Ван Гог. Сочи - Амстердам

Погрузиться в мир великого мастера и не выходить из данного состояния? Это если сможешь, надо ощущать, либо задуматься о том, что вот именно этого полотна касалась кисть гения. Кисть гения, это сейчас легко говорить, а тогда, тогда, чья это была кисть? Сумасшедшего человека, доброго, но странного, думающего, что его картины – шедевры.
Прямо, прямо, в эту секунду, слова, слова, не дают мне покоя: «Безумству храбрых поем мы песню! Безумству храбрых поем мы песню!». Они, словно, выпилены из фанеры Максимом Горьким. Но сейчас, да, сейчас, это уже история, И Ван Гог не «лишний человек в мастерской мира», а мы в музее. О, если это гигантский шатер общей площадью 2000 квадратных метров, и полотна ожившие? Всюду новые технологии, надо привыкать. Теперь и выставки могут легко переезжать, как цирк. Ничего страшного. Сам Бог велел, идти «на Ван Гога», как в народе говорят. 125 лет, нет больше, со дня смерти гениального художника. Тематические мероприятия по всему миру.
Но что же все-таки не срослось раньше сходить? Идти за общим потоком толпы, буквально прорываясь, чтобы попасть, интереснее. Однако, чудо шатер и что? Все новое воспринимается не всегда сразу, и на ура, но внутри меня нет данных градаций. Это так видимо потому, что когда-то, ранее, я бывала в Амстердаме в музее Ван Гога и видела там его полотна в их реальных размерах. Но на этот раз я в Сочи, солнце, море, жара, хочется купаться, мороженое, коктейли, расслабление, а тут откуда не возьмись мультимедийная выставка, белым ярким шрифтом «VAN GOGH». Несколько дней назад здесь было пустое место, а приехали бойкие, мускулистые ребята и на тебе, уже и шатёр готов, да и не простой, а с качественной системой кондиционирования. Все условия есть, иди, да и впитывай. Кто-то скажет, быстро хорошо не бывает, а я скажу, давайте! Известные шедевры в виде проекций на огромных экранах под музыкальное сопровождение. Ново, да и неподалеку от олимпийских объектов, где недавно зажигали огонь спортсмены, а теперь море велосипедистов, помимо Черного. Как порой все соседствует.
На велосипедах здесь все, и самые маленькие на трех колесных, да и на двух, мальчишку еще пошатывает из стороны в сторону, а он едет, старается научиться, и бойкие пенсионеры, которые вспоминают молодость, проведенную на велосипедах «Аист» или «Украина». Видишь, видишь, эту бабульку в шляпе с длинными полями, едет, устала, но в хорошем настроении. Но как говорится, не хлебом единым. А молодежи то везде полно!
И какой-то тонкой параллелью или вдруг слова в голове закрутились «мир тесен», мир то тесен, вспомнился Амстердам. Город - это буквально склад велосипедов, а рядом лианы с красными цветами, растущими повсюду. И зачем там гулять? Крути педали и все тут, свобода, можно что-то прикупить в тележечку. Какая-то странная связь, но она есть. Символично, докрутились эти педали времени до Сочи. И Русь принимает у себя в гостях нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, но в каком-то безумно новом качестве. У входа в шатер, преследуют мысли: «что ж так поздно, сама не знаю, я все думала, думала, зайти не зайти, ой, я на минутку, о чем тут думать, полотна ждут, а я вся такая несуразная, такая противоречивая вся». Именно здесь, в Сочи, Ван Гог и актуален и есть возможность сделать этот шаг, шаг к прекрасному. Очередей почему-то нет, но желающих много. Все потому, что лето, день, многие на море, тем лучше. Без суматохи.
Захожу, Винсент Ван Гог, всюду он, с этой минуты жизнь в искусстве, таю, приобретаю иной смысл. Кто-то скажет - интересная выставка и точка! Не только. Чувствую атмосферу творческого созидания. И пусть она меня не отпускает, да, боюсь, боюсь остаться один на один с ней. Но тут же возникает быстрый поток новых мыслей и уже не страшно. Музыка. Вначале и не можешь сориентироваться, возникает легкая растерянность, затем привыкаешь к тому, как это тебя все и сразу окружает, и говоря современным языком вливаешься, словно становишься сам героем этого пространства, участником событий.
Из темноты, внезапно, появилось ожившее полотно – Подсолнухи. А если быть точной, то ваза с двенадцатью подсолнухами, Арль, написанная в августе 1888 года, которая находится в настоящий момент в Германии, Мюнхен, Новая Пинакотека. Не секрет, что именно подсолнухи имели большое значение для художника, он посвятил им два цикла своих работ. Сияние надежд, где не останется места для темноты и оскудения рассудка. Когда все наполнено светом, разве можно от этого отказаться? Наоборот, я согласна упиваться этой красотой, нежностью, вот чему стоит радоваться, на что обращать свое внимание, кричать об этом на каждом углу, а уклоняться от бездарного, немыслимого, порой серого, заросшего смрадной тиной. И вязко граждане, вязко! Она лишает воли, свободы действий. Да, эти пламенные оттенки, иногда побуждающие на борьбу с самим собой. С чем внутри себя боролся Ван Гог, когда использовал эти оттенки? «Подсолнухи» - они словно продирают меня насквозь, подобно будоражащей симфонии цвета. Я не в силах отказаться от тонкого восприятия его полотен. Почему тонкого? Но уж точно не топорного.
Его любовь к желтому цвету, к этому солнечному, янтарному, золотому, от лимонного до желто-коричневого. Точно, это порыв, мгновенный порыв. Рывок в будущее! Несмотря на гармоничную простоту, подсолнухи, как они нежны, милы и вместе с тем резки. Похоже, что художник изобразил разные характеры людей в виде двенадцати подсолнухов. Это смело, открыто, да еще и естественно! Но все они находятся в кувшине, в общем доме, куда же они денутся? Как же они без воды? Приходиться уживаться, чтоб не завянуть сразу, не ощутив этот прекрасный мир, хоть одним лепестком, хоть одним стебельком, хоть одной семечко и.
Двадцать минут пролетели на одном дыхании, я падаю в бинбэг (кресло-мешок), а теперь и так можно. Но хочется даже лечь, уже и не знаю, что может быть лучше? Лежу, смотрю, любуюсь, я на полу практически? Не важно! Встаю, встаю. То ли я истощилась от зрелища, то ли застой крови! Священное растение, эмблема бога солнца, кованное из металла, наддающее покоя Эудженио Монтале, который восхищался ими в своих стихах: «Принеси мне подсолнух, безумный от света!» И сразу вспоминается Амстердам, один из самых посещаемых туристами городов, музей Ван Гога – один из центров притяжения масс. Поэтому там всегда многолюдно, трудно предположить, когда там не бывает очередей. Но все довольные и радостные. Вдруг кто-то, ожидая у кассы, так прямо и скажет: «Да, судьба тяжелая была у этого человека, а жизнь с надрывом». А действительно, измученный пониманием ситуации - непризнание обществом его, как талантливого художника, мало давало сил и положительных эмоций, это можно судить по его взгляду на автопортретах, в особенности после пребывания нескольких месяцев в клинике. В глазах художника не сокрыта боль, ясна, он словно в тумане. Но и в таком состоянии можно творить, чувствам суждено небольшое притупление, и не видно конца того, когда полностью восстановится сознание, четкость и ясность ума, трезвость мысли, а расплывчивость сойдет на нет. Но не стоит забывать, как мы слепы, слепы везде, и в Голландии, и в России. Неугомонный ветер перемен, то рвет все на своем пути, то утихает. А куриная слепота, когда все видится однотонным и затемненным. Пусть даже так, но творец не может оставаться равнодушным. Его волнует все! Но также, он не может находиться вне искусства, это небесная тяга, волнение, проходит через все клеточки его организма!
Торговцы, батраки, средний класс, их призма жизни? Лишь оттенки, разве это может стать ориентиром? Заработок. Доход. А что может дать толчок, для нахождения себя в искусстве? Например, неразделенная любовь, она, как опиум, как черная роза, что можно бросить свое привычное дело и обрести что-то новое, пусть даже таинственное. Такой и была жизнь Ван Гога. Но когда меняется стиль – меняется и сознание. Никогда не знаешь куда тебя заведет тот или иной опыт, какой будет внутренняя динамика развития мастера. Недооцененный труд, недооцененное дарование. И сразу есть желание произнести в слух: «Безумству храбрых поем мы песню! Безумству храбрых поем мы песню!» Напряженный взгляд у Ван Гога на автопортретах, а в глубине, то ли, как за ширмой, с угла проглядывается вера в возможность осуществления чего-то радостного. Скупая надежда! Но она есть, без метаний, без страха за будущее.
Ге;ррит То;мас Ри;твельд спроектировал главное здание музея Ван Гога, это нидерландский архитектор и дизайнер мебели, один из творцов стиля неопластицизм. И в 1973 году музей был открыт. Эти серо-белые лестницы, по которым поднимаешься, словно проживая все периоды жизни художника: Нидерланды, Париж, Арль, Сан-Реми и Овер-сюр-Уаз, как бы вместе с ним. И стекло, как показатель прозрачности, вот что характерно для Ван Гога – это открытость. Архитектор почувствовал это и как говориться: «Кесарю кесарево, а Богу Богово!» Безусловно, приятно делать здание, не для магазина одежды на улице Тверская, а для сохранения полотен художника, да еще какого масштаба. Поэтому и работа кипела и получилось! Экспозиционное крыло пристроено позднее в 1999 году, выполненное по проекту Кисё Курокава. Эти современные здания не входят в резонанс с творчеством Ван Гога, а совсем наоборот, доказывают, как далеко он смотрел вперед, как был слишком непонятен для своих современников. В какое время ему стоило жить? Гений всегда опережает. Для меня, этот музей своеобразный храм, безусловно здесь проходят и мастер классы, и есть аудио гид, сувениры, и даже лабиринт подсолнухов, как элемент твоей причастности к событиям, где можно прогуляться, заблудиться и подумать. Основное, конечно - бессмертные шедевры, живущие в сердцах!
Пейзажи, люди, не оставляли без внимания Ван Гога, как же он мог не писать, когда естество просило об этом? Несмотря на его нестабильное эмоциональное состояние он продолжал.
Настроение. В картине всегда должно быть особое настроение, это акцент, это правдивость. Теперь хочется насладится землистыми красками, темными тонами, или наоборот, жизнеутверждающими мазками полными оптимизма. Страшно тяжело оставаться верным себе, несмотря ни на что, верным своей линии в искусстве, либо в деле, которое ты любишь всем сердцем, несмотря на безразличие общества, и знать, что ты прав, что твои шаги верные, правильные. Остановиться? Не в коем случае!
Выставка «Ван Гог. Ожившие полотна» оставила в глубине души незабываемые впечатления, их гигантские размеры дали ощущение проникновения внутрь работ художника. Это своего рода игра, где каждый, кто пришел на выставку может быть ее участником, отрешенным на несколько часов от внешних воздействий мира, как бы находясь в непосредственном диалоге с самим живописцем. Но уже в Сочи, выставка вскоре подошла к концу, но в новом своем свете, где стало возможным не только попробовать свои силы, как художника, в написании картин, подобно Ван Гогу, но и посетить его комнату, как гостю. Но все-таки, ощущение сиюминутности превалирует. Здесь больше эмоций, но мы не видим труд. Напротив, в музее Ван Гога в Амстердаме - все фундаментально. Работы художника в основной своей массе далеко не внушительных размеров. У каждого живописца - свое пространство. Очень интересно наблюдать, как меняется и совершенствуется его техника, в зависимости от того, где он живёт. Видны конкретные штрихи, живая краска. Все подлинно! С уверенностью могу заявить - разная подача, а значит, и ощущения. Становиться ясно, мы стоим на пороге нового времени, и как не странно это звучит, сиюминутность дает возможность знать все и все лицезреть. А это все является реальным? Как бы то ни было, «Безумству храбрых поем мы песню! Безумству храбрых поем мы песню!»
В чем и заключалась сила Ван Гога: если ты себя внутри не предал, не предал, отголоски на века. Как понятна эта боль, нескончаемая грусть. Но всегда существует - это «Но». Но, как стремление сквозь! Но, как мука и любовь. Но, как несмотря ни на что! А то, что становиться привычным и естественным, не может быть другим.


Рецензии