На смерть Александра Градского

До дна испита жизни чаша,
но мы, оплакав твой исход,
из глубины сердечных сот,
глаголем: - «С Пасхой, друг наша, Саша»!

Когда во время двух последних выпусков проекта «Голос» я слышал, как трудно было Саше говорить, как срывался его голос, холодная волна пробегала по спине и сердце сжималось в предчувствие беды….
Лично я мало знал Сашу, мы почти не общались, но нас соединил мой брат и вот об этом я хочу сказать отдельно. Я дважды был в его театре "Градский Холл". Первый, когда Саша организовал концерт в честь 60-ти летнего юбилея своего друга и моего брата, Андрея Давидяна, большого артиста, уникального в своем роде певца, думаю, лучшего в своей достаточно узкой категории. Второй раз это был опять – таки организованный Сашей, ну уже вечер памяти Андрея. Радость и скорбь разделили всего два года. В тот вечер была и моя мама, женщина редкой внешней и внутренней красоты, удивительно тонкий, глубокий музыкант, блестящая пианистка и прекрасный педагог…. Выражая свой уважение, Саша попросил маму сыграть… Я стоял вместе с ним за кулисами, находясь за его спиной. К тому времени мама была уже в коляске, так как лавинообразно у нее не стало тазобедренных суставов. Ей помогли устроиться за роялем. Зазвучал посмертный ноктюрн Шопена. Всего несколько пассажей и Саша негромко воскликнул: -«Господи, как она играет»! И заплакал….. Это произвело на меня тогда огромное впечатление. Я как будто почувствовал, как через гений Шопена соприкоснулись души двух больших художников, мамы и Саши. И вот обоих уже нет. Маму я потерял пол года назад.
И вот третий раз собираюсь туда же на панихиду с глубокой скорбью в сердце.
Мы прощаемся с большим художником, удивительно цельной, яркой личностью, блестящим профессионалом и мудрым человеком. Для кого – то он был дорогим и родным, кому-то другом или наставником. И я спросил себя, а каким Александр Градский останется навсегда в моей памяти и образ в моём воображении возник как-то сразу: прекрасный парусник, на борту которого вместо названия красуется золотая гравировка семи нот, как символ вселенной Ее величества музыки, верноподданным которой Саша был всегда. В каюте много книг, а он стоит красивый, с развевающимися на ветру волосами, с лицом античного героя и философа, крепко, сжимая штурвал, несущейся по волнам житейского моря бригантины, паруса которой наполняют творческий дух, энергия мысли, все силы его, по мирским понятиям, полностью реализованной души настоящего человека и художника. И только сейчас они, паруса, на себе ощутили, что значит полный штиль….
Для многих поколений Александр Градский стал своим, близким, родным. Уверен, миллионы сейчас скорбят и оплакивают его уход.
Вечная и светлая память Маэстро!


Рецензии
Это да. Но за всеми этими Великими похоронами мы как-то забываем о других людях, не менее важных для нас.

А кто спроектировал и построил этот великолепный микрорайон под названием Крылатское? Сколько он пережил инфарктов, осуждений за перерасходы, приписки. Как тихо и незаметно похоронен. А как его хоть звали-то?

А что создал Великий Градский? Что мы вспомним через год? Тут побыл, там посидел, здесь спел. Чем он так велик, что...

Грустно...

Олег Данкир   01.12.2021 22:18     Заявить о нарушении
Зря ты так. Я сегодня был на панихиде, видел неподдельное горе артистов его театра, некоторые, с трудом могли говорить, их душили слёзы. Они все были его дети, невероятно талантливые, успешные и...вдруг осиротели... Он 20 лет строил свой театр, дал многим путевку в жизнь...Хотя если честно, мне очень не нравится его пение, от него веет холодом, ты словно видишь не живые теплые руки художника, резчика по дереву, а сам резец.

Карэн Давидянц   01.12.2021 22:32   Заявить о нарушении
У кого доступ к микрофону, тому и бал и нынче и всегда

Олег Данкир   02.12.2021 11:38   Заявить о нарушении
Да, грубовато. Да ещё и в день похорон. Но прошёл год, и что осталось, кроме прекрасных восхвалений, рецух? Где музыка Градского, где его проекты, как они называются. Есть ли хотя бы кто-то, кто может сказать, вот он я, его ученик.

Вечеринки, гонорары, авторские права, рестораны. И перепевки. Ни стихов, ничего. Только в узких кругах, кто ещё крутится вокруг его исполнений, перехватил авторские права, зарабатывает, пишет ему дифирамбы.

Таких много вокруг эстрады Российской с 90-х годов. Популяризаторы. А композиторы, преподаватели в музыкальных школах, институтах? Даже музыка Артемьева 90% в столе. Только 10% было сыграно. Ну, это судьба всех гениев.

Не спорю, Градский был талантливым популяризатором, много сделал, театр музыки создал. Но это не про музыку, это умение крутиться-вертеться, кому надо позвонить, кого надо протолкнуть. От когда надо отцепиться вовремя. Это другое.

И не спорьте. А если хотите поспорить, то дайте мне партитуру, где написано сверху "А.Градский". Это ведь останется, а не его участие в шоу "Голос".

Олег Данкир   23.12.2022 23:04   Заявить о нарушении
Кстати, прослушал эту песню А.Пахмутовой "Как молоды мы были" в исполнении Хворостовского и Градского. Ну конечно, Градский сильнее её исполнил. И диапазон выдержал, и душевно. Ничего не скажешь.

Ещё один интересный момент. Все исполнения этой песни ЮТубе заблокировал. Нашёл только Вконтакте. Может плохо искал...
...
Градский
http://yandex.ru/video/preview/8473612922801910623
++++++++++++

Хворостовский
http://yandex.ru/video/preview/4798605201006746897
++++++++++++

Олег Данкир   23.12.2022 23:24   Заявить о нарушении