Русская душа

    Русская душа - это такое милое образное именование, в которое можно вложить все, что угодно – от хандры и вплоть до юродивости. Но, невзирая на это понимание, утверждаю, что Россия, русский мир, по сути, имеет в своих корнях то, что постоянно переживает распад и исчезновение определенной государственной системы, без изменений в ядре. Это происходит при смене времени в разных вариантах и мутациях. Можно назвать это геном, если мы назовем вписанную неизменную в социальном организме информацию, которая, взаимодействуя с переменной средой, служит для создания определенных постоянных свойств.               

    Царская и Советская Россия - разные системы, основанные, казалось бы, на противоречивых идеях, но производящие по сути одно и то же, из одного и того же гена, лишь при незначительно различных основных чертах:

   1) царский и советский мессианизм, убежденность в том, что именно русские имеют рецепт спасения мира, с одной стороны, основанный на русском православии, с другой стороны, на русском марксизме; 
 
   2) как царская, так и советская власть относились к своим гражданам как к простому материалу, человеческая жизнь не имела цену: сибирская ссылка, петроградское «кровавое воскресенье», Гулаг, процессы;

   3) царская и советская имперские экспансии. Когда определенные исторические варианты бытия себя исчерпывали, приходило время к их исчезновению, тогда на короткое время появлялась возможность свободного отделения части этнической или национальной определенности.  Грузия, например, на короткое время стала независимой, прежде чем ее поглотила новая, советская империя.
    
   После распада Царской империи распалась и Российская империя.               
То же самое произошло и  с СССР.  Коммунистическая идеология исчерпала себя и оказалась никому ненужной. Произошел неимоверный распад. Возможна ожидаемая кончина этого ужасного «генотипа». После краха советской системы наблюдаем, что многое постепенно переодевается в другую форму, в другую мутацию. Например, бывшие офицеры КГБ заняли высокие посты в новом, государственном аппарате, отказавшись от коммунистических идей, но сохранив неизменный генотип.

   Спорим, все надежно вернется в том же ужасном виде.
       
   Только одна вещь, кажется, не работает со всем этим.               
   Величие русской литератуы!

   Я не знаю более значительной литературы в мире. И тут возникает кажущееся противоречие. 

   Несчастные нации и плохие времена пользуются великой литературой и лучшими произведениями. Мы же будем исходить из обратного: счастливая нация не нуждается в большой литературе.
 
   Перевод  с чешского языка, автор Иржи Кратохвил (Ji;; Kratochvil). Из книги Ble;; trh, стр.260-262. kladatelstv;m Druh; m;sto v Brn; v roce 2014. Pro pot;eby vyd;n; M;stsk; knihovny v Praze 2019 г.    


Рецензии