Сим-Сим, откройся!

          В детстве все мы любили сказки и свято верили, в то, что чудеса бывают и в жизни. Например, если назвать волшебные слова «Сим-Сим, откройся», можно войти в любые двери, несмотря ни на какую охрану. Когда мы выросли, почему-то решили, что все сказки – сплошные выдумки, а напрасно. Жизнь иногда даёт нам знать, что волшебство реально существует. Бывает, что можно пройти в любые, даже очень хорошо охраняемые двери просто так, без пропуска, в чём я лично убеждалась не раз. Судите сами.
          С 1978 по 1984 год я работала инструктором Центрального штаба студенческих строительных отрядов ЦК ВЛКСМ. Это было замечательное время! Работы было непочатый край, но как же было интересно! А какой неоценимый опыт мы приобретали! В то время Всесоюзный студенческий строительный отряд (хотя в составе его были не только строительные, но и сельхозотряды, отряды проводников, медицинские, научные и другие подразделения) был большой трудовой силой. Ежегодно на объекты страны в составе ВССО работало более 800 000 студентов, а всего школу патриотического движения студенческих отрядов прошли свыше 14,5 миллионов юношей и девушек.  Министерства и ведомства СССР уже и не представляли свою деятельность без таких добровольных помощников. Этому периоду жизни надо бы было посвятить не рассказ, а повесть или даже роман, но это – дело будущего, а сейчас – немного о другом.
          Дело в том, что в мае 1982 года в Москве состоялся XIX съезд ВЛКСМ. Это было грандиозное событие. Подготовка к нему была основательной и долгой. Продумывалось и отрабатывалось всё до мелочей. Чтобы читатель мог представить, насколько серьёзной была эта процедура, приведу следующий пример. Меня включили в группу работы с Президиумом. У каждого, входящего в эту группу, было несколько разных поручений. Согласно одному из них, я отвечала за звонки, извещавшие о начале и окончании перерывов между заседаниями. Если кому-то покажется, что это – пустяковое дело, и я просто нажимала на звонок в назначенное время, то он очень ошибается. Во-первых, сама я ничего не нажимала. В определённое время я звонила офицеру КГБ СССР, ответственному за звонки и, согласно специальной схеме, передавала ему вводные. А уже он давал команду сотруднику Кремлёвского Дворца Съездов. Схема звонков сохранилась у меня до сих пор. Интересно, что длительность каждого звонка, как и промежуток между ними отличались друг от друга.  Почему такая сложность, спросите вы. Думаю, чтобы избежать любой возможности сбоя, суеты и паники.
         Так же строго был организован и пропускной режим. Этим занималось 9 управление КГБ СССР. Чтобы попасть на какой-либо объект Съезда (пресс-центр, машбюро, помещение президиума и т.п.), надо было иметь специальный пропуск, на котором было указано, что за помещение разрешено посещать. У членов нашей группы были пропуска с надписью: «Проход всюду». Это было круто. Мы могли пройти в любую комнату, а к нам – только делегаты, избранные в Президиум съезда. Это очень строго выполнялось. Но люди есть люди. Съезд продолжался несколько дней. Вскоре мы, девушки из группы Президиума перезнакомились со всеми офицерами из «девятки», дежурившими около и внутри нашего объекта. И вот однажды во время очередного заседания (мы не находились в зале, а наблюдали прямую трансляцию по телевизору) ко мне подошёл совершенно обескураженный от того, что он находится в помещении Президиума, мой коллега по штабу. Я тоже была удивлена. По распределению поручений он должен был находиться в совершенно другом месте.
- Гена, - спросила я, - а ты как здесь оказался? Тебе что, тоже выдали пропуск «Проход всюду»? Может, тебе дали какое-нибудь особое задание? Тебе нужна моя помощь?
- Да нет, - ответил он, - Просто мы поспорили с ребятами, что я пройду в ваш буфет и принесу мальчишкам парочку vip-бутербродов. Ты же знаешь, как мы любим пошутить. Поспорить-то я поспорил, а как выиграть, не знаю. Подошёл наугад к помещению Президиума, меня останавливают и строго спрашивают пропуск. С перепугу я честно признался, что соответствующего документа не имею.  Потом, сам не зная почему, сказал, что иду к Томе Потёмкиной. Оказалось, что тебя знает вся охрана, и меня пропустили. Удивительно!
          Да, это было удивительно! На всесоюзном мероприятии, при таком строгом режиме охраны, когда в зале присутствовали все члены Политбюро и сам Генеральный секретарь ЦК КПСС, «девятка» спокойно пропускает человека просто потому, что он «идёт к Томе Потёмкиной»! Я помогла Гене заполучить обещанные им бутерброды, и он как победитель спора гордо покинул наше помещение.
          Подобные случаи происходили со мной не однажды. В 1992 году я окончила аспирантуру Академии общественных наук ЦК КПСС и защитила диссертацию. Точнее, когда я защитилась, по известным причинам, связанным с радикальными переменами в нашей стране, Академия получила новое название, но порядки, связанные с пропускным режимом, остались прежними. После получения диплома кандидата наук было принято приглашать всех, причастных к защите, на банкет. Не стала исключением и я. Банкет был организован в ресторане Академии. Я, конечно, пригласила и своих родителей. Несколько раз напоминала им, чтобы они не забыли паспорта, иначе их не пропустят. И вот, в назначенный час я спустилась вниз, чтобы передать список приглашённых на КПП. Каково же было моё удивление, когда в гардеробе я увидела родителей. Они уже разделись и поджидали меня.
- Как же вы прошли? - поинтересовалась я, - ведь на охране ещё нет списка с вашими данными.
- А зачем нам список, - улыбаясь, ответил папа, - нас и так везде пропускают, даже сами приглашают пройти.
- Опять твои шуточки, папа. Скажи честно, что ты сказал на КПП, что тебя пропустили?
И тут вмешалась мама:
- Зря не веришь, дочка. Так всё и было. Мы подошли к входным дверям, Виктор хотел предъявить документы, а дежурный офицер поздоровался, назвав его по имени отчеству, сделал знак, что ему не нужны наши документы и пригласил нас пройти вовнутрь. Он пояснил, что банкеты проходят во втором корпусе, а раздеться можно здесь, в гардеробе.
          Родители были удивлены, но охранник прояснил ситуацию:
- Виктор Николаевич, Вы же работали в Госснабе СССР, а я много лет, как у нас говорят, «стоял на калитке», то есть проверял пропуска у всех входящих. Выучил всех начальников, а Вас особенно хорошо помню. Вы часто шутили и всегда интересовались настроением и моими делами.
- Это понятно, - поддержал разговор папа, - а откуда Вы знаете про банкет?
- Ну, это ещё проще, - пояснил офицер. Я тут стою каждый день, а за моей спиной висят разные объявления. Иногда я их читаю. Как-то увидел информацию о защите диссертации Тамарой Викторовной Потёмкиной. Сразу вспомнил Вас. Думаю, может дочь? Отчество подходит. А сегодня увидел Вас и всё понял. Так что смело проходите.
           Вот такая история.  Дежурных не обманешь, они чётко выполняют инструкции и никогда не пускают посторонних, но как выяснилось, иногда позволяют себе некоторую вольность.
           Ну и ещё одна история. Ведь говорят, Бог троицу любит. Дело происходило в 1994 году. Тогда политическая жизнь в стране бурлила. Председателем партии «Демократический выбор России» был небезызвестный Егор Тимурович Гайдар. В помещении, которое занимала его партия, на одном из этажей располагалась коммерческая организация, с руководителем которой мне надо было встретиться.  Поскольку в здании располагался кабинет Председателя партии, занявшей второе место на выборах в Государственную Думу, оно хорошо охранялось. Меня предупредили, что я должна иметь с собой паспорт, а пропуск мне будет заказан только после того, когда я приеду и позвоню. Заранее сделать это было нельзя, таков порядок.  Я приехала и стала дозваниваться в приёмную, но там всё время было занято. Время шло, я ждала, телефон был занят. Через некоторое время к дежурному пришёл его коллега. Они стали обсуждать, кто из них первый пойдёт обедать. Решили, что сначала пообедает вновь пришедший. От нечего делать я заговорила с оставшимся дежурным. Поинтересовалась, далеко ли столовая, тяжело ли целый день проверять пропуска. Завязался разговор «за жизнь». В ходе непродолжительной беседы мой собеседник вдруг забеспокоился:
- Что же Вы время теряете? Вам ведь надо пройти к кому-то из нашего здания. Проходите, пожалуйста.
- Но у меня ещё нет пропуска, - возразила я.
- И что, - удивился мужчина, - Раз Вы пришли, значит вам надо. Идите, идите, - настаивал он.
Когда я зашла в приёмную нужной мне организации, секретарь не поверила своим глазам.
- Как Вы прошли? У нас очень строго. У всех работников проверяют пропуска при каждом входе и выходе, хотя уже знают нас в лицо.
По её виду я поняла, что, если я скажу правду, она мне не поверит. Поэтому я слукавила:
- Ваш телефон был долго занят, а поскольку я знакома с Егором Тимуровичем, позвонила ему, и меня пропустили. Странно, но этой информации секретарь поверила. Она доложила о моём приходе руководителю организации. Не знаю, как был прокомментирован мой проход в здание без пропуска, но меня ожидал радушный приём. И все вопросы были решены положительно.
          Вот такие чудеса!


Рецензии