Детство и дедство

                Несправедливость

   Проводив зайца в школу, на обратном пути, уже на самой-пресамой нашей улочке увидал первый снег. Строго говоря, небо у нас который день подряд сырое, дождливое, но в снеге до сих пор замечено не было. Попутные и встречные авто – в ассортименте от чистых до заляпанных грязью, ничего интересного. И тут вдруг откуда ни возьмись обгоняет меня «Пежо» с примёрзшим к крыше, багажнику и капоту слоем снега. Номера наши, родные. «Удивительное дело!» - состроил удивлённые глаза удивлённый я, но вслух выразился культурнее:
  - Нифигасе!
  - Ага! – согласилась со мной шедшая навстречу из больницы неизвестная мне мадам.
   На этом наша беседа подошла к концу, но удивление я затаил. Пока дома делал пюре, завтракал и шлялся по интернету, пришло четыре смс от внука. Сначала три подряд: «После шести уроков классный час», «Задержусь», «Приходи на полчаса позже». Заботится о деде… Через время – ещё одно: «Лучше бы была просто литература, а не этот цирк». Не въехал. Заинтриговался. Попытаюсь выяснить суть при личной встрече. А потом, если не забуду, расскажу про машину в снегу. И заодно прокачаю пацана на наличие у него логического мышления. Там простейшего уровня достаточно. Посмотрим, посмотрим…
   Ничего не посмотрели. Так получилось. Я стоял на крыльце, считай, за дверью здания, когда она открывалась, и внимательно слушал маму одной девочки, одноклассницы зайца, о том, какой плохой мальчик некий Греков, который колол девочек иголкой, а потом всё спихнул на Кормильцева, который вообще не при делах. Это рассказал (не понял, кому, наверное, учительнице) ещё один мальчик из их класса. Наверняка эмоционально, в лицах и с подробностями – убедил же. По этому случаю и был внеплановый классный час. Под конец рассказа в очередной раз открылась дверь, на крыльце появился наш ребёнок, глядящий вдаль и пристально меня в той дали высматривающий. Я его окликнул, он повернулся, улыбнулся и мы выдвинулись в направлении дома.
  - А что там Греков, девочек иголкой колол, а на Кормильцева всё спихнул? И у вас был классный час посвящён разбору этой темы?
  - Ты и это уже знаешь?
  - Мама вашей девочки рассказала.
  - Во-первых, классный час был не по этому вопросу. Во-вторых, не иголкой, а кнопкой, знаешь, такие, с ручкой (я не знал, но виду не подал, отчаянно закивав головой в ожидании в-третьих). В-третьих, не колол, а пугал. В-четвёртых, это Кормильцев её где-то нашёл и бросил в Грекова, тот бросил обратно, а Кормильцев потом всё спихнул на Грекова, протараторил заяц и на мгновение прервался, набирая в лёгкие воздуха.
  - В-пятых будет?
  - Мало, что ли?
  - Вопиющая несправедливость. А мама девочки, выходит, всё перепутала. Или перепутал тот, третий мальчик.
  - Да, несправедливость. Но со мной сегодня своя несправедливость случилась.
  - А с тобой какая?
  - Ещё больше.
  - Да? А конкретики добавишь?
  - Я зол на нашу классную, она ещё у нас географию преподаёт.
  - Так, дальше.
  - Понимаешь, нам на удалёнке дали задание нарисовать контурную карту. Задание до сих пор висит на сайте школы. И в том задании было сказано не стрелочки рисовать, а сплошную линию…
   Он что-то ещё описал, но я не удержал в памяти, потому что вот такая она у меня дырявая, что поделать.
  - Я принёс задание и сдал тетрадку в начале первого урока географии, который был уже не на удалёнке. А сегодня она мне поставила за него тройбан и сказала, что надо было делать на уроке и со стрелками…
   Я, честно, не понимаю, какие-такие стрелки в контурных картах, если это не план наступления-обороны, помню на них только штриховые и штрихпунктирные линии, но я работал с ними, чтобы не соврать, последний раз примерно полста лет назад. Однако сбивать с мысли зайца не стал. Впрочем, она сама окончилась:
  - Это несправедливо! Я этого так не оставлю!
  - Ну, наверное, ты прав, но учти: после демарша и отстаивания своей правоты обычно человек впадает в немилость к руководству. Это нонконформизм, он начальству не нравится.
  - Мне по барабану! А что такое нонконформизм?
  - Начнём с конформизма. Это когда человек подстраивается под обстоятельства, под руководство или группу людей, держит нос по ветру и вышестоящим не перечит, меняя линию поведения, своё мнение вместе с её изменением у начальства. А нонконформизм – прямо противоположен конформизму. Вкратце так. Нонконформистам жить, конечно, намного тяжелее, плюс только один: достоинство не теряется. В принципе, твоему нонконформизму я только рад, но имей в виду всё то, что я тебе сказал.
  - Хорошо.
  - Ну и не вешай нос, успокойся. Эта несправедливость – лишь одна в ряду тех, которые будут в твоей жизни, и далеко не самая большая. Настолько сильно переживать не стоит. Хочешь похожий случай из моей жизни?
  - Давай.
  - На третьем курсе института, в первом семестре… В школе учебный год делится на четыре четверти, а в институте – на два семестра, после каждого – зачётная и экзаменационная сессии. Каникулы между ними в районе Нового года. Так вот, первые два курса я отучился с повышенной стипендией, а на первом семестре третьего курса я резко сбавил обороты в учёбе, там были причины, но я сейчас не о том, и в конце семестра несколько раз бегал в деканат за разрешением на сдачу зачётов, которые вовремя не сдавал. Разрешения эти выписывал заместитель декана. Он был преподавателем как раз нашей кафедры строительства шахт и подземных сооружений, но на тот момент ещё ничего в нашей группе не вёл и меня не знал. Вышло, что запомнил он меня, как прогульщика и кандидата в двоечники, хотя я и в ту сессию двоек не получил. И даже тройку всего одну.
   А на четвёртом курсе он вёл у нас годичный курс «Строительные конструкции». Эта наука… как бы сказать… В общем, в неё входили уже готовые формулы, взятые из строймеханики, ну и плюс «водичка», никакой сложности для понимания не представлявшая. А сопромат и затем строймеханику, которые вёл у нас очень хороший преподаватель, но с кафедры сопромата, я знал на отлично и почти все экзамены, кроме первого, не сдавал, получая «пять» автоматом, то есть, по результатам учёбы и оценок в семестре. Я и на студенческом научном обществе у того преподавателя какую-то испытательную работу проводил и доклад делал. Кстати, за неплохие по студенческим меркам деньги. Правда, лучше, чем на СНО по буровзрывным работам, ни на одном не платили. На СНО по химии – вообще ничего.
   И вот, значит, была у нас первая контрольная по «Стройконструкциям». Задание – плёвое, я его на раз выполнил. А когда на следующей неделе преподаватель зачитал оценки, оказалось, что мне он поставил тройку. Я возмутился: «Как так? Почему? У меня ни одной ошибки!» А он: «Вы списывали». Я тогда включил иронию: «Списывал? А почему вы этого не заметили, когда я списывал? У кого? С чего вы вообще это взяли?» И тут он: «Вы не могли бы сами написать без ошибок…» До меня дошло, что это тянется шлейф его негативного мнения обо мне, сложившегося ещё с прошлого года. «Вот, смотрите! – я раскрыл ему зачётку. – Видите пятёрки по сопромату, строймеханике и теории упругости? Почти все они – автоматом. Если не верите – спросите у Владлена Фёдоровича Гр-ко! Ваши стройконструкции мне после тех наук на один зуб! На кой мне списывать?» Эту оценку он мне не исправил, но проникся и больше таких позорных измышлений в мой адрес не допускал. Несправедливость была устранена. Но запомнилась.
   А преподаватель по «Гидравлике и стационарным машинам» на итоговом экзамене не поставил мне «пять» со словами: «Вы слишком быстро говорите, а вы будущий инженер, вас должны понимать люди». Я задал и ему вопрос на засыпку: «Если из-за моей скорости изложения материала вы ничего не поняли, то откуда узнали, что я ответил правильно? А если всё поняли, то почему решили, что другие не поймут?» Но оценка уже стояла в ведомости, и я не стал разгонять волны, мне хватило и того, что указал ему на нелогичность его решения. Преподаватель тот был таким самодовольным и высокомерным человеком, что мои слова его вряд ли тронули, но я был удовлетворён своим поступком.
   Так что, заяц, у всех нас несправедливостей в жизни хватало. И в учёбе, и в работе, и просто в жизни. Какие-то запоминаются, какие-то выпадают из памяти, но слишком эмоционально их воспринимать не стоит: себе дороже.
   Тем временем мы подошли к нашему двору.
  - К нам заходить не будем?
  - Зайдём! Я хочу…
  - И бабушке Т. нажаловаться на несправедливость?
  - Да.
   Так и сделали. Когда на веранду вышла бабушка Т., ребёнок начал с конца:
  - Тройбан.
    У бабушки глаза полезли на лоб. Не столько из-за оценки, сколько от удивления: она привыкла к тому, что заяц, получив не «пять» старается всячески избегать встречи с ней и её нудных нравоучений, которые приходится выслушивать, делая вид, что внимательно.
  - Так, ребёнок, начни сначала, а то бабушка тебя сейчас собьёт с мысли! – посоветовал я внуку и вышел покурить: выслушивать по второму разу историю мне было неинтересно.
   А когда вернулся, бабушка Т. уже успокаивала зайца, приводя пример несправедливости из собственной школьной учёбы.
  - Меня вызвали к доске на уроке физики. Тема была по оптике, нужно было набросать на доске вспомогательный рисунок, но мела в классе не оказалось. Физичка послала дежурного за мелом, а мне сказала излагать материал без рисунка. Когда я закончила, как раз пришёл дежурный с мелом. Я спросила: «Нарисовать?» Она ответила: «Не нужно». И поставила мне «трояк». Я опешила: «Почему «три»?» А она: «Что это за ответ без рисунка?» Я это помню как несправедливость, но никаких эмоций по этому поводу не испытываю: ну было и было. В общем, будь готов, заяц, к тому, что это мы все тебя любим, а посторонние люди этим страдать не будут, многие будут, так сказать, отодвигать тебя локтями, расталкивая мешающих, освобождая себе дорогу. Нужно уметь сопротивляться.
   «Почти тому же самому его учила, что и я. Ну, ничего, лишним не будет», - с этой мыслью я забрал ребёнка и отвёл его к ним домой, где ещё раз напутствовал не вешать нос, держать хвост пистолетом, после чего мы… Да. Обнялись. И да – чмокнулись. Мы же – не какие-то там посторонние!


Рецензии