Работа - отдых. Из книги Мир твой, главы 5

…заполняется невидимое пространство между «работой» и «отдыхом»  образами, а теперь и мыслями:  адекватность чёткой дифференциации на события внешнего мира, а теперь и  на внешний и внутренний миры, как для  нас установлена (установилась)?
Работа (труд) и отдых сейчас обусловлены личным целеполаганием, а когда-то? Когда-то труд – это напряжение жизни, единственно возможное для её защиты, сейчас – это больше реализация собственного представления о достойном уровне собственной же жизни…   
И вот высвободился отдых, и стал также целенаправленным, как и труд, и соотношение это – между трудом и отдыхом – неожиданно открывает скрытые ранее связи: биоритмы? И – стирает данное противопоставление? Или – это временное: «работа» – это  время на государство (общество), отдых – время на себя (какое же это не формализуемое противопоставление!)?
Работа (труд) – физическая (биологическая) потребность; для человека вопрос лишь в том, куда направить эту автоматическую потребность,  и во время «работы», и во время «отдыха»…. Иными словами, проблема недавнего прошлого нашего общества – «нежелания работать» – социальная (искусственная), подобно тому, как ныне возникла в нашем обществе проблема поиска работы; проблема же неумения отдыхать – психологическая, т.е. гораздо более глубокая.
Однако, формат «работы» предоставляет не только государство (общество); предлагать (продавать и реализовывать) можно и свои организаторские способности: кто извне сможет обнять необъятный перечень подобных услуг?
Я думаю, что противопоставление «работа – отдых» – чисто антропологическое: с образованием и «достаточным» воспитанием оно всё более теряет свою пограничную остроту, а наиболее высокоинтеллектуальная сфера, полагаю, вообще её не имеет…
…и  всё же, наступает «время», когда  «влечёт тебя свободный ум»… Куда? «Где» окажется твоё свободное Я? Ведь оно – не подотчётно никому!
Никому!
Отдых?

а) труд как средство

А работа спасает от инерции понимания, спасает от избытка мыслей (!), от неопределённых ситуаций, когда нет решения и принять его болезненно, и, напротив, от ситуаций, когда есть решение, но до результата надо пережить время… Работа – это движение к чему-либо (в микромире есть движение?)
Работа – это напряжение самой жизни, а в «нашем» случае – это необходимое напряжение осознаваемой жизни; это доказательный поиск необходимого состояния: это «проверка» мыслей, единственная и естественная…
Если же и есть противостояние, даже Великое, то – противостояние работы и мысли: работа внешне фиксируема, мысли – непосредственно недоказуемы. Возникнув, они привели к возникновению разумного  существа – человека: но как? и как «это» происходит? Ведь единственное «наше» достоинство –  наши разумные дела, наша «работа»
Как забываем мы, что средством к достижению любой цели является обмен «содержанием» этой связки – мысли и работы! и в работе той или иной мы пытаемся найти  (понять) её смысл: от каких же замыслов она выстраивается? (и часто с горечью констатируем: пустая трата! пустая работа, даже пустая затея...)
Мысль смела, но может запутаться в пространстве не «обжитом» действиями: почему? Как и от «чего» рождается мысль? Могла она возникнуть без осознаваемых и произносимых слов (речи), без внешних действий (люди, потерявшие дар речи и обретшие полную неподвижность в данном случае не в «счёт»)?
А, может быть, существует  автономное пространство смыслов (мыслей), как считают некоторые.  Абсурдно? но что полагать?
(вставка от 2022 г:
Абсурдность ситуации или явления для привычных взглядов не повод их отвергать: невесомость, к примеру, «всего лишь» равенство известных сил при действии фундаментального проявления тяготения…
 Credo quia absurdum («Верую, ибо абсурдно»)!)
 Мысли из рефлексов «не вывести»!
И всё же: человек появился во многом на готовом: образы, рефлексы, инстинкты  (всё биология), и – рывок…
не наш! Мы «только» держим уровень человека (стараемся держать), да и то далеко не всегда….
А мысль и опасно! Она закрепляет одиночество, «оформляет»: работа же (труд), – разбивает одиночество, объединяет людей. Труд (не мысль!) – след наш в истории: рассыпаются доказательства нашего существования
Всё созданное нами – создано трудом, а мысль, как невидимое и неслышимое окружение, металась вокруг, соглашаясь или протестуя, предшествовала и постоянно рождалась в труде, и потому всё создано нами трудом осмысленным
Бесконечна мысль, она может отпрянуть в бездну, вконец «запутавшись» с принятыми идеалами, но и наделить нас самым возвышенным смыслом и счастьем, полностью утверждаясь в делах и виденном. И простое действие для нас будет радостно…
Труд – это средство от многих болезней, это потребность быть в необходимом напряжении, целебном всегда
Реализует мысль действие; бездействие парализует мысль

б) труд как «цель»

Труд как цель нужно понимать только как разумный путь к цели, поэтому утверждение, что «владыкой мира будет труд» неестественно и, как показывает нам история, – преступно в реализации в жизнь. Труд без конкретной человеческой цели – просто невозможен.
А любая человеческая цель давным-давно срослась со всей нашей жизнью, и кажется нам, что это само время, надвигаясь, словно подносит её нам… какая у нас цель?
Утверждение себя как разумных и свободных обитателей в Мире? Познание себя и Мира? А как мы устанавливаем лично для себя цель? только лишь  исходя из своих потребностей и из собственной природы?
Цель не может замыкаться только изучением Великих соответствий в природе вокруг, Вселенной в целом и Человека отдельно: дерзость имеет ли границы? Я думаю, что разумная дерзость смиренна и в оправе невидимых  (не обнаруживаемых) ритмов, иначе мы не наблюдали бы «звёздное небо над головой» и не имели бы «нравственного закона внутри себя»
…но человек создаёт и непонимание друг друга, и давно уже использует трудовые лагеря для «перевоспитания», и труд как цель – далеко не оставленная, не отброшенная теория даже в наше время; отчего? Наверное, от того, что не считают самого человека высшей этической ценностью, и в политике на «востоке» и на «западе», прикрываясь демагогией (и традициями?), преобладает лицемерие…
Поставим вопрос иначе: работа (а не труд) как цель; жить в современном обществе без «работы» означает влачить существование. И ставят люди себе задачу найти работу (желательно, высокооплачиваемую) любыми способами, и находят люди подобную работу! И достигают материальной независимости… и, возможно, «положения в обществе» вместе с определённым (параллельным) косметическим  «ремонтом» собственной натуры… Данная проза жизни, к сожалению, слишком повторяема, и, видимо, не только в нашем постсоветском обществе. Что делать?
Проводить реальную реформаторскую работу во всех структурах государства (и общества).
Других путей нет, и не может быть. Иначе Чичиковы, Хлестаковы и другие  герои Гоголя так останутся бессмертными

в) организация жизни

А жизнь остаётся непонятной для нас, её мгновенная простота – недоступной; и «сознательная» наша жизнь такова, что мы нечаянно  (и постоянно!) словно обнажаем собственные незащищённые стороны свои, спотыкаясь о реальность…И внутренний наш мир словно на время (!) вбирает мир внешний (незаметно для него самого и для других людей) и так же незаметно…отпускает… Что человек? что жизнь сама? И быть не может,  что и жизнь, и человек не укоренены извечно в белый свет…
Что из того, что мы не только не держим собственную жизнь «крепкими руками», но и идею жизни не можем выразить, лишь угадывая (?) общее направление мыслей (и своих ли?: ещё не своих!)
Организация жизни – вот  тот предел,  к которому стремится разум: но не освоили мы (ещё) собственный разум! И наше стремительное движение к материальным сферам – это обманчивый прорыв:
в организации нашей жизни есть главный фактор – нравственность; её иерархия (?), её потенциал и будет в её основе.
Но странные параллели есть: «материальной сферой» в живой природе служит биосинтез; «идеальной» – наследственный код и фрактальные  (ограничительные) каноны. Что у нас в качестве «идеальных факторов»? какой импульс и какие запреты?
Да, мы не знаем «точно» и природное клише развития, но не только «природа не излишествует»: глубочайшая простота всюду…
Да, жизнь в целом (во всяком случае, Земная) начиналась не с нуля; естественно, я не могу приводить решительных аргументов «за». Я утверждаю это, так как уникальность (единичность) жизни на Земле противоречит основам наук…
И жизнь – постоянная проверка мыслей, их единственное доказательство: как мы радуемся и ценим то, что доказуемо (жизненно)! и за людьми остаётся не только пустыня, но и выстраивается преображённое пространство…
Жизнь наша  – след, материальный след мысли… А жизнь «вообще»? след Кого?
*
Для нас главное  осталось – организовать (собственную) жизнь


Рецензии