Ария. Девятый альбом. Крещение огнём. 2003

Рок-группа «Ария» (СССР, Россия, 1985 – по наши дни).

Девятый альбом «Крещение огнём» (2003).


Начало 2000-х. Россия, Москва. Вечер. Концерт. Полный зал. На сцену выходит новый вокалист «Арии» и затягивает…

«Медведь с поросёнком за мёдом идут,
О жизни и смерти беседу веду-у-у-у-у-у-т...

Раскатами грома по лесу летит
Тяжёлая поступь свинячих копыт.
Любимый цвет и любимый размер
Снаружи - свинья, а внутри – Люцифе-е-ер!

Шары над медведем - два дивных крыла,
Но смерть улыбнулась ему из дупла.
И понял герой, что попал на крючок,
С небес прогремело: "Стреляй, Пятачо-о-о-ок!!!".

Над косолапым навис злобный рок,
Исчадие ада спустило курок!
Таких поражений не знала земля -
Во всём виновата КОСАЯ СВИНЬЯ-Я-Я-Я-Я, А-А! А-А-А!, А ХА-ХА-ХА-ХА!!!..

Меж Адом и Раем раскинуло двух,

В Аду – Пятачок, а в Раю – Винни-Пу-у-у-у-у-у-ух!!!..


Здравствуйте! Ха-ха! Давно хотел начать с этой шутки, но повода подходящего не было. А тут, как раз. И по годам подошло. Команда КВН РУДН (Российский Университет Дружбы Народов) выдала этот шедевр в 2003-м году, и новый вокалист у «Арии» появился также, в 2003-м году. И это, конечно же, был не Пётр Елфимов, которой спел про «Винни-Пуха», а Артур Беркут…

Ну, на самом деле, новый состав группы был представлен уже в конце 2002-го года, но интересно тут другое. «Арию» предполагалось закрыть насовсем, образовав два новых коллектива: «Кипелов» (куда перешёл Валера и барабанщик Александр Манякин) и «Химера» - проект Холстинина и Дубинина. Но у вторых что-то не получилось, и они решили вернуть «Арию», чем, конечно же, немного обидели Валеру… Что же касается до гитариста Сергея Терентьева, по прозвищу «Теря», то он, как и Сергей Маврин решил организовать свой собственный коллектив («Артерия»). И это неудивительно. Вам бы тоже захотелось свою группу, если бы вы могли написать такие хиты, как «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ» или «КТО ТЫ?»… Перед этим, правда, и тот, и другой немного поучаствовали в группе «Кипелов», где окончательно убедились, что в своём коллективе лучше, удобнее, спокойнее и приятнее. Но! Дружеские отношения с остальными товарищами, как по «Арии», так и по группе «Кипелов» не потеряли. И это было правильным, мудрым решением. Дружба в нашем мире - дорогого стоит!..

А что же сама «Ария»? Вокалиста и фронтмена Валерия Кипелова у них теперь нет, барабанщика Александра Манякина тоже. И второго гитариста Сергея Терентьева не вернуть. Да и проект «Химера» накрылся. Вывод? Или замораживать всё до поры, до времени, или искать троих новых людей. Лидер группы Владимир Холстинин, посоветовавшись со своим другом бас-гитаристом и композитором Виталием Дубининым, принял решение продолжить существование великой «Арии». И вскоре в коллективе появились вокалист и фронтмен Артур Беркут, бывший гитарист «Мастера» Сергей Попов (опять Сергей! Третий подряд! И снова гитарист! Забавно…), а также бывший барабанщик самой «Арии» - Максим Удалов (тот самый, что от души стучал на «Герое асфальта»! В 1987-ом году! Самое интересное, что тогда он не хотел уходить из группы. Просто ему надоели вечные препирания и конфликты с менеджером Виктором Векштейном, с которым он не мог найти общего языка. Ну, а когда тот помер, то вернуться было уже невозможно – за установкой сидел Манякин. Всё. Свято место – пусто не бывает. И пришлось бедному Максиму мотаться туда-сюда. Но товарищ не забывал родную «Арию». В 90-х, он даже подменял сломавшего руку Сашу Манякина, ибо всегда чётко подходил этому коллективу. Забегая вперёд, скажем, что теперь он останется здесь навсегда. Справедливость восторжествовала. Человек, помогший поднять рок-банду на новый, высокий уровень, не должен быть забыт так просто. «Герой асфальта» - сильный диск! С возвращением, Максим Удалов! Оправдали фамилию на все 100 процентов!).

Вокалист и фронтмен Артур Беркут… Хм… А не тот ли это Беркут, что ещё в начале 80-х годов участвовал вместе с Холстининым в любительской группе «Волшебные сумерки», заменив ушедшего Дубинина на вокале? Не тот ли это Беркут, что потом пойдёт в арт-рок коллектив «Автограф»? И не тот ли это Беркут, который запишет с Сергеем Мавриным несколько музыкальных проектов?

«Да, это тот человек. «Ария» не может брать к себе кого попало. Только проверенных, харизматичных, представительных, опытных людей».

А, ну, тогда всё в порядке. Я хорошо знаю этого человека. Слушал, читал, видел интервью с ним. Вот только… Подойдёт ли его голос такой группе, как «Ария»? Это вопрос… Ясно, что он не будет петь, как Кипелов, у него манера, голос и подача свои, но Артур работал в арт-рок-коллективе «Автограф», а это значит, что с выразительностью и артистизмом у него полный порядок. Всё это может положительно сказаться в его пользу. Послушаем? Первый альбом без Валеры, а? Девятый по счёту, под названием «Крещение огнём»?.. Послушаем. Надо же, как следует, оценить нового вокалиста. Э-э, нового именно в «Арии», так как его работы в «Автографе» я не раз слышал раньше (естественно! У меня же отец - коллекционер виниловых пластинок! Многие студии рижских звукозаписывающих компаний то покупали, то одалживали у него ценный материал от разных групп. Вдумайтесь только! 315 штук мировых групп и исполнителей собрал отец. И это только официально записанных в его тетрадь. А так, я думаю, цифра будет больше. 400 точно. Слухи ходили про 500, но это лишь слухи тех, кому он давал слушать, кому дарил и так далее. Будем честнее. 400 сотни, не 500. 400 больших, взрослых пластинок. А ещё есть средние и маленькие простые, детские, затем маленькие плоские, гибкие, голубого и розового цвета, которые можно руками порвать (я пробовал, получалось. Не бейте! Там запись плохая была. И испорченная. Папа разрешал). Их никто не считал и не записывал в тетрадь. Ну, и сотня лент для катушечного магнитофона. Это уже не пластинки, но так, дополнение для полной коллекции. Даже я не смог всё это затмить своими небольшими попытками заставить всё аудиокассетами и лазерными дисками. Не таким оказался. Увы. Не передалось. Ну, а отец вот такой вот у меня меломан. Спасибо ему за это!).

«Крещение огнём» (2003).

«Уа-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а!!!

Духи далёких гор мчатся во весь опор, в огне твой край!
Молятся на Восток, режут людей, как скот и рвутся в рай!
А у нас за душой - небес простор и вечный спор - кто чужой, а кто свой.

Каждый из нас - мишень, прячься, не прячься в тень - везде найдут!
В спину стреляют здесь, продано всё, что есть, свои сдают!

Веру предков сожгли,
Но тень ее - среди лесов.
Слушай голос земли!

Имя тебе - Патриот, кто не помнит корней, не поймет.
В сердце огонь не погас, кто не с нами, тот против нас!

Против на-а-а-а-а-а-ас!».

Вау… Не Валера. Говорю честно. Хрипотцы больше. Но это не означает, что плохо поёт. Нет. Тут другой подход. Но с выражением, чувством, сильно и с душой. Видно, что ему нравится то, что он делает и приятно быть в «Арии». А классное барабанное вступление и ревущие аккорды с высоким криком мне напомнили хард-энд-хеви 80-х годов. Приятная ностальгия. Слушаем теперь весь альбом…

1. «Патриот» (Пушкина, Холстинин) – 4.19.
2. «Крещение огнём» (Пушкина, Дубинин) – 6.06.
3. «Колизей» (Елин, Холстинин) – 6.29.
4. «Палач» (Пушкина, Холстинин) – 8.38.
5. «Твой новый мир» (Пушкина, Дубинин) – 4.04.
6. «Там высоко» (Пушкина, Дубинин) – 5.37.
7. «Белый флаг» (Елин, Холстинин) – 4.40.
8. «Битва» (Пушкина, Попов) – 5.01.
9. «Бал у князя Тьмы» (Пушкина, Дубинин) - 5.58.

Примерное время альбома: 50 минут и 52 секунды.

• Артур Беркут — вокал.
• Владимир Холстинин — гитара, мандолина (2).
• Сергей Попов — гитара.
• Виталий Дубинин — бас-гитара, бэк-вокал.
• Максим Удалов — барабаны, ударные.

Лео Хао – художник, оформитель обложки альбома.

После пяти прослушиваний.

Аааа! Почему?!! Не шедевр! Диск разительно сильнее «Химеры» (2001), группа показала, что жива, мощна, но даже после пятого раза мне не понравились две вещи: а) песня «Битва». При всём уважении к новому хорошему гитаристу Попову (он её композитор), припев отталкивает. Совсем не моё. И тематика. Переход с исторических тем на космическую здесь был лишним. Какие, в час ночи, инопланетяне, когда весь альбом к Древней Руси ближе! По концепции так видится и чувствуется; в) и второе – финального аккорда нет! После «Бал у князя Тьмы» (которую я воспринял на «ура!») нету коды, финального слова. Ещё одной песни про Русь. А ведь даже обложка об этом говорит (кстати, майку бы с удовольствием надел! Это потрясающая обложка альбома! Браво, Лео Хао! Прониклись темой). Мне чуть-чуть не хватило. Увы. Два минуса. 8 из 10. И если бы не это, то диск мог бы стать третьим шедевром для меня у «Арии». Третьим, после «Кровь за кровь» (1991) и «Генератора зла» (1998). Но… Се ля ви… Обидно… Так классно «выстрелили». Пройдёмся подробнее…

1. Уход Валеры показал, что «Ария» - это Дубинин и Холстинин, которые являются главными композиторами группы. Пусть это и “Iron Maiden”, зато качественный!.. Плакать они не стали, а показав характер и стремление продолжить творчество группы, выдали сильный альбом!
2. Маргариту Пушкину лишь слегка разгрузили. А могли бы и больше. 7 песен от неё и лишь две от Александра Елина. Но зато какие!.. 
3. «Колизей» - это верное доказательство того, что «Ария» многое может без участия Кипелова. Уверен, что даже он обалдел от этой вещи, впервые её услышав. Меня же она – «снесла с ног». Начиная от вступления, заканчивая текстом, соло и переходом в середине.
 
«Боги прокляли спятивший Рим –
Город брошенных женщин и калек.
Здесь глотают отравленный дым,
Режут лезвием вены.

Здесь по праздникам ходят смотреть,
Как в агонии бьётся человек,
Как пирует свирепая смерть
В жёлтом круге арены.

Сила приносит свободу,
Побеждай и станешь звездой,
А может,
Обретёшь покой!

Твой враг в пыли
Жалок и слаб,
Загнанный зверь,
Раненый раб!
Ещё секунда и скажет: «Убей!»
Перст императора.

Святой судьбе
Не прекословь!
Воет толпа,
Чувствует кровь!
Не стоит скорби
Ни жён, ни друзей
Жизнь гладиатора…
Колизей!!!..».

О, боги Древнего Мира... И это тот социальный плакатно-лозунговый Александр Елин, что написал им первые два альбома? Как он вырос над собой! Браво, Саша! Это мощно! Острое перо на историческую тематику! У Маргариты Пушкиной появился достойный конкурент! Снимаю шляпу… А соло, а переходы. Вау… Это хит. Новый «боевик» «Арии».

«Помнишь?
Ты ведь помнишь?
Ты был гордым, мудрым вождём.
Помнишь?
Ты ведь помнишь?
Как вошли солдаты в твой дом.
Ты встречал рассвет
Среди выжженных скал
Время шло, и вот
Час расплаты настал…

Хлеба и зрелищ народу
Через кра-а-а-а-ай!
Сила приносит свободу,
Побежда-а-а-а-а-ай!».

Музыка Владимира Холстинина. Теперь понятно, мол, почему он не захотел закрывать «Арию», создав новый проект «Химера». Великая группа потеряла бы такой мощный хит. А так. Всё «в семье»… Как же мне на предыдущем альбоме, который также называется «Химера», не хватало таких боевых вещей. Валера, «Теря», без обид, но так оно и есть.
4. Вообще, тут получилось так, что три «боевика» идут подряд. Начало альбома «Патриот», затем заглавная «Крещение огнём» и «Колизей». Это сразу настраивает на позитивный лад. Мол, «Ария» не только жива, но ещё и сильна на девятом диске!
5. «Крещение огнём». Это не минус песне, что мне не захотелось ничего про это читать, но, так как я привык сходить с ума от сильных рассказов «Арии», то это повлияло на то, что слушал диск не 30 раз, как «Кровь за кровь», а всего лишь пять. Но надежды не теряю. Вдруг попадётся какой-нибудь фильм про Древнюю Русь (крещение Руси). И я вспомню именно эти строки. Как несуществующий к нему саундтрек…

«Древние рощи полны голосов,
Шёпота, трав и камней.
К северу тянется дым от костров,
Враг рыщет в той стороне.

Духи грозы бьют в барабан,
Из молний куют нам мечи.
Мы принесём жертву богам,
Кровью своей напоим…

Против нас - блеск византийских церквей,
Пышность пиров и даров!
Мы предаём смерти наших детей,
Зная жестокость врагов!

Знаки Луны грозят нам бедой,
Стрелы поют об одном!
Выбор жесток - крещение водой
Или крещение огнём!..

Уо-о-о, о-о-о!
Уо-о-о, о-о-о!
Крещение огнём!
Уо-о-о, о-о-о!
Уо-о-о, о-о-о!
Крещение огнё-ё-ё-ё-ём!!!».
 
6. Не могу не сказать про «Палача». Тем более, что раньше я на эту песню не обращал внимание!.. Сейчас уже пошли те альбомы, которые я не мог слушать столько же, сколько «Герой асфальта», а по сему, таких песен будет больше. Но вот на «Крещение огнём», после трёх супер «боевиков», на длинной композиции «Палач» я всегда успокаивался и остывал. А она не слабая и не проходная. О, нет… Просто время должно было пройти, чтобы я стал находить чего-то нового в этом альбоме. И я дождался. Нашёл! «Палач»! Будем знакомы! Алекс!..

«Мой меч - это власть, мой меч – закон,
Мой плащ кровь впитал и дрожь времен.
Я - палач, и я рождён бессмертным,
Слуги и цари мне бьют поклон.

Мой трон - эшафот, подруга – смерть,
Вся грязь, все грехи людей на мне.
Был один из вас невинной жертвой,
Лишь один был чист... на всей земле.

Он вновь и вновь в мой входит сон,
Сквозь пыль веков я вижу всё…

День шёл, словно гвоздь под молотком,
Злой смех заглушал безумца стон.
Он спасал весь мир и Галилею,
Бога он назвал своим отцом.

Сердцем он хотел всех вас принять,
Умереть за вас и за меня.
В дар, что свыше дан, он свято верил,
Вера - вот и вся его вина.

Но все равны в моих руках,
Последний миг и страх в глазах…

День придёт - сгинет род людской,
Звёзды в первый раз смех услышат мой!
В пустоту я свой меч швырну
И навек уйду в ледяную тьму!..

Кто даст мне покой? Подарит свет?
Божий сын казнён - ответа нет.
Я решил идти в обитель Бога,
Против воли всех небесных рек.

Свой меч бросить там я был готов,
Нет сил жечь людей огнём костров,
Плыть в чужой крови, казнить пророков,
Но создатель ваш не слышал слов.

Царила тьма в его глазах
И на меня нахлынул страх…

День придёт - сгинет род людской,
Звёзды в первый раз смех услышат мой!
В пустоту я свой меч швырну
И навек уйду в ледяную тьму!

Мёртвым казался Бог на небесах,
Равнодушие видел я в старческих глазах,
И откровенья свет пронзил меня
Тот безумец был никем, ваш спаситель – Я!

День придёт - сгинет род людской,
Звёзды в первый раз смех услышат мой!
В пустоту я свой меч швырну
И навек уйду в ледяную тьму!..

Я - рядом, я - здесь
Меч - это мой крест!
Но вам не распять меня
Плачь! Небом был создан я
Палач…».

Да-а-а… Гениально… И именно такой тематики не хватало мне на «Химере». Люблю историю. Недаром прошёл 150 музеев Прибалтики. А петь об этом тоже надо уметь. Молодцы, «арийцы»!

Но, не до конца. Вот честно. Какие ещё инопланетяне, если же центральной темой всего альбома можно смело назвать Русь! Почти концептуальная запись вышла. Военно-историческая тематика, с подходом с разных сторон! Не чувствую я здесь космоса. Песня «Битва» лишняя и неподходящая. И финального слова, коды о Руси нету… Тут бы вам Кипелов помог («Следуй за мно-о-о-ой!»), но... У него уже своя группа.
7. Раз я вспомнил про Валеру, то пора поблагодарить и Артура Беркута! Безусловно, главным украшением, главной находкой, главным спасением группы стал именно он! Товарищ оказался в нужном месте, в нужный час, чтобы прийти, сделать, победить! И, несмотря на хрипотцу, проявить себя, показать класс, и артистизм. Советская школа – самая сильная школа! Браво, Артур Беркут!..


«Не ведьма, не колдунья
Ко мне явилась в дом.
Не в пору полнолунья,
А летним, ясным днём.

"Обычно на рассвете
Я прихожу, во сне,
Но всё не так на этот раз" -
Она сказала мне…

"Усталость, ненависть и боль
Безумья тёмный страх.
Ты держишь целый Ад земной,
Как небо, на плечах.

Любой из вас безумен
В любви и на войне,
Но жизнь - не звук, чтоб обрывать" -
Она сказала мне.

Там, высоко - нет никого!
Там также одиноко, как и здесь!
Там, высоко - бег облаков
К погасшей много лет назад звезде!».

Класс. Вот такие песни по-настоящему только украшают «Арию» и показывают её мощь. И как бы говорят, эта группа ещё переживёт немало перемен, но выживет, пока будут попадаться такие талантливые певцы, как Артур Беркут, композиторы, как Дубинин и поэтессы, как Маргарита Пушкина. Здорово. Низкий поклон им…
8. Кстати, я обратил внимание на то, что Дуб и Холст пишут музыку отдельно друг от друга, а не вместе, как было раньше. Это нормально. В порядке вещей. У творческих людей всегда так. Лишь бы было вдохновение, и чтобы никто не мешал творить. Мешал Валера, он ушёл. Теперь у нас Беркут. Каким он окажется – покажет время. А пока, всё хорошо. Всё получается. Холст сочиняет отдельно, я, Дуб, отдельно. Никто, ни с кем не ссориться, не бьёт морду. Мирно, тихо работаем. Даже вон Володя (Холст) вновь с Пушкиной сотрудничает. А ведь были разногласия, недопонимания (на предыдущем альбоме). Всё хорошо…
Это они так думают. Я повторюсь, диск – не шедевр. Просто хороший, добротный, приятный. Опустим их немножко на землю…
9. А, вообще, мне понравилась вся пятёрка музыкантов. Как играли, пели, подпевали, обрабатывали, меняли темп, скорость. Как делали классные, слаженные переходы. Аранжировки…
И новый гитарист Сергей Попов, устраивающий, ласкающие слух «переклички» с Холстининым, был хорош. Забегая вперёд скажем, что и он, как и барабанщик Удалов, приживётся в коллективе, ну, и останется, как говорится, на века. Что, кстати, для «Арии» парадокс! Чудо! Небывалое дело! Оставить второго гитариста более, чем на 10 лет в своей команде! Да какие 10! Уже почти на 20 лет (2002-2022)! Небывалый случай. Видно, что-то случилось, раз так понравился, ха-ха!.. Не будем шутить, а порадуемся за группу, из которой больше не уходят «пилильщики»/«мастера запилов». Поиграл Попов в «Мастере», с Беркутом в проектах поучаствовал (о! так они все друг друга знают!), ну, и как узнал, что «Арии» требуется второй гитарист, с радостью принял приглашение. А чего такого? Повторюсь, все друг друга знают, знакомиться не надо. Тут только и работать. Да проверять на «вшивость», время, доверие. И определять: есть ли духовный контакт или нет? Годы показали, что есть. И за это нам хотелось бы поблагодарить Сергея Попова за долголетнее участие в «Арии»! Большаков ушёл, Маврин ушёл, Терентьев тоже. А этот остался. Знаковое отличие там, где этого не ожидалось (не думал, что в «Арии» такие «долгожители» будут. А вон, как оказалось. Браво, Сергей Попов!).
10. Что ещё… Да есть кое-что… Беркут!

«Так про него уже говорили! «Автограф», отцовские пластинки, хрипотца, артистизм, высокие ноты, своя манера пения!». 

Это-то всё понятно. Я о другом…

«О чём же?».

Да заметил, что опытному мужичку, музыканту не дали ни одной своей песни на альбоме! А ведь Беркут – это вам не Холст или Дуб. Он может и сам слова сочинить. Не только музыку. Маврин не даст соврать. И если так будет продолжаться, то Артур обидится и уйдёт от них. Он же – творческая личность, умеющая, кстати, и на музыкальных инструментах играть. А тут – лишь вокал и список песен, что нужно исполнить. Как-то бьёт по таким людям подобное отношение. Он выше этого. Но пока контракт подписал и обрадовался, что находится в знаменитой «Арии». Пожелаем ему удачи!.. 

«Вечер умирал, наступала ночь,
Необычный бал грянул во всю мощь.
Стольная Москва в толк не может взять,
Что сюда спешит дьявольская знать.

Воланд-господин, Всетемнейший князь,
Приказал играть свой безумный вальс,
Свой безумный вальс…

Чёрной свиты хор подхватить готов
Громкую хвалу сумеркам богов!
Кровь из черепов пьют здесь, как вино,
Каждый здесь нечист, каждый обнажён!

Правит бал мессир - по делам воздаст
Всем, кто из могил прилетел на вальс,
Прилетел на вальс!

Бал у Князя Тьмы, полночь без пяти,
Пять минут, и душу не спасти!..».

Великолепно… Несмотря на то, что эта песня не закрывает альбом (так видится, нужен финальный аккорд, как в «Кровь за кровь» - «Следуй за мно-о-о-о-ой!»), она - обалденная. «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков. Странное сочетание с Древней Русью, но, так как диск выдержан не в чисто концептуальном стиле, то, что она, что «Колизей» - здесь смотрятся хорошо. А вот «Битва»… Кхе-кхе, ну, вы в курсе…


Подведём итог.

Итак, на место трёх ушедших товарищей (трёх сильных товарищей), Холстинин и Дубинин смогли найти не менее трёх новых хороших товарищей.

Вопреки шоку от ухода Валеры и слухам о распаде группы, «Ария» смогла показать, что в ней есть «стержень», «порох», «запал», ну, и сама «пушка», чтобы «выстрелить».

«Крещение огнём» - оказался на редкость сильным, мощным и приятным альбомом, включающим в себя и потрясающую балладу («Там высоко»), и долгоиграющую сложную композицию («Палач»), и ряд хитов-«боевиков», которые достойно встанут в один ряд с золотыми песнями группы периода Кипелова («Патриот», «Крещение огнём», «Колизей». Всё-таки забавно, что они идут один за другим на диске, не давая слушателю успокоиться. Хит – на хите и хитом подгоняет. Супер!).

То, что я не смог присвоить ему статус ШЕДЕВРА – это, конечно же, моё дело и мой личный вкус. Но! Закрыть глаза на то, как здорово у Артура Беркута получилось продолжить историю «Арии», я не могу! Не могу и не хочу! Несмотря ни на что, он достойно смог вписать своё имя в этот коллектив! Пусть даже здесь и нету его пера, и нот. Но голос останется в памяти до тех пор, пока будем слушать сей альбом...

И так как мы пока находимся с вами в 2003-м году, то что будет дальше – нам неизвестно. Узнаем, как дойдём до следующего альбома. А там – до следующего. И так – до конца, пока всё не изучим. Так что не будем забегать вперёд. Кроме этой пятёрки, ушедших из группы товарищей, да талантливого художника Лео Хао мы больше никого в «Арии» не знаем. Пусть пока так и будет. Подмигивающий смайлик.

На сегодня всё.


Благодарю за внимание!

Продолжение следует.


Алекс Джей Лайт.
   
 



 


Рецензии