Листая пожелтевшие страницы - 4
Речь, по мнению редакции журнала, «заложила первый камень тому великолепному зданию свободы, которую итальянский народ кровью воинов своих воздвигнет на пылающих огнем сражений горах Триеста и Трентино». Вместо «великолепного здания свободы» итальянцы за период 1915-1917 гг. осуществили почти дюжину наступательных операций в районе реки Изонцо (современная итало-словенская граница). Измученные итальянской активностью австро-венгры запросили германскую помощь, которая позволила им в октябре 1917 г. разгромить потерявшие боеспособность итальянские войска и продвинуться до Венеции, где резервы Антанты и смещение бездарного командующего Кадорны помогли стабилизировать ситуацию...
В литературно-художественных разделах двадцать первого номера журнала господствуют женщины – опубликованы стихотворения Наталии Грушко («Муж мой – царев воевода - /Первый богач./Мне ли житье не свобода - /Ем я калач…») и Е. Волчанецкой («Я не хочу душой сливаться в хоре,/Неповторяемость настойчиво зову./Как чаша пенная кипит и плещет море/И ждет дождя… А я над ним плыву…»).
Поэтесса и писательница Наталия Грушко, включенная М. Гаспаровым в «сотню поэтесс Серебряного века», известна тем, что написала слова к песенке «Маленькая балерина», исполнявшейся Вертинским, позировала Репину для его «Мадонны» и вторым браком была замужем за племянником знаменитого драматурга А.Н. Островского. Критика отмечала «бурную чувственность» ее стихов.
Екатерина Волчанецкая до революция не только сочиняла стихи и прозу, но и писала брошюры, популяризирующие всемирную и отечественную историю. В советское время был издан сборник ее стихов «Серебряный лебедь» (1923 г.) и стихи для детей «Яша и Ариша» (1941 г.).
Проза в номере представлена рассказами М. Толмачевой «Непокорные», Анны Саксаганской «Самаритянка» и Флоренции Барклей «Флаг Красного креста» (в переводе с английского).
Мария Львовна Толмачева писала рассказы и повести для детей, ее перу принадлежит одно из переложений «Робинзона Крузо».
Мелодраматические «женские» миниатюры Анны Абрамовны Саксаганской в дореволюционное время широко печатались как в столичных, так и провинциальных газетах и журналах. В 10-е годы Саксаганская начинает сочинять одноактные пьесы – комедии и водевили. Эта дама пыталась приспособить свое творчество к советской действительности, но ее драматургия не нашла сторонников в Главреперткоме.
Флоренс Луиза Баркли – английская писательница сентиментального направления, наиболее известный роман которой – «Розарий» (1909 г.) – повествует о «бессмертной» любви.
На последней странице двадцать первого номера, под рубрикой «Техника на войне», с недоумением читаю: «3. Телефонный ность внутри автомобиля во французской армии», а на третьем фото вижу двух военных в наушниках, сидящих под автомобильным тентом; один из них располагается перед устройством, отдаленно напоминающим помесь патефона с пишущей машинкой, что-то читая по бумажке, которую держит в руках. Скорее всего, "ность" - опечатка, и следует читать «постъ», ибо версия Славянской академии духовного развития о том, что «ность» есть «навная ось мира», кажется мне в данном контексте совершенно невероятной.
В 22-м номере «Огонька», кроме дифирамба «блестяще организованной высадке британских войск на «неприступном» Галлипольском полуострове», в ходе которой «британские войска показали чудеса храбрости, дисциплинированности и военного искусства», внимание привлекает небольшая заметка о гибели флигель-адъютанта поручика князя К.А. Багратиона-Мухранского.
Он «пал на поле брани смертью храбрых, предводительствуя ротой одного из покрывших себя славой в нынешнюю войну кавказских полков. Покойный князь состоял в браке с Ее Высочеством, Княжной Татьяной Константиновной, Августейшей дочерью ЕИВ Великого Князя Константина Константиновича и Великой Княгини Елисаветы Маврикиевны. Покойному не было 25-и лет».
Как свидетельствует Википедия, Багратионы-Мухранские (названы по удельному владению Мухрани) – грузинский аристократический род, боковая ветвь царской династии Багратионов. Мужская линия старшей ветви князей Мухранских, как уверяет Википедия, прервалась в 1920 г., однако представители младшей ветви продолжают претендовать на царское достоинство.
Стихи, напечатанные в этом номере журнала, показались мне слабыми, зато прозаические произведения, как кажется, выглядят достойно. Это, прежде всего, рассказ Ал. Кондратьева «Весна (из славянской мифологии)». Парадоксально, что Александр Алексеевич Кондратьев – скорее поэт, чем прозаик. С 1902 по январь 1918 г. он скромно служил делопроизводителем в Государственной Думе. Увлекался славянскими древностями, в эмиграции выпустил сборник стихотворений «Славянские боги».
В номере опубликован также рассказ небезызвестного Юрия Слезкина «Письма» (на тему превратностей любви). Юрий Львович Слезкин еще во время учебы в Петербургском университете (1905 г.) вступил в студенческую фракцию РСДРП (большевиков) и водил дружбу с будущим наркомом юстиции тов. Крыленко. Позднее дружил с М.А. Булгаковым. За повесть о революционных событиях 1905 г. чуть было не получил год тюрьмы. Автор скандального романа «Ольга Орг» (1914 г.). В предреволюционное время пользовался большим успехом у женщин. В Советской России не без труда нашел применение своему литературному таланту, «отрекшись от старого мира» (роман «Отречение», 1935-1937 гг.).
Свидетельство о публикации №221112900684
Прочитала ваш обзор литературных произведений, напечатанных в журнале столетней давности и прихожу к печальному выводу. Вряд ли наши современные журнальные стихи и проза будут лучше. Век журналов стремительно угасает. Сейчас литература плавно перемещается на (как мне кажется) постоянное местожительства в интернет, в электронные книги. И зря. Компьютерные экраны губят зрение. Но зато они компактнее и вмещают больше информации. Так что можно сказать, что это палка о двух концах...
С уважением,
Элла Лякишева 01.12.2021 21:04 Заявить о нарушении
В те времена журналы были лучше, деревья зеленее, а читатели любознательнее. Сейчас Цицерон вспомнил бы свое O tempora, o mores.
Старческое брюзжание, не более -))).
Алексей Аксельрод 01.12.2021 22:59 Заявить о нарушении