустили, все, что у нас украли те обстоятельства, будь спокойна на этот счет.

Стелла прильнула к его плечу и разрыдалась, он одной рукой обнял ее за талию. В голове у Дениса метались мысли: «Неужели она изменилась? Неужели у нас что-то может быть? Что если сегодня у нее депрессия, а наутро у нее изменится настроение?»

   Денис предложил выйти прогуляться, Стелла согласилась. Он накинул пальто и они вышли. Было не холодно, шел снег, они шли, как давным-давно, когда она была еще студенткой а он молодым ученым. Он что-то говорил, и сейчас она не отрывая глаз смотрела на него. Стеллу как будто подменили. Было тепло и уютно вместе. Они пришли в старый милый, знакомый двор, где она жила раньше. Где тогда он, ожидая на скамейке, увидел ее с другим, о чем его предупреждали.
-Денис зайдешь? Мама будет очень рада тебя увидеть, я сегодня останусь у нее ночевать, - сказала Стелла, - мама всегда тебя любила и корила меня, что я в упор не вижу своего счастья.
-Давай не сегодня, - ответил Денис,- уже поздно, ей надо отдыхать, да и тебе надо поспать, вид у тебя уставший, а это совсем не укладывается в мое представление о тебе, как о самом жизнерадостном гуманоиде женского пола нашей с вами Солнечной системы.
Стелла обняла его за шею и поцеловала. Потом долго смотрела ему в лицо светящимися от счастья глазами:
-Ты придешь завтра? Я буду все время думать о тебе, буду ждать тебя каждую минуту.
-Завтра? Непременно, вечером... Ой, прости, совсем вылетело из головы. Завтра никак, будет заседание Научного совета, обсуждение диссертации одного из коллег, - вспомнил Денис-, послезавтра я обязательно зайду к вам.
-Конечно, мой бесценный, если для тебя это важно, а у нас все еще впереди, у нас куча времени. Ты будешь меня вспоминать, сидя на скучном собрании?
-А как же! - заверил ее Денис, - только о тебе одной буду думать.
Они попрощались. Денис пошел обратно: «Нет, все же Quodcumque retro est - Все, что прошло, прошлое. Неужто, вывела тараканов в голове? Рассталась с родными? Нет, люди не меняются. ...будешь сидеть на скучном собрании... для нее все же это скучное собрание. Нет уж, таракаши вполне себе функционируют.»
«Это невозможно» - сказала Причина, «Это безрассудно» - сказал Опыт, «Это болезненно» - сказала Гордость, «Попробуй» - сказала Мечта, «А пошли вы все»- махнула рукой Лень.

   Денис не пошел к Стелле ни завтра, ни послезавтра, ни через неделю. Она позвонила через день. Он сказал что-то невнятное и обещал перезвонить. Она еще несколько раз звонила ему, просила встретиться поговорить. У Дениса было полнейшее безразличие, он не хотел ее видеть, не хотел разговаривать, ему было скучно слышать ее излияния, признания, стенания, терзания и метания. Он хотел одного – чтобы его оставили в покое! Он перестал отвечать на звонки. Вскоре они прекратились.


                6
   Последующие 10 лет Денис не возвращался к работам Грейхема, он собрал всю аппаратуру со стола в чулан. Из исследовательского института он уволился, занялся преподаванием физики. В свободное время решал кроссворды, читал, ездил за город, где приобрел небольшую усадьбу.
   
   В вузе, где он преподавал, его страшно уважали и боялись. Через некоторое время его выбрали деканом и стали еще больше бояться. Он сильно прибавил в весе, передвигался только на машине, зачастил в казино, где просиживал за покерным столом до утра. Его интеллект, отличная память позволяли рассчитывать сложные схемы игры, так что он, не полагаясь на везение, почти всегда выигрывал. Он уже и не помнил, когда встречался в последний раз с бывшими сокурсниками и коллегами по НИИ. Весь круг его общения теперь был ограничен партнерами по покеру и любителями игры в шахматы после лекций в ВУЗе, где он также неизменно выигрывал.

   Прошло еще некоторое время. Денис забыл об идее, о дне, когда его должно было осенить, о той далекой встрече. Он пристрастился к посещениям бара после игры в покер и возвращался домой обычно еле волоча ноги. Со временем это дало о себе знать. Будучи деканом, он допустил несколько крупных промахов и его сместили с должности. Теперь он снова был рядовым преподавателем физики.

   Наступило двадцать седьмое мая 2042 года. Денис с утра позвонил своему лаборанту и сказал, что отменяет лекции, поскольку неважно себя чувствует. Он залез под одеяло и некоторое время лежал, пытаясь досмотреть сон, который ему показался интересным. «Сегодня ведь двадцать седьмое! Как же это я забыл!»-сон мгновенно сняло рукой. Денис, побрился, оделся и сел за стол. Просидев так час, он включил телевизор. Пролистав программы, он выключил телевизор и взял с полки первую попавшуюся книгу: «Как же это бывает, когда должно осенить? Как узнать, когда уже вот-вот осенит?» Денис, не вставая, бросил книгу на полку. Так он промаялся еще два часа. «Что же мне делать? Чем заняться? Может Грейхема почитать? Отличная идея! Вот чем надо заниматься перед тем, как осенит». Он полез за книгой Грейхема в чулан, где у него была сложена аппаратура по эксперименту. Но не сразу ее нашел. Это была первая часть. «А где же второй том, будь он неладен?» Денис перерыл весь чулан, но второго тома не было. «Проклятый Грейхем, ты всю мою жизнь меня донимал, а теперь спрятался, а моя идея пройдет мимо! Где же она может быть? Последний раз мы ее с Сашей читали... Не забрал ли он ее?» Денис был в панике:
-Книга, моя книга! Где моя книга! - кричал он бегая по дому и заглядывая во все углы,- Сашка специально ее забрал! Завидовал наверное!
-Та-ак, надо успокоиться, сесть в кресло, отдышаться, и думать об этом, только об этом. А еще можно почитать первый том, - рассуждая вслух, Денис схватил первый том и начал его машинально читать. Постепенно он успокоился и мысли выстроились. Читая, он обнаружил много интересного, а именно, как оказалось, он все забыл и теперь читал все это как в первый раз: «Ничего, может это даже лучше, будет свежий взгляд. Предчувствую, как идея постепенно приходит ко мне.»

   …Денис был в смокинге на приеме, организованном в его честь английской королевой. Присутствовали многие светила науки, государственные деятели, писатели, журналисты, телеведущие. Слева от него, мертвой хваткой вцепившись в его руку, располагалась Стелла в великолепном открытом вечернем платье. Только что, сам премьер министр Великобитании пришпилил к лацкану Дениса орден, который поблескивал алмазами в ярком свете хрустальных люстр. Премьер министр держал речь перед присутствующими, прерываемую частыми аплодисментами. Все умиленно смотрели на Дениса. Стелла выглядела на девятнадцать лет. Среди толпы Денис вдруг заметил своего давнишнего «гостя». Он был в конической шапке звездочета и маске. Постепенно стены зала раздвинулись, и Денис оказался в большой пещере, где его гость несколькими пассами рук, как ластиком, стер толпу. Стелла стала тускнеть и исчезать, причем сначала исчезла ее одежда, а потом и она сама. «Гость» в коническом колпаке подошел, молча достал старомодные серебряные карманные часы и, держа за цепочку, подвесил перед лицом Дениса. Часы, как маятник качались и с каждым махом увеличивались в размерах. Денис обратил внимание на циферблат. Под стеклом был песок, в котором болтались оторванные стрелки... Денис вдруг вспомнил, что второй том Грейхема свалился за письменный стол, когда он как то, по-своему обыкновению, бросил ее на стол не вставая с постели, а потом так и не достал его оттуда.

   Денис очнулся. Был уже вечер. Солнце село. Он задремал за столом, положив голову на книгу. Было все еще двадцать седьмое мая 2042 года. Денис пошел к письменному столу, отодвинул его, книга действительно была там, правда изрядно запыленная. Денис открыл ее и начал читать. Время шло, стрелки часов упорно стремились к полуночи, а Дениса все не осеняло. Он расхаживал с раскрытой книгой в руках по дому, садился в кресло, ложился на диван, подходил к окну. Однако, он обнаружил, что не читает ее, глаза пробегали одну и ту же строчку, никак не удавалось сосредоточиться. Он перелистал несколько страниц и начал с новой главы. Вот, кажется, он начинает понимать смысл трансформирования. Мысль, мысль, - это действие ума, рассудка, продукт деятельности мозга? ...В форме зрительных образов, предположений, заключений, гипотез, ощущений... Итак, разбивается последовательный ряд на элементы с дискретностью, зависящей от плотности носителя, одновременно выбирается носитель и способ его кодирования? Нет, чушь, это не может происходить одновременно. Мысль, после того, как она образовалась, находится уже вне времени и пространства, она живет в сгустках поля, поддерживаемая генератором Грейхема, описанным в первом томе...

   Денис отложил книгу и задумался: «Сколько же времени он промотал зря? Генератор Грейхема ведь был почти готов. Чем он жил все это время? Сколько часов, минут, секунд убил?» Он посмотрел на часы висящие над фортепьяно в столовой. Стрелки неумолимо приближались к полуночи. День заканчивался. «Пророчество» все никак не свершалось. Денис впал в панику: «Не мог же он мне солгать! Что могло случиться в цепи причин и следствий, что идея меня не осенила? Если бы меня не осенила идея, он же не смог бы придти ко мне? Тут что-то не так. Я чего-то не понял? Может не сегодня придет решение, а потом? Если он тогда пришел ко мне, значит открытие я в конце концов все же сделал, а в дате он мог и ошибиться». Денис несколько успокоился, отложил книгу на стол и налил себе виски. Он сел на диван и вытянул ноги. Отхлебывая виски, он постепенно полностью оправился от тревог, потом налил еще. Потом еще. К трем часам ночи он был совершенно пьян. Денис втиснулся в пальто и вышел на улицу. Повинуясь какому-то позыву, он пошел в направлении дома матери Стеллы, куда ее провожал тогда, в день их последней встречи. Когда же это было, год назад или пять? А может десять? Ему надо было ее увидеть. Это очень важно, он должен ей сказать. Что же он должен ей сказать? Неважно, надо сначала увидеть, а потом он вспомнит, что надо сказать. Надо идти... Ноги слушались с трудом , подкашивались, он периодически приседал, потом вставал, обнимался со столбами и прислонялся к стенам домов. Так продвигаясь вперед с переменным успехом, он вошел в какое-то здание, поднялся на какой-то этаж и позвонил в дверь. После нескольких настойчивых звонков, дверь открыл взлохмаченный мужчина с заспанными глазами в пижаме:
-Что вам угодно, -процедил он.
-Мне пожалуйста надо поговорить со Стеллой. Извините, что я не вовремя, - с трудом выговаривая слова, сказал Денис.
-Вы не туда пришли, здесь нет Стеллы, - протирая глаза, сказал мужчина в пижаме.
-Я вас очень прошу, позовите ее, мне это очень важно, скажите ей, что я виноват,- затараторил Денис.
-Я вас спущу с лестницы,- сонно проговорил мужчина в пижаме, -я же сказал, что здесь такая, как ее... Стелла, не живет...
-Почему вы не хотите меня понять? Пусть хоть она сама скажет мне, чтобы я уходил, мне будет гораздо легче, что она услышала мое извинение. Позовите ее!
-Ты не уймешься? Я же сказал, что ты о-шиб-ся! Вали отсюда! Я вызову полицию!
Денис почувствовал, что какая-то неведомая но настойчивая сила против его воли -потащила его к лестнице. Уже на улице он осмотрелся и убедился, что находится в совсем неизвестном ему месте.
-Что это за город? – сказал он вслух,- где это я оказался? Дом Стеллы исчез?
Он достал мобильный телефон покопался в списке контактов:
-Во-от она..., сейчас я ей позвоню, а то этот гад... не хотел ее вызывать. Алло? Алло! Молчат? А гудки есть. Подождем. Алло? Пожалуйста, передайте трубку Стелле...Как, нет такой? Вы тот мужик в пижаме, что не хотел ее звать? Сами знаете, какой пижаме, полосатой. Сволочь! Бросил трубку... Куда же она запропастилась? Где ни спросишь, нигде ее нет...

   Из подворотни соседнего двора послышался вой собаки. Денис вошел в арку и прошел во двор, уж очень необычный был звук. На траве перед мертвым щенком сидела собака и выла. Трое других щенков лежали вокруг, притворившись, будто и они мертвы. Видимо, это что-то означало для них. Иногда они поднимали голову, смотрели на мать и опять опускали голову на землю. Денис остановился, как вкопанный. Собака не обратила на него внимания, продолжая периодически выть в своем собачьем несчастье. Денис некоторое время смотрел на эту картину. Изрядно протрезвев, вышел на улицу и шатаясь побрел домой.


                7
   В течение последующих пяти лет Денис не раз пытался возобновить свои работы по трудам Грейхема, однако, все время, когда ему уже казалось, что разгадка совсем близка, что-то мешало и сводило все труды на нет. Со временем он стал верить, что только чудо поможет ему преодолеть эту глухую стену и уже просто ждал какого-то знака. К Стелле он так и не зашел и не позвонил. Годы шли. Он поседел и облысел. Нет, сначала облысел, а потом стал седеть. У него появился букет болезней свойственных сидяче-лежачему образу жизни. Стала пропадать память. В покер и шахматы он стал уже проигрывать. Потом вдруг стал сентиментален и пристрастился к сериалам по телевизору. Несколько раз его забирала неотложка с приступами стенокардии. Всякий раз врачи брали с него честное слово придти для полного обследования и лечения, которого, однако, он не сдерживал.

   В этот вечер, как обычно зимний, когда дело касается, чему-то случиться необычному, он смотрел очередную Н-ную бразильскую серию, когда почувствовал сильный укол в груди. Мгновенно ослабла левая рука, потом правая, ноги стали ватными. Денис понял - это конец.

   Он лежал ничком на диване с лицом обращенным в сторону экрана, где молодые латинские красотки поминутно влюблялись и разочаровывались в жгучих брюнетах, а те сводили друг с другом счеты и оставались все равно в живых, потому что не пришло еще время конца контракта на съемки. Денису было безразлично. Боли он уже не чувствовал. Он лежал и думал: «А как же так? Неужели пришел к финишу? Вроде уже не выберусь, уж очень сильно скрутило. А идея так и не пришла? Врал значит тот? Но как это возможно, что он пришел, а идея ко мне не пришла? Ведь это был несомненно я сам из будущего! Я не мог придти сам к себе в прошлое, не сделав этого открытия?.. ну ничего я это все равно узнаю. Мы все будем жить еще раз, когда вселенная расширится до максимума и станет снова сжиматься. Тогда время пойдет вспять и мы все проживем свою жизнь в обратном порядке...»

   Денис уже ничего не чувствовал и не двигался. Единственное, что в нем еще жило - это мозг, который принимал зрительную информацию. Ему на миг показалось, что в комнате он не один. Да, это был он, его давний гость, он пришел проводить Дениса в небытие и молча, с некоторой брезгливостью, смотрел на него.

   Денис увидел затуманившимся взором уже знакомые старые карманные часы на цепочке. Они раскачивались, как маятник, и внутри за стеклом болтались в песке оторванные стрелки...

2013г.


Рецензии