Геноцид адыгов, которого не было

Кабардинская 101- летняя война  и «геноцид адыгов»
Часть I.

Геноцид — форма массового насилия, который ООН определяет как действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую группу людей.

В заголовок вынесенная тема это мифические версии кабардино-адыгских историков создавшие виртуальную историю, которая на самом деле не имеет ничего общего с реальной и документальной исторической наукой.
Те, кто позволяют таким историкам писать под грифом «научная работа» практически работают на разрушение государственности Российской Федерации.
С  одной стороны мифические истории о 101-летней войне адыгов: кабардинцев, «черкесов» и с другой стороны трагедия их же «истребленных» русскими народа, как, к примеру, об этом же пишет кабардинец Б.М. Гедгафов, редактор-издатель в 1992 г., книги Р. Трахо «Черкесы», книги антирусской направленности, которая полна ненависти ко всему русскому, советскому. Б. Гедгафов считает, что: «Исследования многих видных наших историков уже ясно показали причину выселения адыгов за рубеж. Это, прежде всего жестокая экспансия, предпринятая царской Россией по отношению к черкесам (адыгам-Х.Т.), в результате, которой, кроме погибших в долголетней войне сотен тысячи людей, выжженных дотла аулов, покинули свой очаг и оказались миллионы экспатриантов в десятки странах…», Р. Трахо, «Черкесы», Нальчик, 1992., с.151.
Эта сентенция открытое искажение истории. Но это не всё. Такое искажение поставлено на широкую ногу и такие работы, о мифическом «геноциде», и якобы 101-летней войне адыгов против России, будет правдой только в одном, и сейчас, эти люди воюют против России в угоду тех, кто им платит за ложь, за искажение нашей с вами истории, против нашей родины – России.
И самое печальное эти «учёные» ещё финансируются из Российского бюджета, за наши с вами деньги налогоплательщиков.
И вот один из  них, А. В. Кушхабиев, доктор исторических наук, заведующий Центром социально политических исследований Кабардино-Балкарского научного центра Российской академии наук автор «научной работы»:
УДК 94(470.64)»19» ББК 63.3(2Рос.Каб) 6 К 96
«ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНЦЕ XX В.»
В аннотации этой работы отмечено, что:
«черкесский вопрос» являлся одним из основных в деятельности наиболее влиятельных кабардинских общественных организаций в конце XX в.
 Кабардинские общественные организации получили поддержку от Верховного Совета Кабардино-Балкарии по решению «черкесского вопроса»,
но не смогли добиться решения данного вопроса на федеральном и международном уровнях.
Деятельность кабардинских общественных организаций по решению «черкесского вопроса» в период демократических преобразований в стране свидетельствует о сохранении в исторической памяти адыгского народа самой масштабной трагедии в истории народа - выселении его большей части в Османскую империю, об актуальности проблемы разделенного адыгского этноса, большая часть которого проживает за рубежом…»
И он же, Кушхабиев пишет:
«1 По окончании Кавказской войны (1763-1864) в 1858-1865 гг. царскими властями было выселено в Османскую империю свыше 900 тыс. черкесов (адыгов). Выселения черкесов в меньших масштабах продолжались вплоть до начала XX в. Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения — на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи. (См.: Кушхабиев А.В. История зарубежной черкесской диаспоры. Нальчик: КБНЦ РАН, 2018. С. 46-66)…»
Безапелляционное заявление неподтверждённое документальными источниками доктора исторических наук А.В. Кушхабиева, удивляет и шокирует циничностью лжи и искажения настоящей истории, когда он заявляет: «Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения — на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи…», где вы взяли эти миллион «черкесов»- адыгов? И кого вы искусственно умертвили?
А. Кушхабиев, не один такой охотник искажать историю, их много, довольно таки много, в каждой исторической работе, я повторяю, в каждой исторической работе посвященной адыго-кабардинцам – «черкесам» присутствует искажение исторических фактов в той или иной мере. И это вполне доказуемо.
К примеру, две работы А.В. Кушхабиева:
«ЧЕРКЕССКИЙ ВОПРОС» В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБАРДИНСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В КОНЦЕ XX В.»
И
 «История зарубежной черкесской диаспоры», практически состоят из полного искажения исторических фактов.
Такая наука в Кабардино-Балкарии давно уже  из псевдо - истории стало «исторической наукой»
Для того, чтобы понять, насколько масштабны искажение и вымысел кабардино-адыгских историков нужно задаться вопросом о территории их расселения и о численности самого адыго-кабардинского этноса.

     Историческая справка

     Адыги – самоназвание, «Кабардинцы», названы так по месту своего расселения и известное по документальным источникам не ранее XV в., небольшое племя расселявшиеся по правому берегу реки Кубань на побережье Азовского моря.
    Этимология термина – Ада с крымскотатарского языка – остров. Многочисленные ответвления правого рукава реки Кубань образовывали острова, где живущих на этих островках называли «Адыхле» - островитяне. И второй термин: Кабарты, где корень Каб (Копа) – означает реку Кубань и название Генуэзской крепости поселения – Копа и  корень «Арты» - означает сзади, то есть живущие за Копой (Кубанью) Кабарты.
    О адыгах или же кабардинцах нет никаких сведений об их численности, поселений XV –XVI вв., так как кабартинское племя вело кочевой и полукочевой образ жизни. И только первые документальные сведения о Кабарте появляются в середине XVI – XVII вв., как племя, кочующее по левой стороне реки Терек, без определенных поселений, которые могли бы подчеркнуть их оседлый образ жизни.
      Если отбросить все легенды о происхождении этого народа, то согласно подданной кабардинскими владельцами записке в 1825 году начальнику главного штаба, русской армии на Кавказе генерал-адьютанту Дибичу, при его проезде через Кабарду, то из этого следует, что в энные времена они мигрировали:
«на гавани Кизил-ташъ (Азовское море – Х.Т.), где впадает в море р. Кубань, поселились на оной речке и жили там 7 лет. Из них князь Инал  за Кубанью помер; происходившие от него князья Бесленнеевцы и Кемиргоевцы с подвластными народом остались за Кубанью, а прочие переселились сюда…», с.198, Н. Грабовский «Присоединение къ России Кабарды и борьба ея за независимость», Сборник сведений о Кавказских горцах, издание Кавказского Горского управления. Выпуск IX. Тифлис. 1876.

О расселении Кабардинцев

О расселении кабардинского этноса Е. Н. Кушева в своей исследовательской работе «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией вторая половина XVI – 30-е годы XVIII века», в главе третьей «Народы адыге и Северокавказские абазины», в части первой «Кабарда» пишет: «Источники XVI - XVII вв. не дают возможности нарисовать полную картину внутреннего строя Кабарды этого времени. Основная причина этого – почти полное отсутствие местных письменных источников… Кабардинские поселения указанного периода археологами не обнаружены». А если прямо сказать, нет указания ни на один населённый пункт или памятник, чтобы сказать – это принадлежит кабардинскому этносу в ареале XVI - XVII вв.
Далее Е.Н. Кушева пишет: «Первый вопрос, который встаёт при изучении хозяйства кабардинцев XVI - XVII вв., это вопрос о том, какую территорию они занимали в названное время… Более определённые письменные сведения о расселении кабардинцев сохранились с конца XVI в., когда кабардинцы занимали равнинные места и предгорья по левым притокам Терека, до входа в горные ущелья. По «Книге Большого чертежа» (1627г.) «название Кабарда отнесено к местности по левому берегу Терека от р.Ардон до р. Кизыл…», с. 91-92. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы XVIII века)—  М.: Издательство Академии Наук СССР – 1963. — 372 с.


В 1720 году кабардинский этнос мигрируют на территорию Бештау Эл (Балкарию). О расселении в этот период отмечаются в работах И.Г. Гильденштедта, П. Буткова. С 1720 года и на 1823 год особых изменений в расселении кабардинцев не было. Они расселялись по средним течениям рек Малка, Баксан и Чегем.

  С. Броневский в своей работе: «Новейшие Географические и Исторические известия о Кавказе», 1823, пишет:

«Кабардинцы имеют свои хутора и выгоны для скота. Постоянные их усадьбы расположены в следующем порядке по Баксану: От впадения речки Гунделен вниз по Баксану верст на тридцать. Атажукины аулы занимают верховье Баксана в горах (ниже реки Гунделен на 30 вёрст – Х.Т.). Мисостовы Аулы, лежат на средних частях Баксана у подошвы гор, а главное местопребывание сего рода в урочище, называемом Цизъ-Курун- или Девичий рынок. Джембулатовы Аулы, расположены на нижних частях Баксана, наипаче на рукаве сей реки называемой Старой или Малой Баксанъ (Баксанъ ишъ). Но главное местопребывание Джембулатова рода находится на реке Чегемъ въ Кошкатовском урочище близ горы Кашкатау и на средних частях сей реки, где живёт  род Бекмурзы. Кабардинцы имеют привычку переходить съ старых усадъбъ, коль скоро селения ихъ засоряются отъ скопившегося скотского навоза и других нечистот…», с.85-86.
Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе - М.: Типография С.Селивановского,1823.с. – 385.

Все указанные сведения и документы свидетельствуют, что на 1820 год, кабардинцы расселялись в среднем и нижнем течении рек Баксана и Чегема и Малки.
В начале XIX в.,  владетель Адильгерий Атажукин недовольный ограничением своей власти над своим подвластным народом и запретом на грабежи соседних народов с подвластным народом в числе 200 семейств переселяется за Кубань, на левый берег. Территория левого берега реки Кубань относилась к границам  Османской империи. Адильгерий Атажукин «также подговаривал к переселению и обитавших у Константиногорской крепости абазинцев, но русское начальство, предупрежденное во – время о происках Атажукина, не допустило осуществления этого переселения…», с. 189,Н. Грабовский, «Присоединение к России Кабарды…», Тифлис, 1876. Переселения кабардинцев на левый берег р. Кубань продолжались до конца 60-х годов XIX в.
С. Филонов, русский исследователь в работе «Кавказская линия под управлением генерала Емануеля», пишет:
«Беглые кабардинцы», как не коренные жители Закубанья, не занимали отдельной территории и даже не имели прочной оседлости, но, разсыпанные между другими закубанскими поселками, селились, где находили свободныя земли, и весьма часто переходили с одного места на другое, большей частью сосредотачиваясь в верховьях обоих Зеленчуков. Поселения бесленеевцев, разделенныя втиснувшимися между ними ногайцами, составляли две группы, из коих одна размещалась от верховьев р. Псефира на восток до Б. Лабы и на юг, захватывая бассейн р. Ходзь до устья реки Амтуркъ, впадающей в М. Лабу, и далее до горы Ахмет, где земли этой группы соединялись узкой полосою с землями другой группы, расположение которой можно определить линиями от горы Ахмет до горы Шелох и оттуда мимо горы Тегень к р. Урупу; вниз по этой реке поселения бессленеевцев несколько переходили р. Джельтмес, впадающей с левой стороны в Уруп, а на западе, захватывая оба Тегеня, достигали горы Джельтмес…», сс.421-422. «Кавказский Сборник».  «Кавказский Сборник», под редакцией артиллерии генерал-лейтенанта Чернявскаго. Томъ XV. 1891.Тифлис. Типография Канцелярии Главноначальствующаго гражданской частью на Кавказе, Лорисъ-Меликовская улица, дом казенный.
«Бесленеевцы одного происхождения с Кабардинцами; но только с давних времен они жили между Кубанью и Лабою на превосходных землях по Тегеням, Урупу и Окарту, вблизи от Беглых Кабардинцев, там, где в настоящее время поселены станицы вновь сформированной Урупской бригады Кавказского линейного казачьего войска.
Прекрасные свойства земли, бывшей в их владении, развили в них охоту к земледелию;
 но, увлекаемые воинственным духом своих князей Кануковых, а после поднятые дворянином Хаджи-Каноматом Тлеходуко, Бесленеевцы два раза, в 1843 и 1816 году, бежали за Лабу…», Анучин Д. Г. Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии. MountainDreams.ru›download…strana…ocherki…2011.pdf.

В Российской империи Западный Кавказ носил название – Закубанские народы

«Кавказские горы, начинаются в окрестностях Анапы.
Кроме земель черноморских казаков и линейных, поселенных по Кубани, заключает в себе все пространство, граничащее с севера и востока рекою Кубанью и землями вышеупомянутых казачьих войск; с запада — Черным морем от устья Кубани до Гагринской теснины, и с юга — Кавказскими горами; на протяжении между Эльбрусом и истоками Малой Лабы граница идет по гребню Кавказского хребта, а от истоков Малой Лабы южная граница поворачивает к юго-западу и прямою линиею доходит до Гагринского мыса.
Все это пространство известно вообще под именем Закубанского, а народы — его населяющие, называются нами Закубанскими…»
Анучин Д. Г. Очерк горских народов правого крыла Кавказской линии.

О численности адыгов: кабардинцев, «беглых кабардинцев», бесленнеевцев, кемиргоевцев

Записка, представленная кабардинскими владетелями в 1825 году начальнику главного штаба, генерал - адьютанту Дибичу о происхождении и расселении кабардинского этноса подчёркивает, что адыги, как этнос представляют собой три рода - племенные группы  кабардинцев, бесленеевцев, кемиргоевцев (темиргоевцы). Эти рода - племенные объединения адыгов в начале XVI в., расселялись у истоков реки Кубани, рядом с гаванью Кизил-таш,  Азовского моря., с.198. Н. Грабовский.

По данным И.Ф. Бларамберга, русского военного топографа офицера, впоследствии генерала русской армии на 1833 г.  кабардинцы большой Кабарды составляют 24 000 человек. «АБКИЕА», Нальчик, 1974., с.417.

Численность и расселение Бесленеевцев и Кемиргоевцев по Ф. Торнау:
 «1.Бесленей, на Большой Лабе на Тегенях, - около 8.000 жителей, подвластных княжеским фамилиям Канука и Шалох.
2.Кемюрогой и Егерукай, два владения, соединившееся  под управлением одного князя из фамилии Балатука, находились на низовье Лабы, - 9000 душ…
4. Кабардинцы, поселенные на Урупе и на Тегенях, - от 4 до 5.000 душ…», с.270. Ф.Ф. Торнау «Воспоминания Кавказского офицера», М. 2008г., эти данные на 1835-1836гг.

Эти примеры показывают территорию расселения адыгских племён и её численность  на 1830-е годы, т.е. на то время перед началом военных действий в 1834 г. в Закубанье.
Итого: Бесленеевцы-8000, Кемиргоевцы – 9000, «Беглые кабардинцы» – 5000, большая Кабарда – 24000, вместе составляют 46 тысячи населения, если добавить малую Кабарду, где живут не только кабардинцы, коих число в меньшинстве, а брагунцы, ногайцы, кумыки, чеченцы, ингуши, осетины – 6000 чел., будет 52 000 человек.
В - первых, историческая родина адыгов: кабардинцев, бесленеевцев, кемиргоевцев, где они отмечены это правобережье реки Кубань на побережье Азовского моря. Данное обстоятельство подчёркивает то, что кабардинцы, бесленеевцы, кемиргоевцы, в целом адыгский народ не расселялся на побережье Чёрного моря.
Во – вторых, и в местах расселения кабардинцев по среднему течениям рек Малка, Баксан, Чегем это вновь обретённая родина на территории Бештау Эл (Балкарии) куда кабардинский этнос мигрировал в 1720 г., и не имел своих собственных территорий, исконно и издревле принадлежавших кабардинскому народу, отсутствовала частная собственность на землю.

Отдельно стоит сказать о работе П.И. Кеппена «О числе жителей России в 1838 году», из С-Петербургского месяцелова на 1840 год. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии наук, 1840. Печатается по Требованию, М.2011.
В этой работе приведено количество  населения по уездам и губерниям. Для того, чтобы иметь представление о количестве населения по Северному Кавказу, по Закубанским народам в качестве примера рассмотрим самые большие Российские губернии.
1.Киевская губерния включат в себя 15 уездов с общей численностью всего населения  мужского пола – 733,118 человек;
2. Курская губерния состоит из 15 уездов с общей численностью всего населения мужского пола – 769,220 человек;
3. Московская губерния, уезды -13, общее число 616,518 человек м.п.;
4. Рязанская губерния из 12 уездов – 615, 788 человек м.п.;
5. Казанская губерния из 12 уездов – 583,409 человек м.п.;
5.Кавказская область, Округи:
1.Ставропольская -97, 058;
2.Пятигорский -38, 629;
 3.Моздокский-20,086;
4.Кизлярский – 31, 734;
Земли Черноморского войска: Екатериноградское, Бесугское, Ейское, Таманское – 56, 500, итого 243, 987 м.п.

Это всего лишь несколько примеров из  работы Кеппена.

Есть возможность сравнить о количестве населения, где даже среди таких крупных регионов, скажем, где нет военных действий, переселений Киевской, Курской, Московской, Рязанской, Казанской губернии и Кавказской области.

Для примера возьмём Киевскую губернию, где население на это же время приходится полутора миллиона человек обоего пола, чтобы показать, какие статистические данные существуют для миллионного населения.
Киевская губерния, считай это целое государство из 15 уездов с общей численностью всего населения  мужского пола – 733,118 человек.
По статистическим данным:
Общее число жителей в Киевской губернии, 1 585 047, Население губернии живет в 12 городах, 101 местечках, 1 106 селах, 839 деревнях, 67 хуторах, так что общее число всех поселений в 1847 году простиралось до 2 125. Источник: Чернышевский Н. Г. Статистическое описание Киевской губернии // Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений : В 15 т. М. : Гослитиздат, 1947. Т. 3. С. 387–420.
К каким же  источникам апеллирует  автор А. Кушхабиев, когда пишет, что: «Всего в Османскую империю было выселено около 1 млн черкесов, что составляло около 90% адыгского населения. Значительная часть черкесов погибла в процессе выселения — на черноморском побережье Черкесии, в пути следования и на территории Османской империи…»
Откуда у Кушхабиева или же у других историков, которые ссылаются на сотни тысячи погибших, уничтоженных,  адыгов-кабардинцев, «черкесов», якобы в 101- летней Кавказской войне?!
Многие кабардинские историки автоматически стали считать абхазо-абазинские народы, как адыгские и смотреть на их территории, как на земли Кабарды, под мифическим именем «Черкесия». Но ведь, ни в одном историческом документе, Кабарда не считается «Черкесией». Да, называют кабардинцев «черкесами», но это ни о чём не говорит. Для нас имеет актуальное значение «Записка кабардинских владетелей» 1825 г. генерал-адьютанту Дибичу, где в рассказе о родословной чётко описывается расселение у истоков р. Кубань, и о трёх группах народа названных: Кабардинцы, Бесленеевцы, Кемиргоевцы. Данная служебная записка «кабардинских владетелей» помещается в работе Н. Грабовского на сс.198-205, где податели «Записки» просят: «Все вышеперечисленные обстоятельства просит народ кабардинский утвердить грамотою, уважа просьбы их по причинам здесь изложенным, и тем успокоив их, дать случай хотя несколько поправить бедное положение…» Так же кабардинские владетели просят: «кабардинцы напредъ сего и были сильнейшими против других, но после частых беспокойств многие бежали за Кубань, а потому оставшиеся здесъ сделались малосильными и должны всегдашними караулами от себя выставляемыми защищать и оберегать свои земли отъ чеченцев и закубанцев, кои всеми силами стараются наносить сему народу вредъ, а всего более – беглые кабардинцы…», с.205. Н. Грабовский «Присоединение к России Кабарды…», 1876.
Разве эта «Записка» на 1825 год, кабардинских владетелей хоть коим образом подчёркивает о кровопролитных войнах Российской империи, как утверждает Б. Гедгафов «Исследования многих видных наших историков уже ясно показали причину выселения адыгов за рубеж. Это, прежде всего жестокая экспансия, предпринятая царской Россией по отношению к черкесам (адыгам-Х.Т.), в результате, которой, кроме погибших в долголетней войне сотен тысячи людей, выжженных дотла аулов, покинули свой очаг и оказались миллионы экспатриантов в десятки странах…»
   В этой цитате Б. Гедгафов прямо указывает, что ещё в 1992 г. «Исследования многих видных наших историков уже ясно показали причину выселения адыгов за рубеж. Это, прежде всего жестокая экспансия, предпринятая царской Россией…»
  В Кабардино-Балкарии в начале 90-х годов XX в., кабардинскими историками взят курс на искажение истории России и новые интерпретации истории Кавказа.
   Вот цитата из книги Р. Трахо «Черкесы», 1956, Мюнхен, Редактор-издатель Б. Гедгафов, Нальчик, 1992г., со ссылкой на русского историка Н. Грабовского: «Россия, задавшись один раз целью прочно утвердить свое господство на Кавказе, не могла действовать иначе: все стремления русской политики на Кавказе по отношению к Кабарде, как сильнейшей и богатейшей тогда народности на Кавказе, должны сосредоточиться на уничтожении Белградского трактата…», с.32. Трахо «Черкесы», Нальчик, 1992., в ссылке указано «Грабовский Н. «Присоединение к России Кабарды, «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IX, Тифлис, 1876…», с.32. Трахо, «Черкесы».
    Парадокс заключается в том, что такого высказывания Н. Грабовского в указанной книге нет. Да и сам автор, и издатель-редактор Б. Гедгафов, в том числе не указывают страницу в этой работе, к данной ссылке. Анализ, проведенный нами указанной книги Р. Трахо,  работы Н. Грабовского, однозначно подтверждает, что это искажение работы Н. Грабовского.
    Да и как бы писал Н. Грабовский «о сильнейшей и богатейшей тогда народности на Кавказе», если этот «сильнейший народ» просил русское правительство «дать случай хотя несколько поправить бедное положение…» и «оберегать свои земли отъ чеченцев и закубанцев, кои всеми силами стараются наносить сему народу вредъ, а всего более – беглые кабардинцы…», с.205. Н. Грабовский.
   Сказать истину, надо отметить, что миф, рожденный в кабардинской среде, как «Канжальское сражение 1708 г.», это всего лишь миф, который придумали кабардинские историки с претензией на свою древность на современной территории Кабардино-Балкарии. Как прикрытие своего прошлого недавнего появления на территории Бештау Эл (Балкарии) в 1720 г., то есть после того, как «должно было случиться это пресловутое «Канжальское сражение- 1708 г…», которое положило конец подвластности кабардинского народа крымским ханам.
    Ведь, как пишет Грабовский «В неопределенном положении и зависимости от крымского хана кабардинцы находились до 1736 года, т.е. до начала войны между Россией и Турциею. В эту войну кабардинцы стали на сторону России и вместе с донскими казаками, при содействии 40-тысячного отряда кочевых калмыков, под начальством главного управителя калмыков Дундук-Омбо, действовали против кубанских татар, подданных Турции. Кроме того, часть кабардинцев из баксанской партии и из малой Кабарды, с владельцами Баматом Мисостовым и Кельчукою, из  фамилии Таусултановоской, участвовали в осаде и взятии г. Азова в июне месяце  того-же 1736 года. Главное подспорье во время этой войны кабардинцы оказывали тем, что они оберегали весь Кизлярский край и сообщение между Кизляром и Астраханью от набегов кубанцев…», с.119. Грабовский.
И именно, благодаря позиции Русского Правительства при окончании войны с Турцией и заключении в Белграде мирного договора  18 сентября 1739 года, в 6 пункте этого договора было сказано:
«Артикулъ 6. Объ обеих Кабардах, т.е. Большой и Малой, Кабардинском народе, с обеихъ сторон соглашенность, чтобы быть тем Кабардам вольным, и не быть под владением ни одного, ни другого…», с.119. Грабовский.
Как пишет Грабовский «Утверждением независимости кабардинцев предполагалось устранить те затруднения, которыя создавались до последней войны заявлениями крымского хана о томъ, что кабардинцы подданные турецкого государства…», с.119. Грабовский.
Как видим, подвластность кабардинцев Крыму и Турции сохранялось и до 1739 года, и о том, что в 1708 году, могло быть, или случилось такое сражение, где кабардинцы разбили 100 тыс. армию Каплан-Гирая истории того времени не было известно.
Другое замечание к «Артикулу 6», независимость Кабарды, не говорило о том, что это предусматривает наличие государства Кабарда, так как это было только освобождение кабардинцев от подвластности крымских ханов и Турции, и таких обязанностей кабардинцев, как платить ясак людьми 300 человек юношей и девушек в год, под именем «Айблыкъ».
Для Кабарды эта независимость дала, то, что по Белградскому миру 1739 г., границею России со стороны Кизляра «определены рр. Золка, Кума, Буйвола, Калаус, Маныч (Западный) и Дон; а Кабардинцы признаны народом свободным, независящим ни от Турции, ни от России. Кабардинцы долго ещё простирали свои права на весь бассейн р. Кумы, до того почти места, где река теряется в песках, и называя всю местность «Караганъ», выпасывали на ней свои многочисленные табуны лошадей и атары овец…», с.178. Н. Грабовский «Очерк виноделия Кавказа», Сборник сведений о Кавказе, т.3, Тифлис, 1875.
Недаром в кабардинских легендах сохранились земли о вольных «Кумских степях», где кочевали кабардинцы, ещё в недавнем прошлом.
Грабовский отмечает: «Только с основанием Моздока в 1763 г. и после занятия в следующем году военной линии до кр. св. Дмитрия, что ныне Ростов на Дону, чрез Бургон-Маджары, Буйволу, Петровское и далее  по р. Большому Егорлыку и Манычу, несколько упрочилось наше положение на Северном Кавказе.
Говоря, несколько упрочилось, на том основании, что после занятия в 1777 г. Моздокско-Азовской линии, нам долго ещё приходилось иметь кровавые столкновения и с Турциею, и с Кубанскими ногайцами – подданными Крымского хана,
 а нашими союзниками, и с Кабардинцами, с разною легкостью и присягающими на верность русского подданства, и нарушающими данные клятвы…», с.178. Грабовский «Очерк виноделия Кавказа».
В другой работе «Присоединение к России Кабарды…», с.120, Грабовский пишет: «Пропаганда между кабардинцами в пользу России была настолько успешна, что в 1742 году кабардинские владельцы, в знак уважения своего к России, послали присутствовать при коронации императрицы Елисаветы Петровны депутата, владельца из Мисостова рода, Магомета Сидакова…»
 Как видно из документальных источников, никакого антагонизма между кабардинцами и русскими не существовало, если не отметить реверсы со стороны кабардинцев то в сторону Турции, то в сторону России от выгоды того или иного фактора для кабардинских владельцев.
Возвращаясь к искажениям кабардинскими историками вопроса «Кавказской войны», о численности населения кабардинцев- адыгов первой половине XIX в., следует отметить, что переселение 5000 «беглых кабардинцев», если обессилило большую Кабарду, то и оставшихся не так много на старых поселениях. Откуда миллионы?
 И второй аспект, кабардинских владетелей беспокоит не «война» русских с кабардинцами, а набеги «чеченцев, закубанцев и особливо «беглых кабардинцев».
Почему-то доктор исторических наук А. Кушхабиев эти аспекты не заметил. А случайно ли?
Получается, так, что, такие, как д.и.н. А. Кушхабиев, сотрудник государственного научного центра исследований Кабардино-Балкарии умышленно с целью показать русских, русскую армию, Россию в негативном свете клевещет и искажает историю России на Кавказе, как настоящий враг нашей страны и при, этом открыто. И эти истории в Кабардино-Балкарии передают в средствах СМИ, преподают в образовательных заведениях республики. Вот откуда распространяется ложная история, ведущая к межнациональным конфликтам в республике, в стране.


О переселениях

Выселение кабардинцев в другие страны, как Турция в начале 1860 года проходило абсолютно на добровольных началах, и в основном переселялись владельцы и уздени, со своим подвластным людом боясь потерять свои права на податное население. С другой стороны был и религиозный мотив переселения на «землю обетованную мусульманскую Турцию» от неверной России.
В работе Н. Грабовского отражается начало и ход переселения во второй половине XIX в., исходя из чего видно, что: «В 1860 году выселилось из Кабарды 347 семейств, а в следующем 1861 году- 534 семейства, т.е. в –течении 2-х лет удалилась из Кабарды почти 1/8 часть населения…», с.210. Грабовский «Присоединение к России Кабарды…», Тифлис, 1876.
В течение 2-х лет выселилось 347+534 семейства=881 семейство, в среднем 5 человек на одну семью составит: 881 сем. х 5 чел. = 4405 человек. В целом из 22 025 человек выселилось 4 405 человек.
Стремление кабардинцев к переселению не охлаждалось даже и рассказами возвращающихся из Турции о бедствиях, претерпеваемых в обетованной земле переселенцами. Турция так же стала отказывать в приеме переселенцев. Тогда, многие кабардинцы, в том числе выезжали под видом паломничества в Мекку и при этом со своими семьями. Многим удалось водвориться в Турции.
   «Таким способом кабардинцы эмигрировали в Турцию до 1866 года, т.е. до объявления  им о намерении правительства приступить к освобождению у них зависимых сословий. Тогда многие из тех, кто не хотел лишаться своих подвластных, захотели выселиться со своими рабами. На  их прошение, на переселение последовал отказ. Недовольные этим отказом, в числе около 400 человек, в феврале месяце 1867 года, затеяли было нечто вроде неповиновения начальству, но стянутые тогда-же в Кабарду войска успокоили недовольных, которые прослышав о приближении войск разошлись по домам и затем уже безропотно подчинились необходимости освободить рабов и остаться на жительстве в Кабарде…», с.211, Грабовский «Присоединение к России Кабарды…», Тифлис, 1876.
Вот как проходило выселение и миграция кабардинцев. Кабардинцы относительно «беглых кабардинцев», бесленеевцев, кемиргоевцев были в большинстве.

О численности Кабарды по данным статистических данных России:

В Кабарде было отменено крепостное право и освобождено русским правительством с 18 ноября 1866г. до половины марта 1867 года до 21221 душ обоего пола, при общей численности кабардинцев на 1858 г. – 24282 душ обоего пола. Евг. Максимов и Г. Вертепов, «Туземцы Северного Кавказа», историко-статистические очерки. Выпуск Первый. Осетины, Ингуши. Кабардинцы. Владикавказ, Типография Областного Правления Терской Области. 1892, сс.144-145.

Мы привели документальные данные о том, что сотни тысячи погибших и миллион выселенных «адыгов»  это  искажение исторических фактов  в угоду создания негативного воздействия на Россию, псевдо - исторической литературой с некорректным изложением материала. А. В. Кушхабиев по числу работ с искажениями  исторических фактов по истории в Кабардино-Балкарии пока занимает место в первой десятке.

Продолжение следует: Хроника «Кабардинской Кавказской войны»

Хадис Тетуев, 30.11.2021.


Рецензии
если западные СМИ "раскрутят" эту тему, то этническая напряженность в Краснодарском крае будет гарантирована

Руслан Хаджоков 2   30.11.2021 21:28     Заявить о нарушении
Это всё документальная история. Чтобы не закручивали на западе, необходимо тех, кто искажает историю привлекать к правовой ответственности.

Хадис Тетуев   03.12.2021 17:54   Заявить о нарушении