За чистоту языка

          Эта история произошла в годы моего студенчества. Я училась в Московском институте электронного машиностроения, на факультете Автоматики и вычислительной техники. Теперь такого учебного заведения уже нет, хотя в здание на Большом Вузовском переулке по-прежнему приходят студенты. Но обучаются они уже в Московском институте электроники и математики, который стал частью более известного вуза – Высшей школы экономики.  Да и переулок сегодня называется Большим  Трёхсвятительским. Слава Богу, что название бульваров сохранили, а то иногда кажется, что мы жили на какой-то другой планете, хотя, когда приезжаю сюда, не обращаю внимания на эти мелочи, а только на деревья, пруды, здание, в котором училась…
У меня даже есть стихотворение «МИЭМ» как раз о тех временах:

Бульвар Чистопрудный, Покровский бульвар…
Наверно, и ты здесь когда-то бывал.
Как раньше, скамейки рядами стоят.
Всё те же деревья листвою шумят.

А за углом – наш любимый МИЭМ,
И, кажется, не изменился совсем.
Здесь годы студенчества, дружбы, любви
Когда-то мои пролетели, прошли.

Я, их вспоминая, немножко грущу,
Как будто, назад возвратиться хочу
В мир мат. анализа, физики квантовой,
В страну курсовых, зачётов, экзаменов.

Туда заглянуть бы, хотя бы в окошко:
Там Таня, Людмила, Осокин Сережка,
Там обе Марины не спят до рассвета,
Там В. Николаев, Синицына Света…

Там СССР, комсомол, Первомай,
Как будто бы шепчут мне: «Не забывай»,
Там юность, там вера в мечты и добро,
И ничего просто так не прошло.

Когда заболит, затоскует душа,
Пройдусь по бульварам я тем, не спеша.
И память о наших студенческих встречах
Душевные раны надёжно залечит.

         Хорошо, что память жива. Я с радостью вспоминаю годы учёбы, наших преподавателей, непростые учебные дисциплины, причём не только профильные. В то время много внимания уделялось нашему разностороннему развитию, включая физическую подготовку, или, как мы её называли, «физру». В вузе этот предмет отличался от школьной программы: все мы ходили в выбранные спортивные секции. Я, например, занималась в секции спортивной гимнастики. Занятия проходили в зале стадиона «Лужники». Это были настоящие тренировки с последующими соревнованиями.  Вспоминая то время сегодня, удивляюсь, как могла я выполнять непростые упражнения на брусьях, бревне и других спортивных снарядах.
          Занятия заканчивались поздно, а путь домой (на метро, а потом – на автобусе) был неблизким. Однажды я, возвращаясь после тренировки, вошла в автобус, где ехали всего два пассажира. Это были немолодые мужчины, довольно высокие и упитанные. После работы они, видимо, долго сидели где-то в кафе, поскольку от них исходил стойкий запах спиртного.  Для полноты картины замечу, что моя комплекция резко контрастировала с их фигурами: я была хрупкой девушкой небольшого роста, больше похожей на школьницу, чем на студентку. Мужчины громко разговаривали на разные житейские темы, щедро добавляя в речь слова ненормативной лексики. Сначала из-за собственных мыслей и усталости после занятий я не обратила на это внимания. Но вскоре неприличные слова стали резать слух. Я громко и как могла строго пригрозила им:
- А ну перестаньте «лаяться», иначе не посмотрю на ваш возраст и вышвырну обоих из автобуса.
Мужчины резко оглянулись и застыли от удивления.
- Ты что, дочка, шумишь, - наконец, растерянно выговорил один из них.
- Это не шутка, - грозно продолжила я, - будете ругаться -  вылетите из автобуса.
Мужчины отвернулись и ненадолго замолчали. Потом разговор продолжился, несколько тише, чем прежде. Он был уже нейтральным без известных оборотов. Вдруг, один из пассажиров, забывшись, вновь произнёс неприличное слово. Я даже не успела среагировать. Его друг взялся за голову и в страхе прошептал:
- Ты сдурел? Она же нас выбросит из автобуса! А это – последний. Ты что, «пёхом» хочешь домой добираться.
После этого они надолго замолчали. Когда я выходила на своей остановке, один из них радостно выдохнул:
- Ну, слава Богу!
          Тогда это ситуация показалось мне смешной. А ещё я была горда, что отстояла чистоту русского языка. Но сегодня я просто не представляю подобного исхода. Посудите сами – ночь, автобус, два здоровенных мужика и хрупкая девушка, делающая им замечание. Как говорится, комментарии излишни.


Рецензии