Компаньонки

    Их свел случай при получении направления на работу в небольшой городок Подмосковья. Две одинокие еврейки, приблизительно одного возраста, имеющие гуманитарное образование, в разговоре сошлись во мнении, что в незнакомом городе будет легче, если держаться друг друга. 
   Ту, что выглядела постарше, звали Роза Моисеевна. Рыжие, слабые кудряшки, бесцветные глаза, холеные руки, тонкая кожа лица, на которой проглядывали пигментные пятна, узкие губы, миниатюрная горбинка на носу и пенсне в золотой оправе -  выделяли ее в учительском коллективе аристократичностью и высокомерием. Маленькие ножки 35 размера в темно-бордовых туфельках переходили в рельефные лодыжки и смотрелись непропорционально с другими частями тела. Но выдающимся местом ее фигуры были бедра. Резко очерченные, они выпирали под платьем из зеленого сукна, из-за чего ее фигура напоминала неустойчивый сундучок, покачивающийся при движении.
   Роза Моисеевна в совершенстве владела немецким и вела 5-7 классы. Имела неприятный резкий голос с командной ноткой. С коллегами держала себя на расстоянии, считая их мало продвинутыми деревенскими «клушами».  Кроме «Здравствуйте и До свидания» - от нее ничего не слышали. В школе ее не любили.
   Эсфирь Соломоновна – была полной противоположностью своей компаньонке. Приветливая, жизнерадостная, подвижная, она производила на всех приятное впечатление. Умела двумя - тремя словами поддержать беседу, а в разговоре с детьми не могла удержаться от порыва погладить кого-нибудь по головке. Она - заведовала библиотекой, всегда наполненной взрослыми и детворой и прекрасно вписывалась в эту среду. Под шапкой густых, черных волос, спадающих кольцами, прятались миниатюрные черты лица.  Самыми выразительными в ее облике были огромные черные глаза, чрезвычайно лучистые и теплые. Они так доверчиво смотрели на людей, что не оставалось никакого сомнения - перед вами человек большой души и сердца. И никто не догадывался, что эта красивая женщина глубоко страдает! Ее жених, единственно близкий ей человек, погиб на войне. 
    ЖЭК предоставил специалистам в деревянном доме просторную комнату со стандартным набором мебели – кровать, стол, два стула и узкий платяной шкаф. Отопление печное, вода на колонке, иные удобства чуланного типа.               
   Начиная совместную жизнь, компаньонки договорились, что бюджет у них будет общий; все жизненно важные вопросы ведет Роза Моисеевна, как более опытный и практичный человек, а за порядок и чистоту в доме, чай, варенье, жареную картошечку - отвечает Эсфирь. Будни потекли незаметно и без конфликтов.
   С окончанием последнего урока Роза Моисеевна поднимала указательный палец в сторону ученика и картаво говорила: Петхов, Сидохов - идете со мной на дополнительные с занятия… И жестом указывала на желтый кожаный портфель и сумку с тетрадями, которые им следует нести. Сама, как на прогулке, шла за ними к дому, который был в двухстах метрах от школы. Дети садились за круглый стол и открывали тетради. Роза Моисеевна называла слово, требовала повторить его произношение и записать в тетрадь с переводом.  Когда, число слов достигало десяти, работу заканчивала словами: - К следующему ухоку выучить! А сейчас извольте потхудиться.
   Денег за занятия не брала. Дети должны были их отработать. - Посадить под окном растение, подрыхлить почву, сходить в магазин за хлебом, принести с колонки воды, термос супом и рыбой из городской столовой, где блюда готовили по заказу… Родители, в свою очередь, несли  повинность в виде натуральных продуктов - капуста, картошка, молоко ,яички… Стараниями Розы питание женщин было полноценным и недорогим.
  Эксцессов не возникало. Другого учителя по немецкому языку в городке не было. Да, и родители понимали, что бесплатно заниматься с их «оболтусами» Роза не должна. После ухода учеников, Роза требовала, чтобы Эсфирь подавала на стол. Обедали молча, после чего Эсфирь мыла посуду, а Роза отдыхала или пересчитывала деньги, множимые ее коммерческой жилкой. Сюда же входила зарплата Эсфирь. 
   И так, изо дня в день. После работы Эсфирь топила печку, мыла ножки Розы в тазике, подавала ей чай с пирожками и вареньем и эти заботы согревали ее сердце.  С годами отношения не менялись и всем казалось, что так - будет всегда.               
  Между тем, закончился еще один учебный год. Роза, не поставив в известность Эсфирь, сходила на почту и отправила заказное письмо в Москву.
   В первое воскресение августа к дому подъехала легковая машина. Из нее вышли два упитанных мужчины в кипах и прошли в комнату женщин. Роза кивнула им на чемоданы, которые надо отнести в машину. Те, неспешно подняли багаж и вышли за дверь.
   Ничего не понимающая Эсфирь подошла к Розе и с тревогой спросила:  - Розочка!
 - Кто эти мужчины… Почему они забрали чемоданы?
 - Я уезжаю в Москву, – спокойно ответила Роза. – В этой конуре,  больше жить не хочу! - Родственники берут меня к себе. С тобой, мы расстаемся…
   Во время этого короткого разговора, большие глаза Эсфирь от удивления раскрылись еще больше…
 - А как же я – прошептала она? – Почему ты мне ничего не сказала о своем отъезде? У меня же никого кроме тебя нет…
 - Я не могу взять тебя с собой! -  Привести в дом брата чужого человека… Как ты себе это представляешь? – Вот, мол, моя знакомая… хочет жить в вашем доме, в вашей семье… И что? - Братья обязаны принять к себе – ЧУЖОГО человека! – зло закончила монолог Роза.
 - Но, почему ты не поделилась со мной своим решением…  и не подсказала мне выход… - шептала Эсфирь. У нее неожиданно пропал голос! – Как мне жить дальше…
   Напиши письмо в СОБЕС и попроси, чтобы тебя пристроили в богоугодное заведение, – спокойно сказала Роза. - Взяла сумочку и вышла из комнаты.
 - Роза! – закричала ей вслед Эсфирь – Не бросай меня!  Без тебя  - я погибну!   
   Она открыла дверь и вышла за Розой в коридор, где на шум собрались соседи. Но та, не оглядываясь, закрыла входную дверь.
  Роза! – Заламывая руки, хрипела Эсфирь. - Розочка…Ро… Ну, как же, так… Ты мне говорила - "Мы всегда вместе"... "У нас нет тайн друг от друга"... Крупные слезы катились по ее лицу… Но я оказалась одна… Совсем одна! - Роза, вернись! Я - погибну без тебя!.. Она качала головой и беспомощно разводила руки…
 - Что мне делать! -  Что… что, -  в безысходности повторяла  «растерзанная» ужасной новостью, женщина, перед которой раскрылся, леденящий душу, мрак одиночества! Ее глаза горели безумием! Волосы седели на глазах. Она была близка к умопомешательству... Робко переводя взгляд на соседей, ждала ответа на свой вопрос. Но те, понимая, что слова утешения в этой ситуации бесполезны, молчали. И… маленькая фигурка стала медленно оседать … 
   Эсфирь не выдержала предательства Розы, с которой прошла большая часть ее жизни и на которую она всецело полагалась. Рухнув на пол, она забилась в истерике…
   Внезапно звуки пропали, тело вытянулось и наступила пугающая тишина! -               
   
     01.12.2021     https://e-shirokova.ru/


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.