Заплыв

           Мой папа был необыкновенным человеком. Прирождённый лидер, всегда руководил большими трудовыми коллективами, неординарно решал порученные ему государственные задачи. При этом он отличался добрым, открытым характером, был хорошим другом и прекрасным семьянином. Папа замечательно пел, обладал искромётным чувством юмора и всегда был душой любой компании. Мне казалось, что нет такой сферы жизни, в которой бы он не блистал. Но это было не так. Папа не умел плавать. Совсем, даже побаивался большой воды. Этому были свои причины.
              Дело в том, что Виктор Николаевич, так звали моего папу, два раза в жизни тонул. Первый раз это произошло сразу после рождения. Он родился в городе Слюдянка Иркутской области 31 января 1929 года. Как известно, зимы там очень морозные. Река, протекавшая в черте городка, промерзала так глубоко, что горожане ходили и ездили по ней, как по асфальту. Когда мою бабушку выписали из роддома, дедушка был в командировке и не смог её встретить. Но он договорился со знакомым, у которого была лошадь и сани, чтобы тот довезёт молодую маму с малышом до дома.
             В день выписки был лютый мороз, поэтому маленького Витю несколько раз завернули в пеленки и одеяла. Сверху укутали в овечий тулуп и крепко обвязали длинным шерстяным шарфом. Закрыли даже лицо, оставив небольшое отверстие для дыхания. В таком одеянии он был похож на огромный вилок капусты. Чтобы попасть домой надо было пересечь речку. Возница, не раздумывая, направил лошадь напрямик. Начинало смеркаться, большие снежные хлопья щедро падали с неба, мороз больно пощипывал щёки и носы. Но эти обстоятельства не портили настроение молодой мамы. Ребёночек сладко посапывал в своём «коконе», впереди ждал тёплый дом и радушный приём свекрови и свёкра. Ничего не предвещало беды.
           На середине реки, лошадь вдруг споткнулась, а сани стали быстро погружаться в неизвестно откуда взявшуюся полынью. Возможно, её оставили рыбаки, хотя обычно они рыбачили в стороне от тех мест, по которым переправлялись на другую сторону реки люди и транспорт. Возница соскочил со своего места, подхватил на руки молодую женщину и оттащил её на безопасное расстояние. Когда он обернулся, то увидел, что сани с ребёнком почти полностью ушли под воду, а лошадь, пытаясь выбраться, сильно бьётся об лёд, что только увеличивает размер полыньи. На их счастье, недалеко проезжали другие сани, и едущие там люди бросились на помощь. Малыша удалось вытащить из полыньи багром. Лошадь освободили от саней. Оказавшись на воле, замёрзшая и испуганная, она ускакала в неизвестном направлении, сани же со всем нехитрым скарбом утонули. Спасители довезли спасённых людей до ближайшего дома, и там выяснилось, что маленький Витя не промок. Помог «вилок капусты». Об этом происшествии даже написала городская газета.
            Второй раз мой папа тонул уже в сознательном возрасте. Шёл второй год Великой Отечественной войны. Витя жил с бабушкой Марией Ильиничной в городе Качуг. Мама с папой разошлись ещё до войны, у неё была другая семья, и она не очень интересовалась сыном. Дедушка Прокопий Александрович был репрессирован в 1938 году, а папа Николай Прокопьевич пропал без вести в первый год войны. Жили трудно, еды было мало, и Витя каждый летний день ходил на речку, чтобы поймать хоть какую-нибудь рыбку. Надо сказать, что это ему почти всегда удавалось. Рыбки попадались маленькие, тощенькие, но всё равно им были рады. Однажды мальчишки рыбачили с мостков, далеко выходящих над поверхностью реки. Витя поскользнулся и стал тонуть. Его вытащили, когда он наглотался воды и потерял сознание. Счастье, что в те времена уже в начальных классах учили оказывать первую помощь пострадавшим. Мальчика откачали, но с тех пор он побаивался воды и так и не научился плавать.
            Зато плавать научились мы с братом. Родители иногда вывозили нас на море, где мы и приобрели этот навык.  Папа заходил в воду только по колено и с тревогой наблюдал, как мы ныряем и дурачимся, хватая его за ноги.
            Однажды уже в зрелом возрасте папа поехал в санаторий.  Отдыхали в те времена долго, обычно 24 дня. За такой срок можно было и полечиться по-настоящему, и выспаться, и сил набрать. Не то, что сейчас, когда едут на море дней на 7-10. Только акклиматизироваться и успевают. Так вот, приехав в санаторий, папа исправно ходил на процедуры, вволю играл в преферанс на пляже, озорничал, рассказывал анекдоты…  В общем, отдыхал по полной программе. И вот, дней за десять до отъезда он пришёл на пляж рано утром, чтобы окунуться без лишних глаз. Стоя на берегу, весь мокрый, в хорошем настроении, он увидел выходящую из моря симпатичную женщину. В силу своей общительности подошёл и заговорил с ней. Оказалось, новая знакомая, назовём её Лида, каждое утро плавает час – полтора вдоль берега.
- А Вы, я вижу, тоже любите поплавать ранним утром, - заметила она, - так рано, а Вы – уже на берегу после плавания.
Папа не мог ударить в грязь лицом перед молодой женщиной и, поддержав разговор, сказал, что обожает плавать по утрам.
- А сколько Вы проплываете в день? – поинтересовалась его собеседница.
- Днём я не плаваю. Слишком много других занятий, - пояснил папа, - а вот по утрам – часика два – два с половиной позволяю себе насладиться этим занятием.
- Как замечательно, - воскликнула Лида, - Я всегда мечтала поплавать так долго, но боюсь одна. Давайте плавать вместе!
- Конечно. Это хорошая идея, - согласился папа, - давайте завтра часиков в семь встретимся здесь. Если кто- то из нас опоздает, договариваемся, что плывём в левую сторону, вон к тем скалам. А сейчас мне надо на процедуры. До завтра, - попрощался он.
          Назавтра в назначенный срок Лидия пришла на пляж и стала поджидать вчерашнего знакомого. Время шло, но он так и не пришёл.
- Наверное, перепутал что-то и уплыл пораньше, - подумала женщина.  Она вошла в воду и поплыла налево, как было договорено вчера. Когда Лида выходила из воды, она заметила Виктора и подошла к нему с некоторой обидой. Но он опередил её словами:
- Я уже волноваться начал. Что случилось, почему Вы не пришли в назначенный час?
- Как же так, я была здесь ровно в семь, а в семь пятнадцать поплыла налево, но Вас не нашла, - пыталась объясниться молодая женщина.
- Да, - обиженно проговорил мой папа, - я знал, что женщины всё путают. Но не настолько же. Я же сказал вчера, что в семь у меня – небольшая процедура, а через полчасика я готов плыть. Пришёл, вас нет, я и поплыл направо, как мы договаривались, Вы ведь даже пошутили, что налево не ходите.
 Ситуация «прояснилась», и они договорились встретиться на следующий день в семь тридцать и плыть в правую сторону. Но назавтра Лидия опять плыла в одиночестве.  Оказалось, Виктор приходил в шесть тридцать и опять уплыл в другую сторону. Так продолжалось неделю. В последний вечер перед отъездом из санатория папа нашёл Лидию и признался ей, что совсем не умеет плавать. Он ожидал, что она окончательно обидится, и не будет даже разговаривать с ним, но всё обернулось иначе. Женщина оказалась с чувством юмора. Узнав, что Виктор завтра уезжает, Лидия облегчённо вздохнула.
- Слава Богу, - сказала она, - я ведь так красочно расписала подругам наши с Вами совместные заплывы, что они стали завидовать мне и пожелали завтра присоединиться.  Честно говоря, мне кажется, что они не очень верили в мои рассказы. Поддержите меня, пожалуйста, и подтвердите мои слова.
- С удовольствием, - согласился папа, - У меня осталась бутылочка коньячка. Берите своих подруг и заходите ко мне в номер. Расскажем им о наших заплывах и заодно выпьем за мой отъезд.
Они так и сделали. Вечер прошёл очень весело. Все были довольны. Виктор много шутил, пел арии из своих любимых оперетт, отпускал налево и направо комплименты. Все были довольны. Долго и заразительно смеялись над анекдотами, среди которых попалась парочка рассказанных им Лидии во время бесед на берегу. Это окончательно убедило женщин в правдивости рассказов подруги об их совместных с Виктором заплывах. А назавтра рано утром проводить «пловца» в аэропорт вышли все подруги Лидии во главе с ней самой.
- Приезжайте ещё, наперебой приглашали они. В следующий раз и мы будем плавать с Вами!
- Непременно, -  ответил папа и хитро подмигнул своей «коллеге по заплывам».


Рецензии