Старые Балашовские подруги. Часть 2

Памяти Зинаиды Платоновны Самородовой посвящается..

Когда возвращаешься после долгой разлуки в места, где прошло твоё детство, по особенному всматриваешься в лица родных тебе людей. Да, они изменились. Годы оставляют отпечаток на всём, через что проходят и какие события проживают наши близкие. Это молодым кажется, что они всегда будут молодыми, всё лучшее впереди и это здорово! Как же иначе..
Вот и мне, в то время казалось, что возвращение в Балашов временно. Очень болела моя любимая бабушка. Думала, вот помогу ей, а как здоровье вернётся, вновь уеду в большой город. Специальность получила, можно устроиться и начинать жизнь. Всегда кажется, что там.. в большом красивом городе всё намного интереснее и перспективнее, чем в маленьком родном Балашове.
Шли 80-тые годы..
Но приехав на Родину, я поразилась, как изменился и похорошел наш город. Балашов благоухает цветами и зеленью насаждений, по улицам ходят современные автобусы, на Хопре несколько пляжей, где можно отлично отдохнуть после учёбы и работы, покататься на лодках или катамаране. Прекрасный парк Куйбышева встречает тенистыми аллеями и скамеечками для отдыха в разных уютных местах. Столовая-ресторан, а в простонародье "Кубышка" встречает посетителей прямо с порога вкуснейшей продукцией и вечерами здесь не протолкнуться.. Для детворы рядом павильон "Мороженое", где продают своё родное Балашовское мороженое всех сортов с "Хладокомбината". А за углом угощают сахарной ватой. Эх, вкусняшки, сколько радости это доставляло и малышне, и взрослым во все времена. Ну, а после на качели.. Вот где раздолье!
Вечером играет духовой оркестр и по аллеям парка прогуливается народ. А молодёжь спешит на танцплощадку, где звучат современные песни в исполнении ВИА.

Но самое главное.. в 80-тых годах работы в городе НАВАЛОМ))
В бюро по трудоустройству, предлагают огромное количество вакансий.
Я выбираю Комбинат Плащевых тканей. Складально-уборочный цех.

В первый же день после работы покупаю торт и.. В дверях дома сталкиваюсь с гостьей, маминой подругой Зинаидой Платоновной. Обнимаемся, целуемся.. Как же здорово увидеть её, всегда весёлую, не унывающую и с добрыми искорками в глазах. Таким гостям всегда рады. Тем более приехала из центра города к нам с бабулей на Комбинат.
 Бабуля на радостях стол накрыла, меня ждала, а тут мы с гостьей.
И первые слова за столом от нашей Зинаиды Платоновны:
— Агриппина, я ведь зачем приехала? У меня на примете для нашей Эльки отличный жених.

Мы с бабушкой в шоке. Откуда она узнала о моём приезде, ведь я всего неделю как вернулась, да ещё жениха присмотрела. Но.. Интересно ведь, кого тебе сватают.. Тем более в городе я мало кого знаю, а на работе знакома в основном с девчонками по цеху.
Вот уж воистину, наш Балашов вроде не маленькая деревня, но новости быстро распространяются.
Спрашиваю тётю Зину и самой смешно.. Когда же смотрины? Жених то знает о моём существовании?
Та, на полном серьёзе отвечает: - Нет, не знает. Но вот мама его в курсе. И очень хочет с тобой познакомиться. Уж я ей рассказала какая ты у нас умница и красавица. А чтобы не зазря время там терять, Анастасия (это мама парня) тебе платьев нашьёт, она чудесная портниха, хотя и работает в поликлинике.
Отрезов у меня, действительно, много. В советское время их часто дарили. Да и машинка подольская имелась. Но раз есть возможность сшить красивые платья, отказываться не стала. Да и рассмешила меня такая затея..
На следующий день еду после работы на вокзал, там у пятиэтажки встречаемся с Платоновной и идём в гости. Несу пакет с тремя отрезами и всё время улыбаюсь.. Самой не верится, что решилась на такую авантюру.

В начале пятиэтажки на углу - фотоателье. Под стеклом, на витрине фотограф разместил фотографии красивых девушек Балашова. Одна из фото моя. С этим связана смешная история:
Год назад мы с мамой собрались приехать в Балашов, навестить бабушку. Мама из Волгограда, а я из Саратова. Я приехала раньше и встречала маму на перроне. Дошли до остановки, ждём автобуса, вижу напротив, в доме небольшое фотоателье.
Говорю маме: - Давай сделаем фото на память. Ведь у нас с тобой общих фоточек совсем нет.
Мама соглашается. Мы переходим через дорогу и на пороге нас встречает фотограф.
После совместного фото, предлагает мне одной сфотографироваться и я соглашаюсь.
Мама торопит.. -"Элька, пойдём, а то автобус снова долго ждать придётся."
Фотограф интересуется: - Элька? Это ваше Имя?
Я смеюсь: - Да, имя. Вообще-то я - Эльвира, но мама меня так называет.

Через несколько дней приезжаю за нашими фото и вижу в оконце среди других фотографий своё фото и название у фотоателье "ЭЛЬКА".
Фоточки с мамой у меня сохранились, а вот ту, где одна, раздарила подружкам, с которыми училась в Волгограде и Саратове. Очень она мне нравилась.

Анастасия Ивановна встретила нас как родных. За стол усадила, наготовила всего.. Меня так даже мама никогда не встречала. А когда разговорились с ней, то повеяло таким теплом и душевностью, словно родного человека встретила. Вот бывает так.. чужие люди, а будто родные. Столько общего в интересах. во взглядах на жизнь. Уходить не хочется. Очень жаль, что нельзя выбрать хорошую свекровь отдельно. Не так часто они встречаются..
Вскоре пришёл Геннадий - это который жених. Поздоровался. прошёл в свою комнату. Переоделся и подсел к столу. Потом мы слушали музыку, у него были классная аппаратура и отличные записи музыки и песен. Время пролетело быстро. Хороший человек Геннадий, но подходит как друг, не больше. А вот с его мамой Анастасией так не хотелось расставаться, да и она всё приглашала..
Кстати, платья она мне сшила. Очень красивые. Каждый раз одевая любое из них, вспоминала Анастасию Ивановну, чудесную женщину.

Зинаида Платоновна Самородова. Что я знала об этой женщине, да ничего.. Она работала вместе с моей мамой и долгие годы дружила с ней. Но мама уехала из Балашова и со временем их встречи становились всё реже и реже.. А потом и совсем закончились. А я вернулась в Балашов, спустя год вышла замуж и не так часто заходила в гости к нашей Платоновне. А вот она находила время, чтобы приехать на другой конец города, на Комбинат, чтобы посидеть за чашкой чая с привезёнными ею пирожками или печеньем, рассказать свежие городские новости, но больше поделиться полученными от сына письмами. Её Дима возмужал, стал папой и прислал фото своего первенца.
Зинаида Платоновна вся светилась от счастья, глядя на своего внука, замечала и его милую улыбку и ямочки (как у папы) на щёчках, и смышлёный взгляд голубых небесных глаз..
- Послала Димочке денег на коляску для сыночка, - сообщала нам Зинаида Платоновна.
А когда внук подрос, бабушка скопив из своей копеечной пенсии немалые деньги на цветной телевизор, вновь отослала Диме подарочек.

А сама.. Как-то приехала к нам на Комбинат поздней осенью в лёгкой старой шерстяной кофточке. Все уже давно перешли на осенние пальто, а она вот так, налегке.. На мой удивлённый вопрос, успокоила:
- У меня есть секрет, как не замёрзнуть!
Когда я увидела этот секрет, не могла долго говорить..
Под кофтой и платьем, даже под гамашами, у Платоновны были .. газеты. Да-да. Простые советские газеты. Обёрнутые вокруг рук, ног, за спиной и на груди. Она посылала деньги своему сыночку, а сама отказывала себе во всём: в еде ( "А мне много не надо"), в одежде, в простых человеческих радостях.


Шло время.. Однажды я поехала в центр Балашова с детьми, было лето и мы хотели искупаться в реке и погулять в городском парке. Сын и дочь покатались на качелях, мы купили вкусное балашовское мороженое и дошли до кинотеатра "Победа". Напротив него по Ленина, 4 находился дом Зинаиды Платоновны. Решили навестить нашу добрую старую знакомую.
Зашли в подъезд и долго стучали в дверь её квартиры. В ответ была тишина.. На стук из соседней двери вышла соседка и поведала нам печальную историю.
Зинаиду Платоновну сразил инсульт. Соседи вызвали скорую. Они же несколько недель ухаживали за ней. Сыну дали телеграму о болезни матери.
Дима не торопился. А когда приехал с далёкой Украины, был очень зол на маму, ругался и не хотел её забирать. Пытался сдать мать в Дом престарелых, но там не взяли. Переругавшись со всеми соседями, Дмитрий продал квартиру матери и не разрешив соседям даже проститься с ней, увёз к себе. Соседи просили дать адрес, чтобы знать как сложится её жизнь там, на чужбине.. Но Дима отказал.
До сих пор не знаю, как прошли последние дни жизни нашей Платоновны. Всегда помнила её вселенскую любовь к сыночку и его отношение к матери после инсульта.

У меня тоже подрастали Сын и Дочь. Шли трудные 90-тые.. Муж Владимир, не выдержав трудности тех лет, спивался, с работы постоянно выгоняли и он совсем не получал зарплату. И хотя руки у него были "золотые" и специальность электрика везде была востребована, но запойного специалиста долго не держали. На моей работе с зарплатой тоже были проблемы, годами не платили. Одна радость.. перечисляли квартплату и это держало на плаву. Потом начали выдавать зарплату тканью. После этого рабочие Комбината ехали на рынок и там продавали её дешевле, чем она стоила. Поэтому в зарплате теряли. Многие начали шить сумки и фартуки, это приносило небольшой "навар". Появились челноки, скупавшие эту продукцию и уезжавшие в Москву, чтобы там всё реализовать.

От нашего Комбината работникам дали участки по 10 соток за рембазой. Это помогло нам выжить в те нелёгкие для всей страны годы. Построив небольшой домик, мы посадили на даче садовые деревья: яблони, вишни, черешни, сливы.. А также малину, крыжовник, смородину. Весной высаживали на грядки клубнику, картошку, морковку, лук, чеснок, зелень.. Вдоль центральной дорожки посадили виноград.
Владимир и мой свёкр, Лев Николаевич, достроили домик и выкопали колодец. Нам всегда помогали дети. Хотя они были совсем маленькими, но мои крохи всегда спешили на помощь.
Денис и Олька, какое счастье, что вы у меня такие!
Сейчас вы взрослые, у вас свои дети. Но ваша любовь и забота ко мне, друг к другу, к вашим половинкам и особенно к детям, очень радует.

Годы уносят в вечность наших родных, друзей, знакомых.. Но память о них всегда живёт у тех, кто их знал раньше.
Памяти Зинаиды Платоновны Самородовой посвящается этот рассказ.
Возможно однажды её сын Дмитрий прочитает его или его сын, и они поймут каким светлым и прекрасным человеком была их Мама, которая любила их больше жизни.

Г.Балашов. Саратовская область.

На фото: Зинаида Платоновна Самородова у нас в гостях.


Рецензии