Часть 1

Эта история случилась в сентябре 1983 года.
В то время по всей огромной стране летом и осенью проходила "всесоюзная битва за урожай". А проще говоря студентов, работников заводов, фабрик и прочих учреждений, а порой даже школьников, отправляли в колхозы помогать "труженикам села" собирать то, что им удалось вырастить. А учитывая то - что в, то время я был еще не женат и не имел детей, то ни одна длительная поездка на "борьбу с урожаем" без меня не обходилась. К тому же работал я тогда в ОГТ (отдел главного технолога), а в колхозы отправляли в первую очередь ИТРовцев, которые непосредственно на производственный план не работали. Конечно, в колхозы ездили и рабочие из цехов основного производства, так как разнарядка спускалась на все подразделения завода. Каждому отделу или цеху давалась реальная цифра, а там уже начальники отделов и цехов решали кого посылать на сельхозработы. Причем никакие возражения по количеству сотрудников выделяемых в помощь советским колхозникам не принимались. Ведь предприятиям разнарядки приходили из горисполкома, а горисполкомы получали их от республиканского начальства.
Я уже две недели находился на работе после двадцатидневной поездки на Григориопольский консервный завод. Перерабатывать собранный урожай тоже помогали работники различных предприятий, включая научно-исследовательские институты и даже один раз с нами в колхоз ездили молодые актеры театра им. А. П. Чехова. Ну да я отвлекся.
Вот тут то и пришла новая разнарядка. Причем данная разнарядка предписывала привлечь на выполнение "продовольственной программы" рекордное количество сотрудников. Главный технолог собрал троих своих замов и начальников бюро отдела. После трехчасового заседания список был готов. Его нам и зачитали. В отделе оставляли только женщин имеющих детей и сотрудников, которые не могли ехать в колхоз по состоянию здоровья или по достижению преклонного возраста.
Точно такая же картина наблюдалась и во всех других подразделениях. Не "пощадили" даже тех, кто по графику должен был идти в отпуск.
Все отъезжающие на "битву за урожай" должны были собраться в 8 утра у проходной завода с вещами.
На следующее утро я с трудом смог подойти к проходной нашего завода. Казалось весь завод собрался на небольшой площадке перед одним из корпусов завода, в котором располагались службы снабжения, заводские столовые, отдел кадров, бюро пропусков и центральная проходная. Даже стоянка для личного автотранспорта была заполнена сотрудниками завода отбывающими на уборку урожая. Я разыскал родное ОГТ. Главный технолог лично отмечал в списке явку сотрудников "готовых к трудовым подвигам" на колхозных полях или виноградниках. Куда нас отправят мы тогда еще не знали.
В это время раздались звуки милицейской сирены, и на улицу где располагался наш завод въехала автомашина ГАИ с включенными сиреной и мигалкой. Вслед за этой машиной следовала целая колонна междугородних автобусов "Икарус". Автобусов было так много, что они заняли почти всю проезжую часть от поворота к нашему заводу до выезда на следующую улицу. Замыкала эту колонну еще одна машина ГАИ. Тут ко мне подошел начальник отдела кадров сказал, чтобы я шел к проходной завода. У проходной завода находились зам. директора завода по кадрам и режиму, секретарь парткома, секретарь комитета комсомола, председатель профсоюзного комитета и еще несколько заводских "шишек" рангом пониже. Зам. директора рассказал, что нас отправляют в колхозы на юге Молдавии, где в этом году выращен огромный урожай, но с уборкой колхозники категорически не справляются, потому то и было принято решение на уровне Совета министров МССР отправить туда "большой десант" работников промышленных предприятий дабы, как тогда говорилось "ни один колосок не остался на земле". А всем руководителям задействованных в десанте предприятий объявили, что они отвечают должностью и партийными билетами, если с руководимых ими предприятий в колхоз уедет меньшее чем в разнарядке количество работников. Поэтому проверку явки личного состава "трудового десанта" проводили лично начальники отделов и цехов. Затем зам. директора, кстати, очень толковый мужик Игорь Гаврилович Помельников, представил нам старшего отъезжающей группы от нашего завода. Им оказался начальник 9 цеха завода Максюта Юрий Шарифулович. Комиссаром назначили нормировщика из ОТиЗ, он был членом КПСС и состоял в какой-то комиссии при парткоме завода. Как его звали я не помню, да и сразу по приезду в колхоз у него появилось прозвище, так что по имени его никто и не называл, но об этом позже. А завхозом назначили меня. Приняли во внимание мой опыт поездок в различные колхозы старшим и комиссаром, а так же и то, что я не так давно был в составе комитета комсомола, до тех пор, пока год назад не выбыл из комсомола по возрасту. Один раз я уже ездил в колхоз завхозом и успешно с этой должностью справился. Все заводские "колхозники" всегда в срок были накормлены и проживали в более - менее комфортабельных условиях. Мне даже удалось, в одном колхозе организовать еженедельную баню по выходным, а пробыли мы в том колхозе месяца полтора. Смущало меня одно, тогда нас было 40 человек, а сейчас от нашего завода в колхоз ехало 120 человек.
Рядом с нашим заводом находился еще один завод, который назывался "СИГНАЛ". Это тоже было предприятие, основной продукцией которого были военные заказы. "СИГНАЛ" как и наш "СЧЕТМАШ" был "союзного подчинения", то есть напрямую подчинялся московскому начальству из министерства. Правда министерства у нас были разные. Возле проходной "СИГНАЛА" был такой же ажиотаж. "Десант" формировался и у соседей.
Нам показали 3 автобуса в которых должны были разместиться сотрудники нашего завода. Игорь Гаврилович представил нас отъезжающим сотрудникам как руководителей группы. Так как автобусов было три, мы решили, что в каждом автобусе поедет кто-то из нас, если перевести на армейский язык - старшим машины. О чем также было сообщено народу. Среди молодежи попавшей в "десант" было много ребят и девушек, с которыми мы уже бывали в колхозах. Естественно, что после объявления посадки, в "моем" автобусе разместились только знакомые мне ребята и их "протеже". Всем остальным я говорил, что места в этом автобусе уже заняты. Так что из 40 мест в автобусе 36 были заняты "своими" людьми. Правда нужно сказать, что четверо "чужих" оказались хорошими ребятами и быстренько влились в наш дружный коллектив.
После того как все расселись по автобусам, зам. директора со списками в руках обошел все машины дабы удостовериться, что никто из назначенных "бойцов за урожай" не саботировал это важнейшее мероприятие партии и правительства. Убедившись, что все на месте, Игорь Гаврилович от имени руководства завода пожелал нам счастливого пути и трудовых успехов на сельских полях. Затем, пообещав что в ближайшее время лично проверит условия нашего проживания и условия труда, сказал старшему ГАИшник у, что можно отправляться. "Трудовой десант" завода "СИГНАЛ" уже тоже сидел в автобусах и был готов к отправке. Старший ГАИшник сел в головную "Волгу" ГАИ, на ней и замыкающей автомашине вновь включились сирены с мигалками, после этого колонна тронулась в путь. Знаете какой вопрос мне задали первым через минуту после начала движения?
- А когда будет первая остановка для перекура?
Задал его высокий, крепко сложенный парень, которому на вид было года 22. Раньше этот парнишка со мной в колхозы не ездил. Единственное, что я о нем знал, это то, что было написано в списке. Звали парня Дмитрием и работал он в 21 цехе. А попал он в "мой" автобус вместе с теми ребятами из этого цеха, которые уже бывали со мной в колхозах. За обсуждением этого вопроса, ответ на который никто не знал, мы и не заметили как наша колонна выехала из города и остановилась на площадке возле стационарного поста ГАИ.
Попросив всех оставаться на своих местах, я вышел из автобуса и пошел к головной машине ГАИ, где уже собирались "старшие" из всех автобусов. ГАИшники объяснили, что должны подъехать еще автобусы с других предприятий. Пост ГАИ был выбран местом окончательного формирования колонны. Затем вся колонна в полном составе проследует в Вулканешты, город на юге Молдавии. А там нас уже распределят по колхозам района. Пока же можно было выйти из автобусов перекурить и по другим надобностям, но далеко не расходиться, так как отправление может быть объявлено в любую минуту.
Я вернулся к "своему" автобусу, какого же было мое удивление, когда я увидел Дмитрия, который выпрямившийся во весь свой почти двухметровый рост, загородил выход из автобуса и не давал особо нетерпеливым головам выйти из автобуса. При этом он не орал, не применял силу, а просто стоял в дверях автобуса и дружелюбно говорил:
- Ша, братцы. Таки не спешите жить. Сейчас придет наш старшенький и все пойдут делать свои естественные пись — пись.
Народ смеялся и из автобуса не выходил, хотя пассажиры остальных автобусов уже без спросу разбежались по близлежащим кустам.
Рассказав диспозицию и объяснив, что колонна ждать никого не будет, а отставшие будет добираться до места нашей дислокации своим ходом, я попросил Диму освободить двери.
В это время ко мне подошли несколько ребят и девушек с которыми мы побывали уже не в одном колхозе. Они предложили отметить начало нашего нового "колхоза". Конечно же я был не против, пара глотков хорошего молдавского вина еще никому не мешала, но я предложил ребятам позвать в компанию Дмитрия. Не знаю почему, но мне сразу понравился этот парень. Возражений не было, да и Дмитрий сразу согласился. Мы отошли в лесопосадку рядом с постом ГАИ. Там находилось еще несколько человек. На пеньке стояла парочка откупоренных бутылок вина и лежала незамысловатая закуска: хлеб, порезанная крупными кусками колбаса, помидоры, брынза и лук. Не было только стаканов. Мы конечно могли спокойно употребить вино прямо из горлышка, но, как говорится, с нами были дамы. И тут Дмитрий снова всех удивил. Он ловким движением вырезал сердцевину у болгарского перца, превратив перец в стакан. Девушки по очереди пили из этого стаканчика, ну а мы из горлышка, ведь все были не один день знакомы и не один литр вина вместе выпили. Кстати, Дима и тут не ударил в грязь лицом, "горнистом" он оказался хорошим.
Мы едва успели выпить все вино из открытых бутылок, как раздалась команда: "По машинам!" К месту сбора колонны подъехали остальные автобусы, пора была продолжать путь. Старшие заводских групп поговорили со старшим ГАИшником, затем наш старший рассказал нам, что до Вулканешт у колонны будет только две остановки, одна на посту ГАИ у въезда в Чимишлию, а вторая тоже на посту ГАИ, но на выезде из Комрата. Я проверил все ли пассажиры нашего автобуса заняли свои места, отставших не было. Через несколько минут наша колонна, которая состояла теперь из двенадцати автобусов и трех автомобилей ГАИ, продолжила движение.
По дороге никаких происшествий не случилось, на остановках никто не отстал и не потерялся. В нашем автобусе всю дорогу не смолкал смех, оказалось, что Дима знает анекдотов ничуть не меньше чем я. Вот эти анекдоты мы с ним и рассказывали развлекая попутчиков, время от времени выпивая по стаканчику вина.
Часа через четыре наша колонна прибыла на центральную площадь города Вулканешты где нас уже встречало местное начальство.
Юра Максюта попросил никого из автобусов не выходить, а сам поспешил к районному начальству, туда уже подошли старшие от других предприятий. После короткого совещания старшие поспешили к автобусам, а трое представителей районной администрации сели в автомобили ГАИ, как оказалось показывать дорогу. Колонна разделилась на три части. В нашей, кроме наших трех автобусов, остались еще три "сигналовских" и один автобус с работниками УПП "Культприбор". Не знаю куда поехали те две части нашей колонны, а мы проехали почти через весь город и остановились возле открытых ворот Вулканештского СПТУ.
Забрав свои вещи, мы вышли из автобусов и зашли в ворота училища. Прямо от ворот начиналась широкая, асфальтированная аллея. На территории располагались четыре двухэтажных корпуса, какие-то хоз постройки, гараж и еще один длинный одноэтажный корпус. Попросив никого не расходится, Максюта ушел на совещание, куда его пригласил прибывший на ГАИшной машине представитель местной администрации. Оказалось что он является директором этого СПТУ. Совещание прошло быстро. Оказалось, что двухэтажные корпуса это общежития, в которых жили учащиеся училища, а теперь предстояло жить нам. Одно общежитие отдавалось под жилье мужчинам нашего завода, второе мужчинам "Сигнала". В третьем общежитии поселили девушек с наших обоих заводов. А вот четвертое общежитие, которое кстати было раза в три меньше остальных, полностью отдали "Культприбору". Дело в том, что "Культприбор" являлся учебно — производственным предприятием Молдавского общества глухих и работали на нем люди с очень слабым слухом и полностью глухие.
Многие из них общались на жестовом языке при помощи рук и мимики. Естественно, что проживать и работать они должны были только все вместе.
Взяв свои вещи мы пошли в указанное общежитие селиться. Общежитие состояло из отдельных комнат, каждая комната была рассчитана на четверых человек. В комнате находились четыре кровати, четыре тумбочки, четыре стула и один стол в центре комнаты. Вполне приличные условия. А вот умывальника и туалета в общежитии не было в связи с отсутствием водопровода.
Я занял в комнате на первом этаже. Вместе со мной в комнате поселились двое парней из СКТБ нашего завода, которые уже не один раз были на сельхозработы вместе со мной. А четвертым я пригласил жить к нам в комнату Дмитрия, который за время дороги стал душой компании. Димка не задумываясь согласился. Так что компания в нашей комнате подобралась веселая и озорная.
Мы быстренько разложили по тумбочкам вещи и уже собирались идти смотреть кто проживает в соседних комнатах, как меня позвали на совещание. Оказывается прибыло руководство колхоза, в котором нам предстояло работать. Совещание проходило в столовой, которая находилась в длинном одноэтажном корпусе. Там же, как мы потом узнали, находился и актовый зал, где учащимся раз в неделю показывали кино, а по субботам устраивали танцы под магнитофон.
Мы зашли в столовую. Там за двумя сдвинутыми столами уже сидело несколько человек, а перед столами стояло несколько стульев.
За столом расположились руководители колхоза, представитель райкома партии и директор СПТУ. Стулья были предназначены для нас.
Там уже сидели, пришедшие раньше нас, представители "Сигнала" и "Культприбора". Мы расположились на свободных стульях.
Совещание открыл представитель райкома. Он, как говориться, начал нас "агитировать за советскую власть". Набор шаблонных фраз о важности убрать урожай без потерь. Об оказанном нам высоком доверии партии и правительства, которое мы должны оправдать ударным трудом и т.д. На второй минуте его выступления меня стало клонить в сон и я бы, наверное, заснул грохнувшись во сне со стула, но на мое счастье говорил партийный работник недолго. Затем слово взял председатель колхоза, он поведал нам, что их колхоз вырастил в этом году громадный урожай лука имеющего огромное значения для народного хозяйства. Мне сразу же захотелось встать и спросить, что имеет огромное значение для народного хозяйства — лук или выращенный урожай, но почему-то сдержался. А председатель продолжал. Он поведал нам, что на поля нас будут каждое утро отвозить на колхозных машинах, а вечером привозить обратно. Завтракать и ужинать мы будем в этой столовой, а обед будут привозить прямо на поле, для чего на время нашего здесь пребывания, за столовой будет закреплена грузовая автомашина из колхозного гаража. В прицепе, это была обычная практика во всех колхозах где я бывал до этого — обед в поле, а завтрак и ужин "дома". Только в одном колхозе мы обедали тоже в столовой, но там до виноградника где мы "ломали норму" было десять минут хода пешком.
Затем обсудили распорядок дня. В основном обсуждали время подъема, завтрака и отъезда на работу. Обсуждать, да и вводить обязательное время отбоя было бесполезно, его бы все равно никто не соблюдал. За все вопросы нашего быта, проживания и своевременного и качественного приготовления пищи отвечал лично директор училища. Тогда я с места задал вопрос о том, откуда будут поставляться продукты для организации нашего питания. Директор училища сказал, что в столовой имеется запас различных круп, макаронов и картошки. Остальное они получают согласно выделенных фондов на складах районного отдела торговли. По опыту я знал, что на одних этих фондах мы далеко не уедем. Поэтому сразу же попросил решить вопрос, чтобы на время нашей работы в колхозе мы получали мясо и овощи еще и с колхозных складов. После недолгого совещания с работником парткома директор колхоза пообещал, что с завтрашнего дня продукты будут.
Еще во время своего недолгого выступления, я обратил внимание на то, что мужчина сидящий впереди, спиной ко мне, как то суетливо заерзал на стуле. Его лица я видеть не мог, поэтому не предал этому значения. К тому же в это время ко мне наклонился Юра Максюта и сказал что я молодец, ему бы идея снабжения с колхозных складов в голову бы не пришла и видно не зря меня назначили завхозом.
Теперь подошло время нам познакомиться с "коллегами" с других заводов, ведь работать нам предстояло вместе. Первыми представились мы с Юрой и третьим представителем нашего завода. Затем назвали свои имена и должности — две симпатичные представительницы "Культприбора". Дошла очередь до представителей "Сигнала". Первым был мастер какого то цеха. Второго представителя я отлично знал, это был Юрик Сорбалэ, юморной парень, с которым мы познакомились в прошлом году, когда вместе выступали от нашего района на конкурсе комсомольских агитбригад и заняли там первое место. А затем отмечали эту победу прямо в кабинете у первого секретаря нашего райкома комсомола.
Подошла очередь третьего... Он встал, обернулся и в упор посмотрел на меня. И тут я понял, что с "Сигнала" знаю не только весельчака Юрку. На меня смотрел человек у которого мой друг увел жену и не без моего участия.
Дело было так. Я тогда работал мастером в первом цехе. А мастером другой смены был мой однокурсник, с которым мы вместе учились в техникуме, правда в параллельных группах. Тогда же в ОТК цеха пришла работать контролером молодая девушка, примерно одного с нами возраста. С первой же встречи между моим приятелем Фёдором и контролером Ларисой проскочила искорка.
Да и внешне они очень подходили друг другу. Оба красивые, высокие, и оба голубоглазые. Казалось бы живите, любите и радуйтесь... Но беда была в том, что Лариса была замужем. Ее муж был намного старше и к тому же очень ревнивый. Мужа Лариса не любила и замуж за него пошла от отчаяния. После окончания техникума она работала по распределению на какой-то колхозной МТС в забытом богом и начальством сибирском селе. А ее муж гостил у сослуживцев по армии и они его привезли в то село на охоту. Так получилось, что Лариса сразу ранила начинающего охотника прямо в сердце взглядом своих голубых глаз. Из отпуска в Кишинев он уже вернулся с молодой женой. Через год у них родилась дочка. До встречи с Федором Лариса была примерной женой и ни в чем таком, чтобы противоречило "моральному кодексу строителя коммунизма", замечена не была. Но как говорится "Сердцу не прикажешь". Не буду долго описывать, как и где встречались влюбленные, не об этом мой рассказ.
Через некоторое время ревнивый муж стал догадываться об измене молодой жены и решил проследить.
А тут как раз мои родители на месяц уехали в отпуск к друзьям. Что такое в то время для молодого человека "иметь свободную хату" я объяснять не буду. Каждый вечер, а по субботам и воскресеньям круглосуточно у меня гуляла компания друзей. Особо громко мы не шумели, поэтому у соседей претензий к нам не было. Заходили к нам "на огонек" и Федор с Ларисой. Лариса оказалась мастером на всякие небылицы, что бы только убежать из дома. Ее муж делал вид, что верит, а сам старался за ней проследить и однажды ему это удалось. Он проследил влюбленных прямо до дверей моей квартиры.
Был вечер субботнего дня. У меня собралась довольно большая компания. В комнате был притушен свет. Негромко играл магнитофон. Кто-то танцевал, кто-то выпивал за столом, а Федя с Ларисой целовались в углу на кресле. Я с другом Саней, который за маленький рост имел прозвище Фунтик, курили на балконе, когда раздался звонок в двери. Уменьшив почти до минимума громкость в магнитофоне, я пошел открывать двери. Фунтик пошел вместе со мной. Мы думали, что это пришел еще кто-нибудь из друзей, либо соседи все таки услышали музыку и пришли жаловаться.
Каково же было наше удивление, когда открыв двери мы увидели перед собой совершенно незнакомого мужика средних лет, который громко, так что его было слышно даже на первом этаже, требовал позвать его жену. Я попытался объяснить незнакомцу, что не знаком с его женой и попросил его говорить потише, чтобы он не привлекал внимание соседей и не будил их малолетних детей. Мои уговоры на незнакомца не подействовали. Он стал кричать еще громче. Тогда в дело вмешался Фунтик, который в таких ситуациях напрочь забывал о дипломатичности и своей врожденной еврейской деликатности. Глядя на мужика снизу в верх, Фунтик проговорил не предвещающим ничего хорошего голосом:
- Слышь ты, лось рогатый, если ты сейчас же не закроешь свое поддувало, то огребешь в лобешник и слетишь с лестницы с нарастающим ускорением. Тебе же русским языком объяснили, что мы твою жену не брали. Так что вали отсюда и не мешай приличным людям культурно отдыхать.
Но "рогатый лось" не отреагировал на предупреждение моего друга и стал орать еще громче, брызгая при этом во все стороны слюной и сильно покраснев. Не успел я открыть рот, чтобы еще раз, по хорошему, объяснить мужику всю беспочвенность его притязаний на неизвестную нам жену, как Фунтик засветил ему с правой по корпусу. Мужик пошатнулся и отлетел к стенке. В это время стали открываться соседские двери. Соседям тоже было интересно посмотреть на скандал который происходил на нашей лестничной площадке. Обманутый муж вновь подскочил к нам с Фунтиком и размахивая руками стал вопить, что он лично видел как его жена входила в двери моей квартиры.
Тут с четвертого этажа на один пролет лестницы спустился муж нашей соседки Сэм Беленький, который в это время курил на лестничной площадке и слышал весь скандал. Посмотрев на нас сверху, Сэм сказал:
- Витюша, зачем тебе этих глупостев? Отдай дядьке евонную тётку и пусть он с ней имеет цурес у себя дома, а не у нас в подъезде. А ты мужик когда будешь выходить из подъезда таки наклони голову пониже, а то еще рогами нам дверь разнесешь.
Кстати, Витюшей меня называл и до сих пор называет только Сэм
Я хотел объяснить, что никакой жены и в глаза не видел, но тут из квартиры вышла Лариса в сопровождении Федора. Посмотрев на беснующегося мужика, она сказала:
- Анатолий, что ты тут за скандал устроил? Иди домой, я скоро вернусь и мы обо всем поговорим.
Но не тут то было. Увидев Ларису рядом с Федором, мужик подскочил и громко завизжал. Такой визг я уже слышал один раз. Так визжали на ферме поросята, когда колхозный зоотехник их кастрировал. Никто не успел ничего понять, как мужик изо всех сил ударил Ларису кулаком в лицо. Лариса отлетела к двери моей квартиры и стала падать на спину, Федор еле успел ее подхватить. Из разбитого носа Ларисы обильно текла кровь. Оправившись от неожиданности, мы с Фунтиком быстренько скрутили не переставшего визжать мужика, а кто-то из соседей вызвал милицию. Милиция приехала на удивление быстро. Составив протокол и записав показания наши и соседей, Анатолия погрузили в милицейский "козлик" и отвезли в РОВД. Так как он не был пьян, а Лариса не стала "снимать побои" и писать заявление, он отделался всего лишь штрафом за дебош в общественном месте.
Через месяц Лариса и Анатолий развелись. Я выступал свидетелем на суде и рассказал о том как тот ударил Ларису. Суд развел их с первого раза, хоть Анатолий и просил дать им время на примирение. Федор к этому времени снял квартиру, куда к нему и переехала Лариса с дочкой. А еще через полгода они поженились. Анатолий после суда, стал во всем винить меня обещал страшно отомстить.
И вот теперь, в столовой сельского ПТУ, на меня смотрел и гаденько улыбался человек, в судьбе которого я невольно сыграл такую большую роль.
Но я себя виноватым не чувствовал. Лариса с Федей познакомились без моей помощи, а уж дальше как пошло, так и пошло. Нужно было думать на ком ты женишься, а не брать, даже толком не познакомившись, в жены девчонку которая по возрасту годится тебе в дочери.
Поэтому я спокойно посмотрел ему в глаза, ехидно улыбнулся и задал первый пришедший мне в голову вопрос:
- А у вас в команде сколько мужчин и сколько женщин? А может есть семейные пары? Мы бы им постарались выделить отдельные комнаты. Кстати, вы не с женой прибыли? - И улыбнулся еще гаже чем он.
Анатолий от моих слов сначала позеленел, затем стал красный как вареный рак. Если бы он мог, то испепелил бы меня взглядом, но даже забодать меня рогами, которыми его наградила Лариса. Он что-то нечленораздельное прошипел и отвернулся. Но я понял, что мне нужно держать ухо востро, какую нибудь подлость мне он обязательно постарается сделать. Драться со мной он конечно не решится, мы с ним были в разных весовых категориях. Да и свое физическое превосходство я Анатолию уже однажды продемонстрировал в подъезде своего дома, а вот как-нибудь меня подставить он постарается.
Но долго думать про этого рогоносца было некогда. Решались серьезные вопросы организации нашего труда в колхозе. Всего нас приехало 240 человек с обоих заводов и 40 человек с "Культприбора". Решено было, что эти 40 человек будут убирать лук на "маленьком" поле, а все остальные будут трудиться на "большом". Затем нужно разбить всех участников на звенья по 10 человек. Каждые четыре звена объединить в бригаду и назначить туда бригадира. Бригадиры сами лук не собирали, но должны были вести учет собранного бригадой и вечером докладывать старшему. Не буду перечислять, но обязанностей у бригадиров хватало. Оказалось, что на "Сигнале" назначили только старшего. Поэтому старшим всей группы был выбран Юра Максюта, Анатолий и женщина с "Культприбора" его заместителями, а я завхозом всей группы. Ответственности я не боялся, но сразу решил воспользоваться ситуацией. Обрисовав все трудности обеспечения такого количества людей своевременным питанием, условиями проживания и т.д. и т.п., а потребовал себе помощника. Мои доводы сочли разумными, да и в конце концов я, имел больший опыт работы с людьми в колхозах, чем Максюта, Анатолий и эта женщина из общества глухих вместе взятые, и на помощника сразу согласились. Но вот тут то Анатолий и решил устроить мне первую подлянку. Он заявил, что раз завхоз со "Счетмаша", то его помощник должен быть с "Сигнала". Наивный, я сразу понял, что тот хочет пристроить ко мне свои глаза и уши. Поэтому сразу наотрез отказался от человека которого не знаю, а значит не могу доверять. Вдруг он сопрёт на складе мешок картошки, обменяет его у местных жителей на ведро вина и устроит пьянку? Или еще хуже, выпьет это ведро сам и окочурится с перепоя? А у меня есть отличный парень, который уже не раз ездил в колхозы и которому я полностью доверяю. И эти мои доводы были приняты. Анатолий заскрипел зубами, но поделать ничего не смог. На этом совещание и закончилось. Мы с Максютой пошли к нам в общежитие, а комиссараиз ОТиЗ отправили в женское, чтобы он объявил девушкам с нашего завода, чтобы через 15 минут они все собрались на аллее перед столовой. То же самое мы объявили и ребятам из нашего общежития.
У нас получались три бригады. Я предложил сделать бригадиром одной бригады сотрудника ОТиЗ, раз уж его назначили одним из старших еще на заводе, а бригадирами двух остальных наших бригад назначить двух парней из нашей комнаты. Они ездили со мной в несколько колхозов и уже работали бригадирами. Возражений не последовало. Юра Максюта полностью мне доверял, как потом оказалось, в колхоз он поехал первый раз.
Через 15 минут мы все собрались на аллее. Юра по списку проверил наличие всех счетмашевских "колхозников". Все оказались на месте. Затем я объяснил нашу будущую структуру и представил бригадиров. Разбивать людей на звенья и назначать звеньевых мы пока сами не стали, а выделили народу час времени, чтобы они сами разбились по звеньям и выбрали звеньевых. У нас было только одно обязательное условие - чисто мужские звенья могут быть, чисто женские нет. Все дело в том, что полная сетка с луком весила более 10 килограммов, и девушкам таскать такие сетки было противопоказано. Ну а если через час, звенья не будут сформированы "на добровольной основе" мы включим административный ресурс - составим звенья и назначим звеньевых на свое усмотрение. После этого мы на час распустили людей. Через час звеньевые должны были принести нам списки звеньев. А тех, которые не смогли организоваться, ожидало новое построение для административного распределения. Отозвав в сторону Димку Крапивницкого, я сказал ему, что он назначен моим помощником и на поле "ломать норму" ему ездить не надо. А первым его заданием будет организовать сегодня вечером в нашей комнате сабантуйчик по поводу приезда в колхоз.
Через час списки звеньев были готовы. "Неохваченных" не оказалось. Осталось только объединить звенья в бригады.
Это мы поручили бригадирам. Ведь работать с этими людьми предстояло непосредственно им.
Приближалось время нашего первого ужина в этом колхозе. Я предложил Юре Максюте сходить на кухню, нужно было познакомиться с поварами и обсудить меню. Мы вошли в помещение столовой и прошли на кухню. Там во всю кипела работа и что-то в огромных кастрюлях на плите. Заведовал процессом приготовления пищи молодой человек по имени Володя. Высокий, черноволосый красавец, румын по национальности, как он нам сам заявил при знакомстве. Румыну Володе помогали миловидная девушка годов 24 и еще одна женщина средних лет. Володя был старшим поваром, а женщины простыми поварами. Вот такая кухонная иерархия. Мы познакомились. Миловидную повариху звали Мария, а женщина попросила звать ее просто тетей Пашей.
Больше в штатном расписании столовой никто не значился. Во время учебы каждый день назначали четырех дежурных по кухне из числа учащихся. Дежурные накрывали на столы перед завтраком, обедом и ужином. Убирали со столов и уносили использованную посуду на посудомойку сами учащиеся по окончанию приема пищи. А в обязанности дежурных входило мытье этой посуды. Ну и конечно же что-то поднять, принести, передвинуть, разгрузить было делом дежурных. Во время каникул столовая не работала. Нужно было срочно решать проблему с дежурными иначе мы могли оставить без ужина, а завтра вообще без питания весь наш отряд.
Я предложил Юре переговорить со своими заместителями и выделить сегодня на ужин и на весь день завтра по два человека от нашего завода и завод "Сигнал". А завтра решить эту проблему с руководителями района и колхоза. Тут в столовую как раз зашел Анатолий, его тоже интересовал вопрос ужина. Юра Максюта обрисовал ему ситуацию и наш вариант решения этой проблемы. Вариант Анатолия устроил, но он старался не упустить ни одной возможности устроить мне подлянку, поэтому предложил выделять по одному человеку от завода плюс я с помощником. Пока Юра Максюта обдумывал его дурацкое предложения, я просто взял и объяснил чем мне с Дмитрием придется заниматься. И я бы был не я, если бы в конце своего объяснения не добавил, что идея использования меня с помощником на посудомоечных работах могла прийти только в голову, на мозг которой давят какие-то ветвистые наросты на той голове. Злобно глянув на меня и буркнув что-то себе под нос, экс-муж Ларисы ушел назначать дежурных. Убедившись, что ужин будет приготовлен вовремя, мы с Юрой тоже пошли в общежитие. Собрав бригадиров и обрисовав им ситуацию, решили, чтобы никому не было обидно, мы выделим не двух, а трех дежурных, по одному из каждой бригады. Сказав, что буду ждать дежурных через 15 минут у входа в общежитие, я зашел в нашу комнату. Подготовка к вечеринке шла полным ходом. Димка умудрился найти еще несколько стульев, посуду и стаканы. На закуску было решено использовать продукты захваченные с собой из дома, а вот спиртное нужно было покупать. Оказалось, что мой новоиспеченный помощник уже успел пообщаться с местным населением и узнал четыре точки недалеко от училища где продавали домашнее вино по рублю за литр. Нужно было только решить вопрос финансирования и емкости для вина. Мы с ребятами быстренько скинулись и решили финансовую часть вопроса, а емкость можно было взять в столовой. Туда-то мы с Димой, дождавшись выделения дежурных и отправились через 15 минут.
В столовой нас уже ждали два дежурных от "Сигнала". Попросив повара Володю объяснить дежурным их обязанности, к исполнению которых они и приступили под его руководством. А мы с Димой рассказали о своей проблеме миловидной поварихе Марии. Та спросила сколько нам нужно литров вина. У нас было 20 рублей, это именно та сумма которая получилась в результате складчины. Мария взяла деньги и сказала, что бы мы больше ни о чем не беспокоились. Пошептавшись о чем то с Володей и попросив нас подождать немого, повариха сняла поварские колпак и халат, затем вышла из столовой. Вернулась она минут через 20 и позвала нас на улицу. У служебного входа в столовую стоял ослик, запряженный в небольшую тележку, а в тележке стояли две десятилитровые канистры. Мария сказала нам забирать канистры и насчет вина обращаться теперь только к ней. Затем села в тележку, что-то не по-русски крикнула ослику и то резво побежал к воротам СПТУ, таща за собой тележку с миловидной хозяйкой. Оказалось, что симпатичная повариха живет недалеко от училища и они с мужем тоже продают вино. Причем при первой же дегустации вино оказалось отличным. А ослики оказались довольно распространенным видом личного мелко гужевого транспорта в Вулканештах, а так же во всей Гагаузии. Но об этом немного позже.
Ужин прошел без эксцессов, недовольных и голодных не было. Оставив дежурных мыть посуду под руководством тети Паши, мы с Димкой и Юрой пошли в общежитие. Пригласив Юру к нам в гости, я пошел в комнату к знакомым ребятам, которых мы тоже решили пригласить на вечеринку, а Дима побежал в женское общежитие, приглашать знакомых девушек.
Вечеринка прошла весело. Мы все знали друг друга по предыдущим колхозам, а Димка очень быстро влился в наш коллектив. Он почему-то постоянно называл меня старшеньким. "Старшенький сказал, старшенький сделал"... После второго или третьего стакана я, как бы в отместку, стал называть его младшеньким. Так до сих пор мы друг друга и называем. А еще, я уже не помню, как и почему, но обращаясь к друг-другу по имени, я его зову Димачки, а он меня Витечки. На второй день у нас все чаще стали спрашивать, не братья ли мы? На что мы с Димачки, на полном серьезе отвечали, что таки да, мы два двоюродных брата близнеца.
Правда вечеринку чуть не испортил Юра Максюта. После нескольких стаканов вина он почувствовал себя великим гитаристом. В нашей комнате была гитара. Так как один из новоназначенных бригадиров хорошо играл на гитаре и отлично пел. Эта гитара также побывала с нами в нескольких колхозах. Но с первых же аккордов, которые попытался взять на гитаре Юрий Шарифулович, стало понятно, что ни музыкального слуха, ни голоса у нашего старшего нет. К тому же в его репертуар входили только песни Высоцкого. Послушав несколько минут не музыкальные завывания нашего руководителя, Женя, так звали нашего гитариста, забрал у последнего свой инструмент. Юра хотел обидеться, но стакан вина быстренько примирил его с действительностью.
Вот так прошел наш первый день в колхозе.

PS. Вот от этой проходной нашего завода начинались все мои поездки в колхоз.


Рецензии