Борис Шергин

На небосклоне русской культуры ХХ века Борис Шергин не воссиял яркой звездой. Не востребована оказалась в советской стране эта талантливая душа, напитавшаяся с детства святорусской поэзией северного Поморья.
Богатство поморской культуры - в её удивительной глубине: нигде Русь не оставалась, вплоть до 20 века, так близко к своему детству - средневековью.
Фёдор Абрамов, посетивший Шергина незадолго до его смерти, вспоминал: "Побывал в 16 - 17 веках, а может быть, у истоков". Его глазам предстал "святой и вещий боян, и монах, и летописец". "...Помню, как светло было у меня на душе... Как в детстве, когда выходил из церкви на Пасху. И по-иному выглядело всё на улице. Пахло весной. И люди все хорошие... Впечатление - благость, святость, неземная чистота... Слепой старик. А весь светился... Праведник, святой в наши дни - не чудо ли?"
Действительно, чудесным кажется то упрямство, с каким Шергин отвергал новый мир, живущий без Бога. Он так и не принял ни григорианского календаря, ни исковерканной орфографии русского языка. Это было бы не так сложно, живи он, скажем, монахом где-нибудь на Афоне. Но он жил в Советском Союзе, стране победившего нигилизма.

2019


Рецензии