И это все о нем

День  памяти  замечательного  человека.

В этот день  просыпалась   от сильного аромата, который наполнял  квартиру, каждый  уголок. Так может пахнуть только курица или утка,  фаршированная  яблоками, натертая специями  в период   приготовления  в  духовке, а позже в аэрогриле!  Улыбалась, значит, муж  делает  свое  коронное блюдо!

Быстро вскакивала,  первое декабря, его день рождения! 

Валера  в этот  день  завтрак  готовил  сам и  радостно угощал меня! Проводил  мастер-класс!  А я только нахваливала его!  Ведь  считал, что  не умею это делать, все стандартно и однообразно. И моя любимая  утренняя еда  это макароны и сосиски, а также яичница с помидорами и беконом! Не спорила,  говорила, что  прав!

  Кстати, до сих пор  готовлю  то, что быстро.  Кухня, не мое хобби!  Исключение из правил – праздники.

49 лет работала. Уходила в 7-30. И примерно в это же время и возвращалась.  Работа  была  очень ответственной  и напряженной.   Очень уставала. Тут не до кулинарных излишеств.

А в выходные  хотела отдохнуть,  и  часто куда-нибудь уезжали или уходили, лягушка-путешественница  шутил! 

Но и дети, и он,  были сыты и никогда не возмущались и не требовали ничего другого.  Сосиски   в СССР, да и сейчас белорусские, очень вкусные! Конечно, кроме этого блюда,  был  приготовлен  к обеду наваристый борщ  большая кастрюля! Такой, чтобы ложка в нем стояла! Моя семья не любила  жидкие супы. 
Бульон  выпил из кружки, заел  яйцом  и опять хочется  кушать. А тарелочку наваристого супчика съешь и второе не надо! Экономия и времени, и денег!

Быстро умывалась, одевалась  и  шла  на  кухню!  Муж  ждал   моего пробуждения! Вставал  рано, в 5 час.  И  ложился в 21-00.  Он - жаворонок! Об этом уже писала.

Дарила  что-нибудь интересное,  что  обрадует  и о чем  мечтает!

 Чтобы не забыть, в течение года записывала его  желания, а потом просто выбирала самые яркие и  нужные  на мой взгляд. Но всегда это был сюрприз!

Захотел электрический камин -  подарила. Захотел  клавишный, электронный синтезатор - подарила. Захотел  сменить автомобиль, не возражала,  сняла и отдала все свои накопления  со сберкнижки.  Покупай!  Новый костюм, рубашку, галстук, туфли, куртку   – пожалуйста! Любила, когда муж одет прилично! 

Человек должен быть счастлив в свой день рождения!  И должны сбываться его мечты!

Валера поступал также. Любил дарить и видеть мою радость, удивление и восхищение. Я человек эмоциональный! Всегда бросалась к нему на шею и целовала. Он  человек сдержанный и молчаливый!  Говорил спасибо и чмокал в щечку! Но глаза сияли! Это была самая большая награда для меня!

В  честь дня рождения накрывала  красивый стол, всегда  были гости!  Обычно совмещала с выходным.

Вот здесь уж  старалась изо всех сил,  готовила много, разнообразно  и вкусно! Валера не любил ходить в рестораны и кафе.  Любил свой дом. Любил угощать друзей!

Все приходили нарядные, счастливые, поздравляли его. Становилось шумно, весело.  Муж  и его  друг  играли на гитаре, позже и на синтезаторе. Все гости под их аккомпанемент пели песни. Иногда танцевали и много говорили обо всем, кроме политики. Это не наша тема. Создавалась уютная, доброжелательная атмосфера.

Он не дожил  пятьдесят  семь  дней до  своих семидесяти  четырех лет.

 Проснулась. Дома тишина и впервые за все совместные годы жизни нет никаких ароматов, только запах  молодой Зимы  из открытой форточки …

 Мой  близкий товарищ  сказал, перестань плакать,  сорвешь нервную систему и  не думай постоянно  о Валере, переключись на другую тему, начни рисовать, что ли?  Ведь продаются картины для рисования, по номерам.

Согласна с ним,  правильные слова, но я не люблю это!  Эта монотонная работа меня утомляет, и вызывает раздражение. Ведь каждому свое!

И как я могу забыть и не думать о нем?  Говорят, время лечит. Но еще  мало прошло этого времени.  Очень мало. … Видно курс лечения длинный.

Поэтому  буду писать и вспоминать.

 Извините! Пусть  те, кого это раздражает, просто не читают. 

1 декабря 2021 года. Первый день зимы. Посмотрела в окошко, Метелица  продолжает укрывать землю белым, пушистым пледом. Прилетела  вчера утром.  И сразу принялась за дело, как настоящая хозяйка!  Здорово!  А  люди  не верили, думали, опоздает!  А вот осень  чувствовала  конец, всю неделю  плакала  и закрывала  наготу туманом.  И наводила тоску и грусть.

Зима радуется, что вступает в свои владения, постараюсь, и я не грустить.

Буду готовить,  и накрывать стол, как всегда. Должно быть и   красиво, и вкусно! Как он любил! Поминание умерших в современном православии не возбраняется даже в день именин.  Ведь обязательно придут  дети и внуки.  Так и случилось.

 Конечно, это не день рождения в привычном понимании.  Не было   тостов,  веселья,  музыки,  гостей, алкоголя, если не считать бутылки  кагора.  Просто вечер памяти  замечательного и горячо любимого нами человека.

Выпили стоя  и молча. …  Возникла пауза. …

 И  я взяла инициативу в свои руки. Стала   рассказать об отце, дедушке   то, что никто не знал.  То, что было до них,  на заре нашей молодости.

Вначале  познакомилась с голосом  отца и деда, не зная его. 

На рубеже 60-х и начале 70-х, во времена хрущевской оттепели,  включив радиоприемник  можно было услышать    радиохулиганов.   Работали на средних волнах. Транслировали  разнообразную музыку  запрещенных  исполнителей в СССР:  Beatles и Deep Purple, Владимира Высоцкого, Аркадия Северного, песни собственного сочинения под аккомпанемент гитары, баяна или балалайки. Переговаривались, что-то обсуждали. 

Обратила внимание на  радиостанцию с  позывным  «КЭП». Этот парень был  интересен. Приятный тембр голоса,  играл на баяне,  ставил замечательные редкие записи.  И чувствовалась интеллигентность и знание вопросов, по которым он переговаривался с  другими радиолюбителями.

  Но узнать, кто это, возможности не было. Все тщательно  скрывалось. Милиция пресекала радиохулиганство и ловила нарушителей порядка, отбирала всю радиоаппаратуру и наказывала  родителей.

Но мы, девчонки,  гордились этими неизвестными ребятами  и считали их героями! 

И только через год, когда  стали  учиться в техникуме и дружить узнала, что «КЭП»,  его позывной. Сказал, ибо  стала расхваливать эту радиостанцию.   Очень удивилась, считала  Валеру законопослушным  и  рассудительным  парнем, ведь сын офицера. Но, правда, говорят, в тихом омуте черти водятся!

Мы были очень разные.  Характер, интересы  не совпадали.  Впервые годы совместной жизни было  тяжело находить общий язык, даже был момент,  хотели  развестись. Но  победила любовь и здравый смысл. Поняли, что нельзя переделать и изменить человека под себя. Стали просто уступать, доверять  друг другу и с уважением относиться к тому, что делает  половинка.

До сих пор не пойму, как Валера мог согласиться   на мою авантюру провести   свадебное путешествие в горах! Это я турист СССР и люблю горы, а он домосед и любит  уют и тепло! Тургруппа  собралась  покорить   Кавказские  горы.  Маршрут  2 категории сложности.  Сейчас трудно представить,  как  не тренированный человек поднимался  на вершину  с рюкзаком и палаткой на спине?!  А он шел и не скулил. И только когда поднялись  на Умпырский перевал лег на землю и сказал, красив Кавказ, но топайте Вы сами!

 Это было  его первое   и последнее восхождение.  Отпускал потом одну.  Зато  свадебное путешествие помнил всю свою жизнь! И это был второй в его жизни поход. Первый на последнем курсе техникума на озеро Селигер.

Но и я шла  навстречу. Он играл тогда в ВИА  «Стаккато». Ходила с ним по танцам, по ресторанам, ездила по  деревням, таскала  гитару. Хотя мне это совсем не нравилось. А сопровождала, так как видела, как на ребят вешаются девчонки. Гитаристов  любили! А ведь не хотелось потерять мужа! Да и старалась  показать, что уважаю его интересы! 

 Помню  после получения диплома о высшем образовании  Валера приехал в Москву на  мой выпускной  бал! Отмечали в кафе «Метелица» на Арбате.  Поднялся на сцену. Попросил  у  музыкантов  гитару. Сказал поздравительное слово  и  спел  прекрасную песню Льва Лещенко «Родительский дом».  И сразу стал своим среди моих сокурсников!  Ребята  сказали, классный у тебя муж!

 На следующий день, когда гуляли по Москве, зашли в магазин «Золото». Хочу сделать тебе подарок!  Долго  смотрел на витрину  и попросил  кольцо из белого золота с  бриллиантом. Я померила, подумала, … белое и невзрачный камень….  Похоже  на  стальное  кольцо и вставленную стекляшку.  Но золото ведь желтое! И  выбрала  этого  цвета  с рубином! До сих пор  смотрю на колечко  и думаю, какая была дурочка! 

И вообще должна сказать,  был он очень  талантливым  человеком.  Мог  исправить  любой магнитофон и телевизор.   Делал  и себе, и друзьям электрогитары, усилители, динамики.  Играл на баяне, гитаре, фортепьяно. Хорошо готовил. … Купил  автомобиль - стал автомехаником. У него все получалось,  за что бы ни  взялся. А сколько у него Авторских свидетельств от Государственного Комитета СССР  по делам изобретений и открытий! Почетных и Похвальных грамот! Можно  всю стену в комнате заклеить вместо обоев.

 Дом, в котором живем, строил сам. После  окончания службы в армии  устроился   в радио лабораторию  на завод  Пластмасс. Предприятие росло, приезжало много молодых специалистов.  Всех расселяли в общежитиях. А ведь люди влюблялись, женились, рождались дети. Тысячная  очередь, стояли по много лет.   РСУ при заводе  строило микрорайон  для  жизни  молодежи,  но не хватало рабочих рук.

 И кто-то предложил  строительство жилья  хозспособом. То есть  самим себя обеспечить квартирой, под  руководством профессионалов.  Идею подхватили, молодые  инженера  превратились в каменщиков, подсобных рабочих, штукатуров. Освоили все рабочие профессии. И результат ошеломил.  Получили ордера на квартиры   уже через два года. Валера был  каменщиком.   После сдачи дома, стал и штукатором, и маляром, и плиточником, один провел  отделочные  работы , обложил ванну плиткой. И когда было  готово, привел  меня  в собственное жилье.   Какая это была радость! Да и потом всегда ремонт делал своими руками.

 Новоселье отметили  в первый выходной после переезда. Мебели не было. Только  кроватка  для  ребенка и тумбочка  в кухню. Мы ведь жили у родителей! Все решилось очень просто. На пол постелили скатерть, поставили закуски, сели вокруг нее, скрестив ноги. Танцевали в другой комнате, магнитофон  был, Валера сделал сам. Если кто-то «уставал», ложился на пуховую перину   в третьей комнате. Перину подарила мама, и мы на ней спали. Очень уж хотелось пожить самостоятельно! В общем вели половой образ жизни!

Веселились, дурачились, играли в игры  и помнили   об этом празднике не только мы, но  и друзья, и коллеги всю жизнь!

  Потом взяла в руки   пожелтевшие листки  его писем  в Сызрань  из Ляховичей, в первый год нашей  так называемой совместной жизни,  и из Москвы в Сафоново, когда учился в институте!    

Получив  первое, очень удивилась. … Я не знала, что  пишет стихи! Да так хорошо, лучше меня! Ими кончалось каждое письмо. А письма получала почти каждый день.

 А  ведь  читал, написанные мной,  хвалил и  никогда  не показал свои. …

 Вот два  из них.  Надеюсь,  Валера  простит, что выставляю личное на обзор общественности. …

 Дата  19.05.1976 г. Прошло  6 лет совместной жизни….
Написал,   после переговоров со мной. …Мобильных телефонов в то время не было. …

« Сегодня я лечу, как на крыльях,
Я  к небу и солнцу готов подняться.
Сегодня я говорил с любимой.
Хочу я петь и хочу смеяться!
Время! Тебе бы назад вернуться
И стать на месте, хоть на минуту.
Мне  бы к руке твоей прикоснуться,
Мне бы в глаза твои заглянуть.
Сказать еще раз тебе – Здравствуй, родная!
Как меня слышишь? Мне слово скажи.
Но время торопит, словно играя
На струнах памяти в безднах души.
Время сомкнулось, пространство упало,
Голос  твой прозвучал и пропал.
Только представь себе, как это мало,
Сколько всего я тебе не сказал!
Время в пружину тугую сжалось,
Словно смеется в ночи надо мной,
Гонит на землю ночь и усталость,
Хочет закрыть все ночной пеленой.
А мне плевать – я сегодня на крыльяз,
Ловлю я солнца лучи и ветер….
Я сегодня говорил с  любимой!
Я самый счастливый сейчас на свете!» 

               И вот еще одно. Написал, смотря на фотографию, которую всегда возил с собой.

«Женщина с младенцем осторожно
Со стены на этот мир глядит.
И на сердце уж не так тревожно
Ведь она со мною говорит.
Этот взгляд - спокойный, чуть усталый,
Полон он задора и огня.
А мальчишка весь прижался к маме
И спокойно смотрит на меня.
Я гляжу глазами неустанно,
Как завороженный у огня…
Смотрят на меня со стенки прямо
Дом и счастье, сын мой и жена».

Вот  так прошел первый  день рождения мужа без него. …

В глазах детей  и  внуков  блестели  слезы. Да, они не знали его таким….
В  моих тоже. … Ведь захлестнули воспоминания!  Я    была любима  и счастлива!

Хотя  никогда не говорил, что любит меня, не слышала таких слов, но  всегда чувствовала  его любовь  по  поступкам  и видела по  его глазам.

Милый мой, поздравляю с днем рождения!  Ты не ушел, ты рядом и живешь в моем,  вернее  в наших сердцах!

                01.12.2021 г.


Рецензии
Людмила, как трогательно. А какие стихи великолепные. Всем сердцем Вам сочувствую.

Вера Кулагина   06.12.2021 22:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Вера!. Прошло два месяца, а я все жду его. Очень тяжело. Да, Валера в молодости писал хорошие стихи. Жаль бросил , а мог бы стать поэтом. Но каждому ведь свое... С уважением, Людмила

Людмила Снопок   07.12.2021 23:42   Заявить о нарушении