Целую. Пока...

               
   С самого раннего детства двух своих сыновей Нина знала, что из младшего сына Валерки ничего путного не получится и вся надежда только на старшего. Старшего сына Нины Вадима всегда называли правильным мальчиком. И в школе, и даже в детском садике. Все у него было правильным – и поведение, и рассуждение, и внешний вид. Он всегда был аккуратно одет, причесан. И учился Вадим хорошо. На всех родительских собраниях Нина слышала про своего старшего сына только хорошие отзывы.
   Младший сын Валерка был совсем другой. Как будто от других родителей. У этого все было неправильное. И поведение, и разговор, и внешний вид. Вечно всклокоченный, всю дорогу куда-то торопится, поесть толком не может. То в футбол летит играть с друзьями, то в войну, то на речку купаться. Сидеть на одном месте, как Вадим, с книгой в руках больше пяти минут он не мог. Поэтому и учился через пень-колоду. Еле-еле десять классов закончил и сразу в армию. А Вадим поступил в институт и продолжал радовать своих родителей отличными успехами в учебе.
   Младший сын Валерка только успел вернуться из армии, как умер муж Нины, отец Вадима и Валерки.
   - Иди работать, - сказала Нина своему младшему сыну. – Двух студентов без отца мне одной не потянуть. Да и учился ты всегда плохо. Пусть хоть Вадим у нас будет с высшим образование.
   - Все нормально, мам. Ты только за меня не волнуйся, - успокоил маму Валера.
   А Нина особенно и не беспокоилась. Ее, как всегда, больше волновали проблемы старшего сына Вадима. На пятом курсе Вадим решил жениться. Его девушка очень понравилась Нине, но жить им было негде. У Нины двухкомнатная квартира, да еще Валерка.
   - Ты бы попросил на своей работе комнату в общежитии, - сказала Нина своему младшему сыну. – Дают же они жилье приезжим.
   Валера после армии устроился на большой завод автослесарем. Машины он любил с самого детства и мог разобрать и собрать по деталям любой четырехколесный движущийся объект хоть с закрытыми глазами.
   - Все будет нормально, мам. Ты только не волнуйся. У Вадима семья и молодым, конечно, уютнее будет жить с тобой. А я попрошусь в общежитие.
   Валера обнял маму за плечи и поцеловал в самую макушку. Он был высоченный, весь в отца. Недаром служил в десантных войсках. Вадим же был среднего роста, коренастый и больше был похож на маму.
   Первый брак распался у Вадима через четыре года. Жена забрала дочку и ушла к своим родителям. Нина даже плакала, так ей было жалко старшего сына Вадима. Она же видела, как он переживал, особенно из-за дочки. Хоть по выходным жена разрешала ему встречаться с ребенком, но Нина привыкла, что у Вадима все должно быть правильным, а папа только на выходные – это совсем не правильно.
   Старший сын развелся, а младший как раз в это время женился. Валера познакомил маму со своей будущей женой заранее и Нина устроила потенциальной невестке целый допрос.
   - А кем Вы работаете ? – спросила она.
   - Медсестрой в больнице, - ответила Валерина невеста.
   - А где живут Ваши родители и кем работают ?
   - Они живут далеко, во Владимирской области. Папа работает шофером в совхозе, а мама воспитательница в детском садике.
   - Учтите, у нас жить негде.
   - Все будет нормально, мам. Ты только не волнуйся. Мы что-нибудь придумаем.
   Валера взял на работе ссуду, подключились все его многочисленные друзья и за одно лето они отгрохали большой дом в Подмосковье. Молодые долго спали на полу на надувном матрасе. На мебель у них уже денег не было.
   Валера несколько раз привозил маму к себе на участок, когда строился дом, и Нина только ахала. Сколько денег они заняли, а как будут отдавать ? Все у этого Валерки не продумано. У Нины были, конечно, какие-то накопления, но она держала их в кулачке для Вадима. Вдруг ему срочно понадобятся деньги, он ведь еще, по мнению Нины, совсем не устроен.
   - Все нормально, мам, - говорил ей с улыбкой Валера. – Потихоньку отдадим. Ты сама только не волнуйся.
   Вторая жена Вадима была очень богатая. Своя квартира, дом, машина. Вадим переехал к ней и Нина осталась в квартире одна. Хоть и виделись они теперь со старшим сыном редко, но она была за него рада. Наконец-то у него все правильно – жена, достаток, даже можно сказать изобилие. И все по высшему классу, как, на ее взгляд, у Вадима и должно быть. Не то что у Валерки. Курочек декоративных зачем-то себе завели и любуются. Ладно бы несушек, хоть яйца и мясо было бы. Пруд еще Валерка на своем участке вырыл и золотых рыбок туда запустил. Дети, конечно, в восторге, а пользы от золотых рыбок никакой. Лучше бы грядки сделали и морковку выращивали, раз участок рядом с домом.
   Нина часто гостила у младшего сына, особенно летом, и постоянно его за все критиковала. Валерка только отшучивался и никогда на маму не обижался. У старшего сына Вадима в его новой квартире и на новой даче Нина никогда не была, но по его рассказам знала, что там здорово.
   Старший сын вернулся к Нине с одним только чемоданом через три года после второй женитьбы.
   - Мам, ты только ни о чем не спрашивай, - попросил он.
   Если сказать, что Нина очень переживала, это не сказать ничего. Она пришла к выводу, что вообще нет на белом свете женщины, достойной ее старшего сына Вадима.
   У Нины стало часто щемить сердце и лечащий врач посоветовал ей госпитализацию. Нина согласилась. Больница была очень хорошая. В палате четыре человека. Нина быстро со всеми познакомилась. Валера с женой приезжали к Нине каждый день, а Вадим появлялся только по выходным.
   - У него работа ответственная, - оправдывалась перед соседками Нина. – Он в управлении работает. А Валерка сам себе хозяин. У него свой автосервис.
   Валера всегда заходил в палату с шумом, с шутками, веселил всех Нининых соседок, всех угощал гостинцами. Вадим входил в палату скромно, интеллигентно, с пакетом гостинцев только для мамы. Разговаривал он всегда в пол голоса, а в конце всегда говорил :
   - Целую, мам. Пока. Выздоравливай.
   - Вы совсем, Нина, не любите своего младшего сына и боготворите старшего, - сказала как-то Нине ее соседка по палате Клавдия Ивановна. – Со стороны это так заметно…
   В день выписки Нину разбил приступ инсульта. Отказали ноги и речь. Ее перевели из кардиологического отделения в неврологическое. Валера дневал и ночевал около мамы. Из больницы Нину увозили на инвалидной коляске. Валера забрал Нину к себе.
   - У нас воздух чистый. Природа, - говорил он маме. – Аленка тебе комнату приготовила с видом на восток. Будешь, мам, каждое утро первой встречать солнышко.
   Нина все слышала, а ответить не могла. Речь так и не восстановилась.
   Вадим приезжал проведать маму все реже и реже. То раз в неделю, а то и раз в месяц.
   - Мам, - сказал он Нине в последнюю встречу, - я познакомился с хорошей женщиной. Ее Света зовут. Она уже переехала к нам жить. Ты не против ?
   Нина покачала головой. Она была не против.
   - Я люблю тебя, мам. Целую. Пока…
   Нина слышала звуки отъезжающей машины Вадима и вдруг подумала о том, что она никогда в жизни не говорила своему младшему сыну Валерке, что она его любит. Может быть права была та соседка по палате что Нина отдала всю свою любовь старшему сыну, а младший рос по остаточному принципу на дефиците материнской любви.
   Быстро прошла осень и первый месяц зимы. Скоро Новый год.
   Нина была в центре всей семьи Валеры. Его мальчишки, такие же шустрые как и он сам, его жена Алена, и, конечно, сам он крутились вокруг Нины как могли. Кормили, развлекали, лечили. Всю гигиеническую и медицинскую сторону по уходу за Ниной взяла на себя Валерина жена Аленка. Валера переносил маму на руках и придумывал много приспособлений, чтобы облегчить ей жизнь. Руки у него были золотые.
   Вадим часто звонил и редко приезжал. У него налаживалась семейная жизнь со Светланой, которую никто из родных пока не видел.
   В Новогоднюю ночь перед самым боем курантов подарили друг другу подарки. Больше всех подарков досталось Нине. Особенно ей понравился настоящий оренбургский платок. Подарок от младшего сына Валеры.
   Под бой курантов принято загадывать желание. Хоть бы, загадала Нина, ко мне на одну минутку вернулась речь, чтобы я успела сказать своему младшему сыну Валере, как я его люблю…
   Уже после двенадцати часов Нине позвонил ее старший сын Вадим. Он поздравил маму с Новым годом, пожелал ей здоровья. Сказал, что все у него хорошо, а в конце добавил, как всегда :
   - Целую, мам. Пока…
 

    
   


Рецензии