Роль лягушек в когнитивной психологии

Мне ни до чего не было дела. Совсем. Я сидел на берегу реки, уткнувшись в книгу и читал. Читал, потому что мне рекомендовали автора. Он очень известен и популярен, но мне тяжело даются его шедевры. Скорее всего он не мой автор. Испуганно, я подумал о том, что может, я вообще перестал получать удовольствие от чтения? Тогда это ужас и конец всему. С возрастом я утерял тот неописуемый восторг, с каким мог погружаться в сюжет даже случайно попавшейся книги. Теперь, чтобы начать читать что-то новое, тем паче, с удовольствием (о восторге уже никто не вспоминает!), мне нужны были весомые аргументы в виде хвалебной критики, или отзывов людей, мнению которых я доверяю. Может, уже существующий объем информации, который перебраживает во мне уже подошел к пределам возможного? Ведь нет ничего безграничного кроме Всевышнего. Даже Вселенная, говорят, имеет пределы.
Я вяло подобрал мелкий камешек и запульнул его на середину небольшой речки Быстрицы. Надеясь сосчитать количество отскоков от поверхности воды. Получился один отскок. Так себе результат…, - с печалью подумалось мне, - полная деградация, и физическая, и интеллектуальная.
- Эй, там, поаккуратнее! – вдруг послышался скрипучий голос. Надо заметить, что река наша, хотя и называется Быстрица, но течение имеет очень ленивое, а в некоторых рукавах даже стала заболачиваться. Еще она славиться своими лягушачьими концертами, которые особо громкими становятся в период лягушечьего брачного периода.
Я осмотрелся по сторонам, но никого не увидел. Вдоль Быстрицы обильно рос кустарник, и именно из него и раздался голос.
- Слышь, ты подошел бы… Лентяям счастье не видать! – голос явно обращался ко мне, так как никого больше не было на берегу.
Я встал и настороженно пошел в сторону кустарника. Подобрав палку, я стал энергично орудовать ею в кустарнике, надеясь определить, кто бы это мог со мной говорить.
- Ну, совсем обалдел что ли?!! Сказала ведь – аккуратнее!! Это же тебе не маслят собирать! Здесь существа мыслящие и легкоранимые! – это уже был не голос, а крик.
 Я отскочил от кустарника пытаясь понять, кто же может разговаривать со мной. Человека бы я точно заметил, так как кустарник не слишком высок и довольно редок. Было очевидно, что там никого не было.
- Ты кто? – ошарашенно спросил я, старательно разглядывая кустарник.
- Наклонись, герой. Я прямо перед тобой!
И тут я увидел довольно крупную лягушку. Голос явно исходил от нее. Я даже присел на землю от удивления.
- Да-да, ты не свихнулся, это не глюки, и не сон, - говорящая в рифму лягушка смотрела прямо на меня и произносила слова, едва приоткрывая рот, - я все объясню. Не психуй только. Да, и просьба - палку эту дурацкую выброси!
Я молча слушал лягушку и пытался упорядочить свои мысли и эмоции.
- Понимаешь, тут эксперимент один закончился неудачей. Ну, точнее, удачей, но такой, от которой выть хочется, а точнее - квакать! – произнеся это, лягушка издала звук, отдаленно напоминающий усмешку, - я младший научный сотрудник одной лаборатории. И мы работаем в области искусственного интеллекта. Сейчас это модно, сам знаешь. Меня, кстати, Аней зовут, а тебя, двуногий?
Я продолжал тупо смотреть на говорящую лягушку, и никак не мог собраться с мыслями.
 - Ндаа-аа, - протянула лягушка, собрав губы в лодочку, - а ты совсем, чего-то тормознул! Может, воды дать, или массаж прострочить? Впрочем, у меня вряд ли сейчас получиться.
Мы помолчали.
- Слушай, а хочешь, я спою для тебя, чтобы успокоить? – с нотками отчаяния произнесла лягушка.
- Нет, не надо, - сдержанно ответил я, - ты бы рассказала, как все это произошло и что это за эксперимент?
- Ну, слава Творцу, заговорил, - лягушка облегченно вздохнула и своей крупной перепончатой лапой протерла глаза, - мы получили год назад грант один на разработку по пересадке мозга. А до этого к нам один псих устроился на работу, психолог-когнитивист, чтоб ему поперхнуться, гаду! Начитался Аткинсона, да Найссера, и давай чудить! Короче, когда я была человеком разумным, лет за пять до описываемых событий, я заболела неизлечимо. Все перепробовали – ничего не получалось. Вначале ремиссия, внушающая оптимизм, а затем все по-старому. Измучилась я даже не столько физически, как морально. Сильных болей пока не было, но ожидание страданий просто добивало меня. А тут это экспериментатор к нам устроился, прости, госп-ди! Его Борей звали. Кучерявый и не от мира сего, ну, как все гении… И как-то вечером после работы, подкатывает ко мне и говорит – давай мол, до дома провожу? Я так про себя подумала – вот еще один клеится. Я девушка видная была, а если честно – просто красавица. Занималась художественной гимнастикой, рисовала и пела отменно. Многих удивляло – как может сочетаться моя внешняя хрупкость и грудной контральто, которым я баловала своих друзей. Короче, как понимаешь, отбоя от ухажеров не было. А этот невзрачный, мелкий, вечно с потными ладошками, картавый и косит левым глазом. Ладно бы при деньгах и с положением в научном мире! Так нет, чудик и есть чудик. Правда, признаюсь, голову заморочить он все же мне сумел. Так вел себя и говорил, что поневоле начинала интересоваться им. Умен, что уж там. Я а, грешным делом, в мужиках ценю это больше всего. Короче, согласилась я на то, чтобы он меня проводил до дома. Вначале молчал долго и косил на меня свои левым глазом. А уже перед самым домом начал излагать суть своей теории, с которой он хочет совершить революцию в научном мире. Я слушала-слушала его и говорю – это все, конечно, прекрасно, но я-то здесь с какого боку? От меня, что ты хочешь? Любви, дружбы, денег? Он взор потупил вначале, а потом и говорит – я предлагаю тебе партнерские отношения… и густо так покраснел. Я стала хохотать, как сумасшедшая. И говорю – в смысле секса? Ну я такой формат ухаживания встречаю впервые. Хотя, довольно искренне и без долгой болтовни. Он опять краснеть. Уже в синеву пошел, как перезрелый буряк. Я, говорит, не в этом смысле. Я предлагаю партнерство в научном контексте. Мне нужна помощь для важнейшего эксперимента! Понимаешь, это будет взрыв, ну, в переносном смысле, конечно. Взрыв в науке! Я предлагаю тебе половину от всех гонораров и всемирной славы. Пока он говорил, он стал, как одержимый. Глаза блестят, руками машет и даже слегка подпрыгивает. Я еле сдержалась от хохота. Не хотела обижать его. Я говорю – это, конечно, щедрое предложение. Слава и многомиллионные гонорары мне каждый день не предлагают. Максимум- крутую тачку купить хотел один папик. Но, что же от меня нужно, если тебя секс не интересует? Я ведь, лаборантом здесь работаю, а не научным сотрудником. Хотя, диплом психологического факультета у меня имеется. Но, сам знаешь, как успешные спортсмены дипломы получают у нас? А я ведь, за сборную Москвы по художественной гимнастике выступала! Медали имеются, между прочим…
- Хорошо- хорошо, - говорит Боря, — это приятная и значимая деталь! Я рад. Понимаешь, мне нужно перенести сознание человека, с помощью разработанной мною технологии, в кору мозга одного животного. Я знаю, что ты больна серьезно и поэтому предлагаю именно тебе участие. Я думаю, что ты в новом теле сумеешь побороть свой недуг, а после, вернувшись восвояси, станешь здоровой и счастливой! - Боря уже без смущения и гордо смотрел мне в глаза. Вот, дурачок!
Лягушка потерла лапки друг о друга, будто предвкушая сытный и веселый ужин.
Я решила поприкалываться и спросила его как можно серьезнее – А, понятно, ты меня в качестве животного собираешься использовать, да?
Он совсем по-женски взмахнул руками.
 - Что ты, нет, конечно. Я возьму твое сознание и пересажу его в мозг одной амфибии. Я даже растерялась от такой наглости, - амфибия – это такая машина, которая плавать умеет? – спрашиваю ехидно я.
- Да, нее-е-т, - Боря, наконец, обнаружил чувство юмора и захихикал. Это лягушка одна. Она у нас в лаборатории живет. Ее мозг максимально доступен и предрасположен для моего эксперимента. Я взбесилась и послала его куда подальше, а он совсем по-детски опустил голову и обиделся.
- Представь, этот засранец обиделся на меня, за то, что я не захотела переезжать в тело лягушки!!
Лягушка замолчала, беззвучно пережевывая своими губами что-то невидимое мне.
- Знаешь, а комары оказались такие вкусненькие, прям удивляюсь сколько я их перебила раньше в человеческую свою эпоху и все зря. Извини отвлеклась. Кстати, а как зовут тебя?
Я растерялся и по непонятным причинам испугался называть настоящее имя свое.
- Никита.
- Ты, Никита, фольклор русский уважаешь? - все еще что-то пережевывая, продолжила Аня.
- Ну, в принципе да, - я еще сильнее насторожился.
- Про царевну лягушку читал, надеюсь? – уже строго спросила Аня.
- Конечно, - чуть слышно ответил я и сделал шаг назад.
- А ты не пяться, не пяться. Я прыгаю очень высоко и далеко. Имей в виду. Не убежишь. И сам подумай - такое счастье раз в жизни подваливает. Может, замутим типа любви чего-нибудь?
Мне показалось, что лягушка даже улыбнулась, если это возможно представить, исходя из ее мимических способностей.
- Что ж, тема интересная, но мы почти незнакомы. Надо поближе узнать друг друга. Мутить можно только после пятого свидания - так мама меня учила! – зачем-то опять соврал я. Хочешь приходи завтра сюда в шесть вечера. Я гитару принесу. Костерок разведем, пикник устроим. Я вот тебе комаров наловлю штук пятьдесят…
- Зубы заговариваешь… дуру из меня делаешь? А сам, небось только и думает – как бы свалить отсюда поскорее, так? Ладно, не бойся силком целовать тебя не стану. Хотя, может, после любовного поцелуйчика, смогла бы превратиться в себя прежнюю, красавицу – спортсменку с сенсационными научными материалами для нобелевки. Я, кстати, от всех своих хворей человеческих избавилась благодаря эксперименту этому. Не врал Борька.
- Слушай, а что с другом – ученым твоим стало? – я пытался перевести разговор на другую тему.
Лягушка помолчала в задумчивости, а после и говорит:
- Что- что? Я ж ядовитой стала. Плюнула в него, негодяя, он и посинел…
Возникла пауза. Я инстинктивно сделал еще шаг назад, прикидывая, с какого момента смогу пуститься наутек.
- Ладно, не дрейфь, шучу. Безобидная я для таких гусей как ты. А от этого Бори я просто сбежала. Он же – таки уболтал меня на эксперимент. Говорит, что «мы стоим на пороги любви и научной сенсации». Вот про сенсацию правда, а про любовь соврал, гаденышь. А я верила ему, как романтичная дура. Я думаю, его совсем женщины не интересуют. Но, впрочем, ладно.
Лягушка опять потерла лапками друг о друга.
- Жаль, конечно, что ты не романтик. Другой бы рискнул и поцеловал бы меня сам. Согласись, ты уже столкнулся со сказочным сюжетом, так? Тогда почему не продолжить его в том же стиле? Если веришь в любовь, конечно… Я же по глазам вижу, что ты еще свою половинку не встретил, -лягушка говорить стала тише и проникновеннее, пристально всматриваясь в мои глаза.
Я поежился от нахлынувшего озноба под ее пристальным взглядом. Она явно гипнотизировала меня. Я понял это по головокружению и подавленному состоянию, в которое стал погружаться. И вдруг поймал себя на том, что быстро иду к лягушке. Резко взяв ее в руки, я поднес ее к губам и … поцеловал ее.
Вдруг ударила молния, затряслась земля и я… потерял сознание.
Очнувшись, я понял, что лежу в собственной кровати, а рядом сидит моя молодая красавица – жена, Аня. Она усердно готовится к защите кандидатской по когнитивной психологии. Удивительно, но я никак не могу вспомнить - когда и где мы с ней познакомились.
Москва. 13.10.2021г


Рецензии