Феофил Александрийский

Икона архиерейского хамства
В семинарско-поповской среде считаются не преступным и антихристианским, а чем-то эпическим и почти житийным грубая и даже матерная брань епископа в адрес подчиненных, бросание в них кадилом, мордобой и жезлоприкладство.

Это ж даже почти юродство и ревность по церковному благоустроению. И вообще знак неотмирности архиерея, который ни в грош не ставит всякие французские куртуазности и масонские "права человека".

Вот о св. Феофиле Александрийском: «Он же, уставившись налившимися кровью глазами, похожий на дракона, по-бычьи смотрел исподлобья, иногда становясь темно-синим, иногда желтым, а иногда даже, охваченный неукротимым гневом, оскаливая зубы. Аммонию [один из четырех Длинных братьев], мужу одного возраста с собой, он своими руками обматывает шею омофором, нанося ему руками удары по щекам и окровавив ему нос сжатыми пальцами, закричал громовым голосом: “Еретик, анафематствуй Оригена”» (Диалог Палладия о житии Иоанна Златоуста, 6).

(тут некоторые недоучки уверяют, будто Феофил не канонизирован.
Что ж, им придется напомнить:

"И святой Феофил александрийский и Григорий нисский, получив жалобы против Феодора, когда он еще был жив, и против нечестивых его сочинений, написали против него послания... Святой памяти Феофила к Порфирию, епископу антиохийскому.
5 Вселенский собор,, собрание 5
https://azbyka.ru/otechnik/pravila…

"Послушаем и святого Феофила, епископа александрийского"
Слово св. имп Юстиниана к патриарху Мине
https://azbyka.ru/otechnik/pravila…

Послание имп. Юстиниана Пятому Вселенскому Собору:
"следуем же во всем святым отцам и учителям святой Божией Церкви, то есть, Афанасию, Иларию, Василию, Григорию богослову и Григорию нисскому, Амвросию, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем все, что; написано и изъяснено ими о правой вере и в осуждение еретиков.
см. Деяния Вселенских соборов. т.3. Спб., 1996, с. 302.
https://azbyka.ru/otechnik/pravila…).

Вот описание того, кто по семинарской версии истории был первым киевским митрополитом - Михаила.
Летопись его представляет архетипически:
"Учителен зело и премудр премного и житием велик и крепок зело, родом сирин, тих убо бе и кроток и смирен и милостив премного; иногда же страшен и свиреп, егда время требоваше" (ПСРЛ т.9 с.57).

Про этого Михаила говорит лишь поздняя Никоновская летопись. Фигура это вполне легендарная, и в летописи он появился лишь потому, что речь анонимного корсунского епископа к князю Владимиру, вставленная в Повесть временных лет, подписана именем Михаила Синкелла.

Но важно отметить, какие черты по мнению придворного летописца должны быть у образцового Христова архипастыря. Понятно, что повествуя о первом (и, конечно, святом) русским архиерее, летописец создает некий иконический "архетип" русского епископа. Ему кажется, что в некоей алхимической школе могут сплавлять воедино кротость и свирепость.
Учитывая, что заказчиком летописи был митрополит Даниил, изготовление именно такой иконы неудивительно. Даниил - иосифлянин, отличался приверженностью и раболепием перед светскими властями и жестокостью.
Преследовал Максима Грека, Вассиана Патрикеева и других нестяжателей, обвиняя их в ереси на соборах 1525 и 1531 годов.



Со временем у русских архиереев отпали те качества, что в летописи перечислены первыми, зато расцвели те, что по мнению летописца, внушаются духом времени.

св. митр. Иона лично бил посохом преп. Пафнутия Боровского (за его непризнание московской автокефалии)

Очень отличились малороссийские «прогрессоры», в 18 веке получившие власть над русским духовенством - в том числе св. Арсений Мацеевич.

Но и «владыка Лаврентий Горка был - не промах: одно дело о проломлении им каблуком голов двух слуг чего стоит! Откуда, скажете, Лаврентий восточные единоборства познал - чтобы каблуком до чужой головы достать? А не надо было никаких единоборств, слуги в ногах у владыки валялись, вымаливая слезно прощение за какие-то упущения с их стороны. Обошлось всё для Лаврентия сравнительно гладко, после и слуги отменно здоровы оказались - ну, как это делается, известно; раны на шкурах прислуги имеют свойство удивительно быстро зарастать... Вообще удивляет количество беззаконий архиереев-малороссов, за которые и в те времена русский родом архиерей слетел бы с кафедры и сана лишился, а этим - что с гуся вода... На Вятке пошли в дело не токмо высокие каблуки владычних сапог, тут и колодки пригодились, и без смертной казни архиерейских врагов не обошлось (архимандрит Александр Корчемкин, настоятель Трифонова монастыря, был замучан в подвалах Тайной канцелярии в Петербурге)» .

Характерен тут случай из биографии Платона (Любарского), приведенный Лесковым: "Случилось однажды, что преосвященному Платону (в бытность его на Екатеринославской кафедре - Е.В.) в один день предстали: благочинный из Олешек с 12-летним сыном, да дьячок из села Романково с двумя сыновьями 9 и 8 лет. Фамилия дьячка была Неумытый. Владыка сделал честь благочинному и стал экзаменовать его сына. Первое испытание состояло в гласном чтении церковно-славянской псалтыри, но благочиннический 12-тилетний сын читал плохо... Архиерей взял из рук мальчика книгу и передал ее старшему дьячкову сыну. Тот зачитал бойко и внятно, без одной ошибки. Платон заставил читать младшего, 8-милетнего, - и тот прочел превосходно. Тогда преосвященный поднялся с места, схватил благочинного за бороду и за косы и оттаскал его жестоким обычаем при всех бывших здесь "просителях" и при прислуге. А бил преосв. Платон ужасно "могуче", потому что роста он был огромного и силы страшной. За свою лихую ухватку и скорость на руку пр. Платон получил от духовенства и мирян прозвище "Запорожец".

1981 год. Литургия. Канон. Вдруг архиеп. Питирим (Нечаев) замечает отсутствие о. Леонида Ролдугина.
- Где он?
- Владыка, он поехал в патриархию проповедь на проверку сдать.
Питирим, поглаживая обеима рукама свои роскошные усы, шипит: "Мерзавцы! Какие вы все мерзавцы!".
Поворачивается к народу, елейно глаголет "Мир всем". Разворачивается в алтарь и продолжает шипеть попам: "Мерзавцы!" .

Из недавних случаев можно вспомнить прилюдное обливание кипятком диакона магаданским еп. Иоанном, побои монахини елецким епископом Максимом, пинок от еп. Сергия Чашина старому священнику на патриаршем пасхальном крестном ходе...

Ощущение должности и полномочий дает право начальнику не скрывать и тени раздражения на своих подвластных. .. Лишь отставка врачует эту невоздержность и объедание собственными неконтролируемыми негативными эмоциями.




Мне известны два случая сопротивления:

Первый был с Гавриилом Стеблюченко и описан м. Тихоном Шевкуновым:

"однажды в храме какой-то священник затеял весьма дерзкую перепалку с Хаб 1994 года назначен епископом Благовещенским и Тындинским.
25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.аровским владыкой Гавриилом. Тот, по своему обычаю, грозно пресек его. В Печорах это было в порядке вещей. Но здесь батюшка пришел в ярость и с выражениями, далекими от церковнославянского языка, схватил один из богослужебных предметов, острое копие, — и пошел с ним на своего архиерея. Надо знать владыку Гавриила: он, как я представляю, хоть и был немало удивлен, но ничуть не испугался. За шиворот выволок дерзкого священника из храма и спустил его с лестницы.
Священник написал жалобу в Патриархию и даже обратился к светским властям. Снова была создана патриархийная судебная комиссия, но на этот раз все обернулось строгим церковным приговором. Владыка Гавриил был отстранен от управления кафедрой и запрещен в священнослужении на три года".
https://pravoslavie.ru/93486.html

Это было в 1991 году, в 1994 году Гавриил был прощен и назначен епископом Благовещенским. В 2003 году возведён в сан архиепископа.

Второй случай произошел с епископом Проклом: он нахамил своим иподиаконам, жестко нахамил, чуть не по матушке, типа, все на улицу, пошли вон. А они решили, раз так, раз терять нечего, взяли и посадили ему в митру клопов (вариант: красных муравьев). Клопы были сушеные, а на потном епископском черепе сопрели, отдышались и принялись кусать владыку. Ну там скандал с последствиями, но ребята оторвались по полной. https://m.facebook.com/story.php?s…


Рецензии