Синяя шкатулка 34

- О чём же желает поговорить, миссис Аткинс, урождённая Шарлотта Уолпол? - спросила Катрин у высокой, рыжеволосой англичанки.

- Откуда вы это знаете? - англичанка явно занервничала.

Виконтесса проигнорировала её вопрс.

- Я вышла замуж за Эдуарда Аткинса лишь по настоянию своей семьи.

- Однако, вы охотно тратите его деньги, устраивая заговоры во Франции.

Кстати, для актрисы, выступающей на сцене лондонского театра «Дрюли Лейн» эта весьма удачная партия.

- Вы и об этом знаете! Но откуда такая информация? Я уверена, что не встречала вас прежде.

- Зато я видела вас в окружении Марии-Антуанетты незадолго до революции. Потом встретила в компании одного своего знакомого — Луи де Фротте.

- С кем это он? - поинтересовалась я у подруги, с которой прогуливалась по Булонскому лесу(Катрин не стала пояснять, что той была несчастная Теруань де Мерикур).

Она признала в вас актрису. И этим летом я вновь встретила вас в Париже.

- Нигде не скрыться от вездесущных глаз! - притворно вздохнула бывшая театральная актриса.

- Всё так, в юности я увлекалась театром. Принадлежность к славному роду не гарантирует богатство. Несмотря на родство с премьером-министром сэром Робертом Уолполом, мои родители не были богаты.

Услышав про происхождение Шарлотты Аткинс, Катрин с трудом сдержала улыбку. Впрочем, её не интересовало — правда это, или нет.

Между тем англичанка с упоением продолжала говорить.

- Я люблю Францию. И по повелению сердца приехала в вашу прекрасную страну. Версальский двор очаровал меня с первого взгляда. Я поняла, что хочу жить и умереть во Франции.

- Ваше желание могло легко исполниться, коли вас схватили бы после неудачной попытки спасти Марию-Антуанетту.

- Увы, план потерпел неудачу, из-за нерешительности одного из участников. Но я предприняла ещё одну попытку. Когда королеву перевели в тюрьму Консьержери, то, подкупив одного из чиновников Коммуны, я попала в камеру королевы и предложила ей обменяться платьем и бежать. Увы, это достойнейшая женщина отказалась.

- Отважный поступок! - Катрин впервые заинтересованно посмотрела на Аткинс. - Однако, с бароном де Батц вас связывало не только спасение королевы… Вполне резонно предположить, что именно вы передавали ему деньги из Англии.

- Вы и об этом знаете. Барон предупреждал о вашем уме. Тогда без труда поймёте, для чего предназначены были эти деньги.

- Не такая сложная задача. Когда королеву казнили, то английское золото потекло, чтобы скомпрометировать видных членов республиканского правительства.

- Всё так и есть! - с жаром воскликнула мадам Аткинс. - В апреле я прибыла в Париж и передала барону Батцу несколько миллионов ливров. Барон обитал в здании на окраине Парижа.

- Это здание — Эрмитаж де Шарон, - подсказала Катрин.- Не удивляйтесь моей осведомлённости. Мы с Батцем старые знакомые и в какой-то степени коммерческие соперники.

- Так вот кто сорвал ему ряд удачных сделок. Почему вы так его не любите? - Шарлотта Аткинск широко распахнула голубые глаза и уставилась на виконтессу де Сен-Совер.

- Ничего личного. Просто с предубеждением отношусь к тем, для кого нажива превыше всего.

- Но Батцем, кроме наживы двигала ещё и месть, - возразила Аткинс. - Революция перечеркнула его честолюбивые замыслы. Поэтому он охотно согласился отомстить тем, из-за которых потерял политическую карьеру. При Людовике он рассчитывал стать министром финансов.

- Чтобы брать займы и играть на бирже. И к чему бы это привело? Возможно, к его личному обогащению и ряда чиновников, а народ так бы и прозябал в нищете.

- Всегда кто-то несёт потери, - равнодушно пожала плечами Шарлотта.

- Но вернёмся к нынешним событиям. Сейчас, когда запущенный маховик уже не остановить, я могу рассказать, что сделал Батц с моей помощью.

Даже играя в шпионские игры(с вами я предельно откровенна, виконтесса), я была поражена, попав в Эрмитаж де Шарон, где находился штаб-квартира заговорщиков. Сам дом с его многочисленными потайными комнатами и тёмными закоулками, скрытыми дверями, с люками, подвалами, из которых целый лабиринт проходов вёл на другие улицы Парижа. Там я познакомилась с шевалье де Ружвилем, которому отводилась основная роль в спасении королевы.

Он не сумел ей помочь. Ему пришлось спасаться бегством. А барон остался, чтобы довести второе дело до конца и тем самым отомстить республиканцам. Шабо и другие заглотили наживку. Но они не подозревали, что Батц готов пожертвовать деньгами ради того, чтобы отомстить. План был хорош. Батц так напугал Шабо шантажом, что тот, как мы и предвидели, бросился к Робеспьеру и сообщил ему о происках Батца, который подкупил нескольких якобинцев во главе с Эбером. Глупец! Своим разоблачением он погубил себя и других. Теперь они все под стражей. Скоро их головы полетят в корзину.

«Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Это из драмы Шиллера 1783 года...

- «Заговор Фиеско в Генуе», - закончила за неё Катрин. Ей окончательна стала ясна вся подоплёка дела. И на все эти подставы смотрела, как на низость. Она даже немного отстранилась от Аткинс, испытывая отвращение. Впрочем лицо виконтессы не выражало её истинных чувств.

Между тем, Шарлотта Аткинс раскрывала всё новые подробности интриги.

- Эбер в своей газетёнке «Пер Дюшен» и во время выступления в Якобинском клубе отверг утверждения Шабо, вот только допустил роковую ошибку, не потребовав их расследования, к тому же всячески избегал разговоров о заговоре Батца. И тут случилось то, что даже мы не ожидали - обвинения Шабо подхватил Камилл Демулен, напечатав их. Это так задело Эбера, что он написал в газете ему ответ: «Ты простёр свое злодейство до того, что обвиняешь меня в связи с некоей старой греховодницей Рошшуар, которая была подослана ко мне интриганами, подобными тебе, чтобы подкупить меня, и которую я прогонял несколько раз».

Этим он признавал, что встречался с ней, что вполне достаточно, чтобы состоялось его личное знакомство с гильотиной.

-Зачем вы это всё рассказываете мне? - холодно спросила Катрин, которую уже утомил разговор с экзальтированной англичанкой.

- Мы собираемся предложить вам занять место де Батца. Когда он раскрыт, надобность в нём отпала. А вы, ко всему прочему, близкая подруга Сен-Жюста. Да, чтобы победить врага, надо узнать его слабости. Мы следили за лидерами якобинцев. Слабость Робеспьера — страх покушения на его жизнь. По его приказу арестовали одну женщину, которая подошла к нему. Когда ту обыскали, то в её сумочке наши ножницы и пилочки для ногтей, которые в глазах «Неподкупного» превратились в орудия убийства.

А слабость Сен-Жюста - это вы, виконтесса.

При имени Леона-Флореля сердце Катрин болезненно сжалось, но она ничем выдала собственного смятения.

- Значит, это вы науськали Огюста де Талейрана на меня.

- Планировалось, что приду после вашего разоблачения перед собравшимися там аристократами.

Однако вы сумели вырваться оттуда раньше, чем я приехала.

- Вы хотите, чтобы я работала на вас?

- Именно так. Жозеф де Пюизе — один из лидеров эмигрантов и Луи де Фротте будут помогать вам. Если вы согласны быть с нами заодно в борьбе за восстановление монархии во Франции, то приглашаю вас в своё поместье Кеттерингем, где мы обсудим все детали нашего общего дела.

- А если я откажусь, то вы предадите огласке мою связь с Сен-Жюстом.

- Приятно иметь дело с умным человеком.

- К сожалению, не могу этого сказать про вас. Вы слишком наивны, если думаете меня этим шантажировать. Не подкреплённые доказательствами слухи так и останутся лишь слухами. И поверьте, я не собираюсь тратить собственные средства, как вы, дополнительно к тем, что скрипя от натуги выделяет британское правительство на всяких болтунов, интриганов и вымогателей. Предоставьте истории идти своим чередом.

- После того, что я рассказала, вы не имеете морального права отказываться!

- Вас за язык никто не тянул. А что делать мне — решаю я сама. Ваше мнение меня не волнует. Никакой тайны вы не выдали. То, что в Париже действуют роялистские группы, так республиканцам сей факт известен. Далее, вы сами сказали, что подставленные под удар члены Конвента фактически обречены. И явись я с голословным обвинением, что это разработанная операция английской разведки, то моё заявлениев их судьбе ничего не изменит.

Тем более, что я не собираюсь в ближайшее время возвращаться во Францию.

Багодарю за приятную беседу миссис Аткинс.

Той лишь уныло оставалось глядеть в спину удалявшейся от неё Катрин.

Вербовка сорвалась.

Вскоре, распрощавшись с крёстной, виконтесса отплыла на яхте в Петербург. Её давно манил к себе этот город и сама страна.


Рецензии
Ну и Катрин.... Приятно иметь дело с мудрой женщиной. И читать о них тоже. а пишет то не менее мудрая Света))) Супер. Кстати Алёшка так и не смог найти чемпионат по гандболу. Чему и сам очень удивился. У него очень много возможностей по телевизору. Но самое интересное даже ваши новости мне не написали о мачте. Может ты напишешь.

Алла Мындреску2   06.12.2021 16:45     Заявить о нарушении
Отправила тебе сообщение.

Светлана Енгалычева 2   06.12.2021 17:22   Заявить о нарушении