Узники острова Свободы - 4

       Предыдущая глава здесь:http://proza.ru/2021/11/18/972

       Так вот, дорогие читатели, уверена, что вы не запомнили, сколько долларов в месяц получала моя семья, напомню – шестьдесят четыре! Как оказалось, это не только мало, но катастрофически мало! Если учесть, что и воду надо было покупать, и многие продукты в Дипломеркадо на валюту, то я быстро сообразила, что родное государство отправило нас на Кубу на хозрасчётное выживание! Совсем скоро поняла, что не только нас, а всех советиков такое жалкое обеспечение из СССР просто вынуждало заниматься примитивной спекуляцией! Кубинки, которые появились на пороге нашей квартиры, буквально в первый день, едва мы успели въехать, жалкое отражение всей этой безобразной системы!

        Если семьи из ГКЭС могли приобретать в своём магазине довольно большое количество продуктов и различных предметов парфюмерии, а излишки легко сбывать кубинцам, получая прибыль в виде песо, то работникам славного Торгпредства, увы, продавать, было нечего!  Одна из моих соседок по этажу, с которой мы близко сошлись на теме кулинарии, назову её Полиной Ивановной, начала осторожно вводить меня в курс дела. Она вполне прозрачно намекнула, что я могла бы покупать продукты на песо в кубинских tiendas de comestibles (продуктовых магазинах).  Но я никак не могла понять выгоды, ведь песо мы тоже старались экономить, в надежде, вернувшись в Союз на заработанные чеки приобрести кооперативную квартиру. На Родине наша семья жила в полуподвале частного дома, купленного на свои и моей мамы деньги, с плесенью на стенах, отоплением углем и холодной водой без ванны.

         Тогда Полина меня совсем огорошила, заявив, что я могу на свои доллары купить в валютном магазине, например, футболки, продать их кубинкам, а песо поменять вновь на доллары по существующему здесь подпольному курсу!

- Это очень выгодно, убеждала она меня, без этого не проживёшь!

         Дело в том, что в кубинских магазинах в продаже была одежда в основном серого невзрачного цвета и примитивного покроя, а яркая и модная,  продавалась исключительно на доллары для иностранцев. Вполне понятно, что кубинцы хотели одеваться современно и стильно, поэтому и возник механизм спекуляции!
      
        Я крепко задумалась. Прошел всего месяц, как мы приехали на Кубу и жили честно на зарплату. Видела, конечно, как снуют кубинки по дому с утра до вечера, и ко мне не раз стучались в дверь, но я им не открывала.

- Это же очень опасно! Валютные операции! Полицейские могут вычислить! Фламастер целыми днями на посту, медленно начала возражать я, но Полина Ивановна не дала мне договорить:

- Если не наглеть и соблюдать осторожность и меру, иметь дело только с хорошо знакомыми людьми, то ничего плохого ни с кем не случится!
 
- Попробуй, сходи в кубинский продовольственный магазин и купи продукты, выставленные для свободной продажи, и поймёшь разницу в ценах! Она напористо продолжала убеждать меня в явной выгоде покупок не на валюту, а на песо.

         И я отправилась в маленький магазинчик, что находился совсем рядом с нашим домом. Ничего заслуживающего внимания я там не обнаружила, почти всё продавалось по тархете для кубинцев! Чтобы не уходить с пустыми руками, решила купить килограммовый пакетик риса, довольно сорного и на вид неприглядного серого цвета, но зато несоизмеримо дешёвого по сравнению с тем, белым и чистым, что я брала в Дипломеркадо!  Мой словарный запас в тот момент позволил мне лишь сказать продавцу, что я хочу купить рис, именно этот и показала на пакет. Она очень изумилась моей просьбе и начала быстро сыпать словами, из которых я поняла, что это плохой рис, и мне лучше покупать товары хорошего качества в своём магазине для дипломатов! Я сопротивлялась и настаивала, что мне нужен такой рис, а не другой!  Сказать ей, что покупаю негодный товар в целях экономии долларов, я не могла, тем более что на Кубе доллар для своих граждан был под запретом!  В конце концов, она пожала плечами и продала мне его.

          Обливаясь холодным потом от неприятного разговора с продавцом в магазине, вернулась домой. Надо было принимать решение: продолжать спокойную жизнь, не вступая на скользкий путь нарушения закона или вливаться в стройные ряды валютных махинаторов! С тоской поглядела на полупустую бутыль с водой, которую всего лишь вчера привезли из Дипломеркадо, но вода шла ходом: несусветная, почти сорокаградусная жара вызывала жажду! Пить хотелось постоянно!  «Да тут на одной воде разоришься!» - грустно подумала я.

           Чуть прохладнее становилось ночью и только на улице, а в квартирах круглые сутки царила духота! Спасал вентилятор и единственный кондиционер, который был установлен в нашей спальне. Однажды после полуночи вышла на балкон и увидела мужчину, завёрнутого в белую простынку: словно привидение, он сидел во дворе на бетонной скамейке и дышал свежим воздухом! К сожалению, кондиционеры имелись далеко не у всех!

            В одну из суббот я оставила мужа с детьми, а сама отправилась с Полиной на такси за покупкой товара для последующей перепродажи. Она советовала мне, какие футболки надо брать и по какой цене! Оказалось, что пользовались спросом яркие майки и футболки с аляповатым рисунком и не дороже трёх долларов!  Под видом приобретения подарков для родственников советские женщины сгребали в одни руки по десятку, а то и больше трикотажных футболок, упакованных в целлофан, быстро продвигались на кассу, расплачивались и выходили из магазина. Продавцы едва успевали пополнять запасы товара!

             Я отважилась взять пять маек одинаковой расцветки, но разных размеров и с чувством громадного облегчения почти выбежала на улицу, утешая себя мыслью, что если не получится их продать, то обязательно кому-нибудь из деревенской родни просто подарю эту безвкусицу! Надо сказать, что на родине мы жили в суровой действительности дефицита буквально на всё! Носили одежду, в основном неброских цветов и скромных фасонов, поэтому разодетые как попугаи кубинки, поначалу меня изумляли! Со временем, пообтесавшись и пожив рядом с ними, я также стала носить пёстрые и декольтированные кофточки и  по внешнему виду ничем от них не отличалась.

              Сбыть товар мне помогла всё та же соседка Полина. Она привела ко мне в квартиру двух кубинок европейской внешности, представила их: Эльза и Люрдес. Они забрали все футболки, расплатились и сказали, что снова придут через неделю! Моё сотрудничество с ними продолжалось около  трёх лет нашего пребывания на Кубе, более того, мы даже подружились.

               Эльза - молодая кубиночка, примерно моего возраста, жила в центре старой Гаваны. Она рассказала мне, что её муж пять лет назад успешно эмигрировал в Америку на лодке через Флоридский пролив, преодолев расстояние около ста восьмидесяти километров! Он иногда пересылал ей окольными путями немного долларов. Несмотря на это, у Эльзы имелся близкий друг Марио. Она гордилась тем, что у того есть собственный автомобиль! Однажды, когда полиция особенно тщательно следила за нашим районом и проверяла документы у всех, приходящих в наш блок «Е», Эльза убедила меня в целях безопасности встретиться на Малеконе.
 
- Я приеду с Марио на машине и, медленно проезжая мимо тебя, якобы прогуливающейся по набережной, заберу пакет с товаром, а деньги привезу через неделю, когда полицейский рейд будет завершён.

                Мы договорились встретиться с ней в ближайшее воскресенье в пять часов вечера. Конечно, Эльзе я доверяла на сто процентов!  К назначенному времени муж подвёз меня к Малекону, высадил и уехал от греха подальше. Я начала фланировать на том отрезке набережной, где никого не было.  В руке держала небольшой пакет с футболками и проклинала себя за безумный поступок:

- Нет оправдания моей глупости!  Для чего пошла на такой риск?  Можно было просто какое-то время обойтись без торговли, мысленно осуждала я себя!

                Неожиданно, пусть в не идеальной, но всё-таки тишине, раздался оглушительный треск!  Шум исходил от проезжающей мимо маленькой доисторической машинки, по виду смутно напоминающей наш отечественный «Запорожец!»

- Видно, без глушителя, подумала я и улыбнулась:
- Ох, и бесшабашные же люди, эти кубаши!

В следующее мгновение улыбка сползла с моего лица, и меня охватил страх всю с головы до пят!  Дело в том, что в открытом окне этого автомобильного шедевра я увидела Эльзу!  Она махала мне рукой, отчаянно призывая подойти поближе!
- Вот это конспирация! - подумала я.
Продолжение здесь:http://proza.ru/2021/12/09/415

Фото набережной Малекон в Гаване взято из открытого доступа интернета.


Рецензии
Добрый вечер, Лидия! Очень интересная глава. Вот уж не думала, что и в заграничной командировке нашим гражданам приходилось идти на всякого рода уловки, чтобы элементарно выжить! Удивили. Чего только не бывает в этой жизни.
Спасибо, Лидочка. С теплом,

Мила Стояновская   17.07.2023 20:24     Заявить о нарушении
Мила, спасибо вам за сочувствие! Вы всё правильно поняли! Действительно: "Чего только не бывает в этой жизни". Благодарю вас за содержательный отзыв на рассказ «Узники острова Свободы - 4». С уважением и теплом,

Лидия Сидорова   17.07.2023 20:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.