Сказ про дедушку Василия
На этот раз вопрос мне был задан следующий. Вспомни мол, дорогой товарищ, кто, из знакомых, тебе, по жизни людей, появился на свет раньше других остальных, тобою встреченных. Конечно, из числа тех, кого ты видел, с кем общался. В общем, живых и здравствующих, на тот момент, людей. Да уж. Прямо скажем, интересное задание я получил.
В первую очередь я вспомнил о своём деде, Анисиме Федоровиче и бабушке, Татьяне Сергеевне Автайкиных. Дед Анисим был рожден в 1898 году, бабушка Таня, годом позже. Но, были в селе, на тот момент, люди и постарше, а это был конец пятидесятых годов, и вот про одного из них, я расскажу вам подробнее.
Шел 1957 год. Лето. Уже полгода мы живем в Куяче, переехав сюда из села Алтайского. Не смог там жить отец, тянуло на малую родину свою мужика. Хотя про малую родину можно говорить с большой натяжкой, так, как, родился он в селе Карпово.
Ну, да ладно. Речь не об этом. И вот я, закончивший первый класс, парнишка, проходя по сельской улице, изредка видел, сидящего, на завалинке одного из домов, старика, с длинной, реденькой бородой и слезящимися глазами.
Он сидел на завалинке дома, где впоследствии жила семья Сусловых, Кузьмы и Валентины, а в том году, там жила внучка этого старика, Степанида Артемьевна Пудовкина, с мужем. И дед Василий с ними жил. Это они уже потом в дом, что за речкой стоит, переехали.
В то время куячинские старики, для меня, пацана, были все на одно лицо. В большинстве бородатые и посему похожие друг на друга. Да и стариками то их назвать сейчас можно с большой натяжкой. В основной своей массе, это мужики из крепких, кержацких семей, трудолюбивые и работящие.
А зря я тогда не присмотрелся внимательнее к этому, сидящему на завалинке, старику. Ведь он по сути, единственный, оставшийся в живых, на тот момент был, патриарх куячинский, и звали, величали его, Аристов Василий Сергеевич.
Несколько лет назад, я прочитал воспоминания Зои Степановны Налимовой, правнучки Василия Сергеевича, где она, со слов самого прадеда Василия, вот что рассказывала.
Привезли маленького Васятку в Куячу, в двухлетнем возрасте, родители. Когда немного Вася подрос, он запомнил, а уже под конец жизни рассказывал правнучке Зое, и настоятельно наказывал даже, чтобы запоминала, что он ей рассказывает. В частности говорил, что в Куяче, в то время, стояли несколько алтайских аилов, и пара-другая, рубленых домов всего.
А теперь внимание. Васе Аристову в 1872 году, когда его привезли в Куячу, было два годика, а это значит… А значит это, что он родился в 1870 году, в год рождения Владимира Ильича Ленина!
И я, в 1957 году, оказывается, видел на куячинской завалинке, совсем, совсем живого, ровесника, самого Ленина! Чудеса, да и только! Жаль, что узнаешь об этом слишком поздно.
Что, уважаемые куячинцы, удивил я вас хоть немного? Какого старика мне пришлось повстречать в детстве. Не впечатлил? Ладно. Тогда поедем дальше.
Шли годы. Пришло время жениться нашему Василию Сергеевичу. Не ведаю, кто была его молодая жена. Не ведаю также, сколько детей они народили. Но точно знаю, что были у четы Аристовых две дочери, Олимпиада и Елена.
Вот уже и девушки выросли, пришла пора замуж их отдавать. И кто, думаете, попросил руки, старшей дочери, Олимпиады? Молодой парень, по имени Яков! Да, да! Именно, наш дедушка Яша Серебренников стал зятем Василия Сергеевича! Ну, надо же! Он еще и молодым, оказывается, был. А мы его только стареньким привыкли видеть. В подпоясанной, ремешком, длинной рубахе, и на дудочке, играющим.
А кто же вторую дочь Василия Степановича, Елену, взял себе в жены? А взял ее молодой парень, по имени Артемий. Да, это тот парень, которого, по прошествии лет, все в селе знали, как дедушку Артемия. И фамилия его была Шадринцев.
Две дочери. Две судьбы разные. Если первая, Олимпиада Васильевна, до глубокой старости, прожила со своим мужем, в любви, мире и согласии, то второй, в этом плане, сильно не повезло. И ушла Елена Васильевна в мир иной рано, совсем не в старом своём возрасте. Но, это, как говорится, уже совсем другая история.
Много детей оставили обе сестрички после себя. Два многочисленных клана Серебренниковых и Шадринцевых образовались. Десятки семей, не знаю, в каком уже по счету, поколении, живут в разных городах и весях нашей большой страны.
А у истоков то этих многочисленных семейств, стоял куячинский патриарх, Василий Сергеевич Аристов, которого мне довелось увидеть, теперь уже, в таком далеком, 1957 году. О ком, я и поведал вам в своем незатейливом рассказике. Зачем? А чтобы вспомнили еще раз, те, кто знал его, или слышал когда-то о нем. А кто не знал, сейчас и они узнали.
Свидетельство о публикации №221112900704