Культура в СССР. Гл 17. Книга Цивилизация будущего

Советский театр

Многонациональный советский театр, возникший после Великой Октябрьской социалистической революции, сталь новым явлением в истории мирового  театрального искусства.

Развиваясь на основе социалистического реализма, он впитал в себя всё то передовое, что было в дореволюционном реалистическом театре. Утверждая и пропагандируя идеи коммунистического созидания, он стал выразителем чаяний многонационального  советского народа.

Декретом СНК от 22 ноября 1917 года все театры страны были переданы в ведение Отдела искусств Госкомиссии по просвещению. Поддержка большевиками нового революционного искусства, наполнило работу советского театра социалистическим содержанием.

В столице, наряду с существующим Малым театром и Московским художественным театром, в первые годы Советской власти были созданы Театр им. Вахтангова, Театр им. Маяковского, Театр им. Моссовета и др.

Возникли театры для детей: Детский театр Моссовета (1921 г.), Московский театр для детей (1922 г.), Театр юных зрителей в Петрограде (1923 г.).

Появились новые театры на Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, Татарстане и др. республиках.

В спектаклях советских театров утверждалась героическая тема народа, творящего революцию и новую жизнь. Наиболее ярким воплощением идеи агитационно-политического театра  стал театр РСФСР  Первый. Его основал в1920 году в Москве В. Э. Мейерхольд. Он поставил на сцене этого театра такие авангардные пьесы, как «Зори» Э. Верхарда (1920 г.), «Мистерия – буфф» В. Маяковского (1921 г.) и др.

Большое влияние на развитие советского театра оказал М. Горький, которому принадлежала идея создания большого драматического театра в Петрограде. Кроме того он стоял у истоков организации театральных представлений на самые различные темы по истории мировой культуры.

В 1920 – 1930 годы сеть театров  значительно расширяется по всей стране.

В начале 1930 годов появляются театры для сельского зрителя. 

В этот же период организуются театры для Красной Армии.

Начинают появляться театры кукол.

Высокая культура советских театров напрямую связана с достижениями режиссёрского искусства. Оно определялось принципами К. С. Станиславского и В. В. Немировича-Данченко, которые были направлены на раскрытие «жизни человеческого духа», как основы сценического образа.

В 1939 – 1940 годах количество театров в СССР увеличилось. К ним присоединились театральные коллективы Западной Украины, Западной Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии.

В годы Великой Отечественной войны деятели театра приняли активное участие в борьбе советского народа с фашистским нашествием.

В послевоенные годы советский театр продолжил работу над спектаклями, отражавшими роль и борьбу народов  СССР. Героические образы патриотов-участников ВОВ, отразились в постановках на сценах театров «Молодой гвардии» А. А. Фадеева (1947 г.), «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва (1947 г.), «Макар Дуброва» А. Е. Корнейчука (1948 г.) и др.

Театры ставили также исторические и историко-революционные пьесы «Ярослав Мудрый» И. А. Кочерги (1947 г.), «Утро Востока» Э. Мамедханлы (1947 г.) и др.

Главным направлением советского театра  в 1950 – 1960 годы стало воплощение тем, утверждающих высокие морально-этические нормы:  «Иркутская история» А. А. Арбузов (1959 г.), «В добрый час!» (1954) и «В день свадьбы» (1964) В. С. Розова.

Мировым признанием начинает пользоваться система К. С. Станиславского, которая определяла принципы создания спектакля и методы работы актёров над ролью. Таким образом, советский театр оказывал огромное влияние на театральную культуру всего мира.

В советском театре, чуждом национальной ограниченности, постоянно расширялся обмен творческим опытом, и использовались лучшие образцы драматургии братских народов. На сценах русских театров успешно шли пьесы украинских, армянских, грузинских, латвийских, эстонских авторов, и авторов из других братских республик.

В репертуаре советских театров значительное место занимала современная зарубежная прогрессивная драматургия. Это пьесы Б. Брехта, Э. Де  Филиппо, А. Миллера и др. авторов…

К сожалению, распад СССР прервал поступательное прогрессивное развитие советского театра. Его попросту не стало…
Театр творил не для награды,
Репертуар эпохой мерил,
В нём так работать было надо,
К. Станиславский чтоб поверил!



Советский кинематограф

Сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции Советское правительство поставило задачу расширения социальных функций кино: оно должно знать не просто развлечением, но и средством воспитания широких народных масс, путём  пропаганды новых социалистических идей. В. И. Ленин подчеркнул особую воспитательную роль кинематографа, утверждая, что  «…из всех искусств  для нас важнейшим является кино».

В августе 1919 года СНК был издан Декрет о национализации кинематографической и фотографической промышленности. В октябре 1919 года в Москве начал работать Московский институт кинематографии (ВГИК).

В 1920 годы, сразу после Гражданской войны, начало восстанавливаться производство кинофильмов. И развивалось оно стремительно.

В 1925 году вышел на экраны страны знаменитый фильм С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», который даже буржуазной Американской академией киноискусства был признан лучшим фильмом года.

5  октября 1929 года в Ленинграде был открыт первый в СССР кинотеатр звукового кино. Там демонстрировались киножурналы: «Социалистическая деревня», «Советское искусство», «Наука и техника», «Пионерия» и другие.

В 1931 году  был снят первый звуковой полнометражный фильм «Путёвка в жизнь». Он поднимал проблему беспризорности и воспитания нового человека трудом. В этот же период был снят целый ряд фильмов о героях Гражданской войны, ударниках индустриализации и тружениках села. Потом вышли замечательные фильмы «Весёлые ребята» (1934), «Чапаев» (1934), «Александр Невский» (1938), «Трактористы» (1939) и др.

В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось партией как мощное средство для патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа и уверенности его в неизбежной победе над врагом.

За годы войны был создан ряд документальных фильмов, повествующих о наиболее важных сражениях и эпизодах войны. Это  «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), «Сталинград» (1943), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945), «Разгром Японии» (1945) и  др.  фильмы. 

Их художественных фильмов следует выделить: «Секретарь райкома» (1942).  Фильм повествует о борьбе партизан с оккупантами; «Она защищает Родину» (1943). Главная героиня фильма мстит врагам за свою разрушенную жизнь; «Радуга» (1943). В фильме раскрыт героический  образ женщины-партизанки; «Два бойца» (1944). Фильм посвящён фронтовой дружбе.  И др. ленты.

По одноимённому роману А. Фадеева, С. Герасимов в 1948 году снял фильм «Молодая гвардия». Этот фильм повествует о героической борьбе с врагом комсомольцев-подпольщиков Краснодона.

Из фильмов о Великой Отечественной войне, снятых уже после её окончания, можно выделить следующие талантливые работы: «Подвиг разведчика» (1947), «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Третий удар» (1949), «Встреча на Эльбе» (1949), «Смелые люди» (1950), « Секретная миссия» (1950) и др.

Значительное место в советском кинематографе занимали фильмы о выдающихся личностях прошлого: «Адмирал Нахимов» (1946), «Мичурин» (1948), «Академик Иван Павлов» (1949), «Мусоргский» (1950), «Тарас Шевченко» (1951) и др.

Не менее актуальными и востребованными были фильмы и о современниках: «Сельская учительница» (1947), «Сказание о земле Сибирской» (1948), «Кубанские казаки» (1950), «Сельский врач» (1951) и многие другие фильмы.

Достижения кино этого периода многократно отмечались на различных международных кинофестивалях.

В 1950 годы  в советском кинематографе, по-прежнему, уделяется много внимания историко-революционной тематике. В центре внимания мастеров кино стоит молодёжь, которая борется за советскую власть. Это отражено в фильмах  «Школа мужества» (1954), «Они были первыми» (1956), «Павел Корчагин» (1956), «Коммунист» (1958) и др.

В фильмах этого периода времени выступают представители простого народа, честные, порядочные и мужественные люди: «Бессмертный гарнизон» (1956), «Дом, в котором я живу» (1957), «Летят журавли» (1957), «Баллада о солдате» (1959) и др.

Советский кинематограф  1960 годов добился новых творческих достижений. Это было время надежд и творческих свершений в  различных областях жизни великой страны: в науке, в технике, в промышленности и сельском хозяйстве. Было провозглашено, что «нынешнее поколение людей будет жить при коммунизме!».

Предметом исследования кинематографистов в эти годы становится современник, его мировоззрение, отношение к жизни, к людям, к нравственным проблемам своего времени. Означенные проблемы нашли свое отражение в фильмах «Девять дней одного года» (1962), «Коллеги» (1962), «Путь к причалу» (1962), «Мне двадцать лет» (1964), «Иду на грозу» (1965), «Июльский дождь» (1966), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Доживём до понедельника» (1969), и др.

Кроме того, в произведениях советских кинематографов, по-прежнему, продолжала звучать тема прошедшей войны. На экраны страны вышли фильмы «Чистое небо» (1961), «Иваново детство» (1962), «Живые и мёртвые» (1963), «Тишина» (1964), «Отец солдата» (1965), «Никто не хотел умирать» (1965) и др.

К замечательным фильмам, появившимся в 1970 годы, можно отнести следующие: «У озера» (1970), «А зори здесь тихие» (1972), «Горячий снег» (1972), «Любить человека» (1973), «Дочки-матери» (1975) и др. Во всех этих фильмах чувствуется стремление приблизить героев к реальной жизни молодых современников.

Во второй половине 1980 – начале 1990 годов в советском кинематографе наступают резкие перемены. Крупные киностудии, из-за недофинансирования, оказываются в тяжёлом положении. Провозглашение «демократических» свобод и отмена всякой цензуры сняли все барьеры для проникновения на российский рынок зарубежной кинопродукции.

С одной стороны, у россиян появилась возможность познакомиться с выдающимися зарубежными кинопроизведениями, но, с другой стороны, на российский экран, грязным потоком, хлынули фильмы очень низкого качества: примитивные боевики, эротические и порнографические фильмы.

Приток «забугорной» кинопродукции нанёс сильнейший удар по киноиндустрии отечественной. Да и российские фильмы, лишённые  глубокой идеи и гуманных начал, стали мало чем отличатся от зарубежных поделок…

Советское кино, по праву, может считаться одной из главных культурных ценностей нашей страны. В современном обществе (30 лет спустя после распада СССР) весьма популярно мнение о том, что «раньше умели снимать кино, не то, что сейчас…» Всё правильно. Тогда была великая идея, великая цель и великое будущее. Сейчас всего этого нет. Прекрасные идеалы заместила жадная и циничная мамона…

Пришло советское кино,
Чтобы эпохе дать ответы,
Оно с собою принесло
Огромный мир добра света!



Советская литература

Советский период истории страны дал отечеству целый ряд выдающихся и разножанровых  писателей и поэтов.

Уже  на заре Советской власти  В. И. Ленин определил роль искусства в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно массам и любимо ими».

Советские писатели и поэты призваны были воспитывать народ своими произведениями в духе беззаветной преданности делу революции и ненависти к старому миру насилия и рабства.

Уже начиная с 1920 годов, огромную роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы «Новый мир», «Красная новь», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда», «Печать революции» и др. На страницах этих журналов были впервые напечатаны выдающиеся произведения советской литературы.

В стране резко увеличился выпуск газет,  журналов и книг.

Помимо общесоюзных и республиканских газет, почти на каждом предприятии, заводе и шахте выходила своя многотиражка и «стенная» газета.

Книги издавались более чем на 100 языках мира. Быстрыми темпами начала производиться радиофикация страны. Радио пришло практически в каждый дом. Развилась сеть библиотек и музеев. То есть, в короткий срок, произошли такие  разительные изменения в культурной жизни советского общества, чего никогда не было даже в «развитых» странах Запада, не говоря уже о царской России.

В 1932 году ЦК ВКП (б) принял постановление «О пересмотре литературно-художественных  организаций». Оно предусматривало их роспуски создание единых творческих союзов.

В августе 1934 года был создан Союз писателей СССР.

В основу литературного творчества советских авторов лёг метод социалистического реализма. Его основными принципами являлись коммунистическая идейность, народность и правдивое изображение  действительности в её революционном развитии.

Были опубликованы произведения, которые стали классикой. К ним можно отнести романы «Как заклялась сталь» (Н. Островский), «Жизнь Клима Самгина»  (М. Горький), «Тихий Дон» (М. Шолохов) и др.

Актуальную, на тот момент времени,  тему индустриализации страны отразили в своих произведениях Л. Леонов «Соть», М. Шагинян «Гидроцентраль», В. Катаев «Время вперёд», И. Эренбург «Не переводя дыхания» и др.

Много внимания уделялось отечественной истории. Она нашла своё талантливое отражение в романе А. Толстого «Пётр  I», романе Ю. Тыянова «Смерть Визир-Мухтара», драме М. Булгакова «Последние дни А. С. Пушкина» и т. д.

Блестящие образцы поэзии дали в своём творчестве А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, В. Брюсов, М. Светлов, А. Твардовский, М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, Э. Багрицкий, А, Сурков  и др.

В жанре сатиры талантливо работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров.

Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова, С. Михалкова и др. авторов.

Начали интенсивно развиваться связи с заграницей. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, И. Бабеля и других советских писателей.

Советские писатели принимали активное участие в профессиональных международных форумах. Так в  работе I  и II Всемирных конгрессов писателей, которые проходили в Париже (1935) и Валенсии (1937) участвовали А. Толстой, Б. Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, А. Фадеев и другие советские  авторы.

А когда началась Великая Отечественная война, то советские писатели и поэты стали в один ряд с бойцами фронта и тружениками тыла. Многие писатели и поэты ушли на фронт корреспондентами.

Большой вклад в литературу военного времени внёс поэт А. Твардовский. Его поэма «Василий Тёркин» стала иллюстрацией жизни рядового советского  солдата.

Не менее впечатляющим было творчество  поэта К. Симонова. В то тяжёлое время бойцов вдохновляли его стихи «Жди меня», «Если дорог тебе твой дом», «Смерть друга « и др.

Писатель А. Толстой в этот период времени обратился к истории России. Свет увидели такие его произведения как «Пётр I» и «Иван Грозный».

А такие замечательные писатели как А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов и М. Джалиль так и не вернулись с войны.

Многие известные произведения о войне появились уже после войны. К ним можно отнести повести В. Быкова («Обелиск», «Сотников»), Б. Васильева («А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война»).

М. Шолохов тоже после войны написал свои произведения – «Судьба человека» и «Они сражались за Родину».

К послевоенным произведениям можно отнести повесть Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», роман Ю. Бондарева «Горячий снег» и др.

Цена победы, за которую заплатили своими жизнями лучшие сыны и дочери Родины, огромна. Но они  спасли человеческую цивилизацию от коричневой чумы…

В послевоенное время перед советскими писателями стояла чёткая цель: отражать в своих произведениях идеи коммунистического строительства и стать проводниками их в жизнь. Благодаря государственной поддержке, материальная база советской литературы укреплялась.

Из-за враждебного противостояния со странами капиталистического мира, усилился идеологический контроль  со стороны государства за творчеством писателей и поэтов. В литературе продолжали жить идеалы гуманизма и демократии. Звучала правда о настоящем и прошлом советского общества.

Большую роль в развитии советской послевоенной литературы сыграли журналы «Октябрь», «Нева», «Литература и жизнь», «Москва», «Наш современник» и «Молодая гвардия».

Особняком от них стоял журнал «Новый мир», где печатались авторы, которые относились критически к советской действительности. К примеру, там был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича» А. Солнженицина, диссидента, антисоветчика и большого лжеца.

Широкой популярностью в стране и за рубежом пользовалось творчество Ч. Айтматова (повести «Джамиля», «Белый пароход» и др.), В. Быкова (повести «Мёртвым не больно», «Сотников» и др.), Н. Думбадзе (повести «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Я вижу солнце» и др.) и других советских авторов.

Большое внимание в советской литературе уделялось советской деревне. Проблему села в своих произведениях поднимал писатель В. Распутин (повести «Последний срок» и «Прощание с Матёрой»). Над  этой темой работал писатель  В. Астафьев (повести «Кража» и «Царь-рыба»), а также  др. авторы.

Писатели-«деревенщики» фиксировали не только глубокие изменения, происходящие в советской деревне, но и раскрывали общечеловеческие её проблемы.

Неизменной популярностью в советском обществе пользовались произведения таких советских поэтов этого времени, как Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Н. Рубцов, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.

В целом советская литература сумела поставить перед советским обществом ряд насущных проблем и пыталась решить их в своих произведениях.

В то же время в литературном сообществе возникло такое явление, как самиздат. Это были машинописные журналы, создаваемые среди молодёжи, негативно настроенной к советской действительности и старавшейся навязать этой самой действительности сомнительные западные ценности. В этой среде зарождались будущие диссиденты- антисоветчики…

Прошло время, и  мы теперь уже точно знаем, что  собой представляют эти западные «ценности».

За всё время существования СССР лауреатами Нобелевской премии по литературе стало пять отечественных авторов – И. Бунин (1934), Б. Пастернак (1958), М. Шолохов (1965), А. Солженицын (1970) и  И. Бродский (1987). Из них, по-настоящему, советским автором был только М. Шолохов. Остальные четверо   получили Нобелевскую премию за антисоветскую позицию в своём творчестве…

Наши писатели ярко творили,
Без рецептов-шаблонов готовых.
Они старому миру открыли,
Наше гуманное новое слово!


Рецензии