Сопереживание. Как развить в себе эту способность?

  Мы часто убеждены, что знаем мысли чувства при сопереживании других людей.
но суть в том, что наши мысли о чувствах и мыслях других людей, вероятно, гораздо менее точны, чем вы думаете, и могут вовсе не соответствовать действительности. Знание Сопереживания другого человека для нас очень важно по одной причине: при конфликте с родственником, другом, коллегой по бизнесу, боссом или клиентом: точное знание того, что чувствует или думает другой человек, бесценно.
Важным свойством личности, предрасполагающим к бескорыстному поведению, является сопереживание и сочувствие
Сопереживание – это восприятие боли, трудностей, потерь другого человека с соболезнованием, сочувствием, состраданием, желанием помочь, поддержать, и все из любви к нему. Такое причастие к жизненным переживаниями близких людей основано на эмпатии, как чуткости и глубоком понимании их душевного и физического состояния.

Сопереживание – это переживание субъектом тех же чувств, который испытывает другой.
Сопереживание может перерастать в сочувствие и в стремление к оказанию помощи.

Дэвид Д. Бернс в своей книге "Ругаться нельзя мириться" описал
как развить в себе способность к Сопереживанию?
Прежде всего, существует три приёма при Сопереживании:
1. Мысленное Сопереживание;
2. Чувственное Сопереживание;
3. Вопрос: правильно ли я понял?

1. Мысленное Сопереживание - это способность на мыленном уровне угадывать,
распознавать и понимать, что думает другой человек в данный момент.
* Я понимаю, что вы думаете, насколько точно, что вы можете сказать: "Совершенно верно. Это именно то, что я думаю".

2. Чувственное Сопереживание – это способность, сопереживать и распознавать эмоции другого человека
*Я также понимаю , что вы чувствуете, настолько точно, что вы можете сказать: "Да, это именно то, что я чувствую.
*Я выражаю своё понимание с теплом и уважением, чтобы вы не чувствовали стыда и унижения.

3. Вопрос: правильно ли я понял?

1. Мысленное Сопереживание

Мысленное Сопереживание означает, что вы повторяете слова другого человека, чтобы он знал, что его послание дошло до вас. Вы концентрируетесь на его словах, чтобы точно суммировать сказанное, почти как стенографист, который внимательно слушает и записывает каждое слово. Мысленное Сопереживание довольно трудно освоить, особенно в конфликтной ситуации. Когда в ваш адрес слышны угрозы. Большинство из нас сильно расстраиваются или даже паникуют, так как существует тенденция сосредотачиваться на том. что сказать в ответ, чтобы защититься. Но когда вы так поступаете, то можете быть не внимательным к тому, что говорит другой человек, и перестаете что-либо понимать. Это раздражает собеседника, который ясно видит. Что вы его не слушаете.
Мыленное Сопереживание обычно снижает напряжение, особенно если тон вашего голоса уважительный, спокойный и заинтересованный.
Корме того, когда вы концентрируетесь на том, что говорит человек, и вслух повторяете его слова, то вы выигрываете немного времени, чтобы подумать о том, что сказать ему в ответ.
«Похоже, вы хотите сказать, что…»
«Исправьте меня, если я в чём-то неточен. Вы только что сказали, что…»
«Если правильно вас расслышал, что вы думаете, что…»
«Позвольте мне разобраться, насколько правильно вас понял. Потому что вы сказали три вещи, которые показались мне крайне важными. Прежде всего вы сказали, что… Во вторых, вы озабочены по поводу… В третьих, вы упомянули о своих чувствах к … Правильно ли я вас понял?»
Любая из этих фраз может оказаться кстати. Не забудьте пересказать сказанное другим человеком уважительным, спокойным и заинтересованным тоном.
Эти фразы дают возможность собеседнику узнать насколько правильно вы поняли сказанные им слова и мысли.
Вам не надо соглашаться с собеседником, и совсем не стоит спорить и настаивать на том, что он неправ. Крайне важно в этой ситуации быть искренним.
Проявляя симпатию, сочувствие и вкладывая в свои слова сердце, вы тем самым, узнаете больше о собеседнике.

2. Чувственное Сопереживание

Чувственное Сопереживание - это признание чувства людей. Во время конфликта собеседник, вероятнее всего, сильно расстроен или раздражен вами. Если вы не признаете его чувства, то раздражение будет накапливаться и выйдет из-под контроля. Именно по этому важно не упускать из виду эмоциональное состояние собеседника. Мы все этого хотим. Когда люди не понимают. Что их переживания вам не безразличны, они обязательно перестанут оборонятся или выходить из себя. В такой ситуации люди становятся более покладистыми и готовы прислушаться к вашим переживаниям.
Чувственное переживание означает, что вы видите переживания другого человека, тем более если он только что сообщил об этом.
Как это сделать?
Пересказывая слова другого человека, спросите себя: «Как он может себя чувствовать в этот момент, что он думает об этой ситуации?».
Пользуясь приемом Чувственного Сопереживания, необходимо сказать что-нибудь такое: «Алексей, судя по твоим словам, ты теперь чувствуешь А, Б, и В, Я правильно всё понял? А, Б и В – слова, выражающие чувства.

Злость:
 Безумен – проигнорирован - рассержен,
Возмущён – разражён – озлоблен,
Расстроен – взбешён - разъярён,
Взбешён – раздосадован – огорчён.
 
Встревожен:
Обеспокоен – в страхе - испуган,
Напуган – напряжен – в замешательстве,
В панике – в ужасе – в тревоге,
Нервный -  обеспокоенный – растерянный

Скучающий
Незаинтересованный – без мотивации – не активный,
Сконфуженный
Глупый – застенчивый – подавленный – разочарованный
Униженный – поруганный – оскорблённый,
Неловкий – неуклюжий – неудобный.

Расстроенный
Озадаченный – растерянный – обескураженный,
Раздражённый – сердитый – недовольный,
Противоречивый – разный – сбивчивый,
Неудачник – горемыка – невезунчик.

Виноватый
Пристыженный – растерянный – грешный,
Озадаченный – в недоумении – в непонятках,
 Плохой – дурной – слабый – скверный,

Беспомощный
Удручённый – пессимистичный – пришибленный,
Пессимистичный – безнадежный – печальный.
В отчаянии – хоть вешайся – в унынии,

Униженный
Не адекватный – ненормальный – неподходящий,
Бесполезный – пустой – ненужный,
Второстепенны – малозначащий – маловажный,
Не стоящий – недостойный – скверный,
Не любимый – немилый -  постылый,
Дефективный – ненормальный – уродливый.
Неправильный – искажённый – несостоятельный,
Запуганный – робкий – задавленный,
Неумелый – безрукий – халтурный.

Ревнивый
Подозрительный – вспыльчивый – ревнючий,

Одинокий
Покинутый – отверженный – брошенный,
Нежеланный – невзрачный – ошибочный.

Параноик
Недоверчивый – подозрительный – сомнительный.

Грустный
Печальный – поникший – несчастный,
Депрессивный – подавленный – угнетённый.
Обиженный – расстроенный – надутый,
Безвольный – поникший – отчаявшийся,
Жалкий – незавидный – бедный,
Скорбный – горестный – печальный,
Отчаявшийся – потерявший надежду – впавший в отчаяние.

Напряженный
Ошеломлённый – пораженный – потрясенный,
Измученный – разбитый – обессиленный,
Опустошенный – растерянный – невыразительный,
Вялый – безжизненный- мямля.

Усталый
Иссякший – вымотанный – изнуренный – изношенный

Ранимый
Хрупкий – ломкий – хилый – дохлый – раскалывающийся.

Если вы закончите свою речь вопросом, у собеседника появится шанс исправить всё, что вы не правильно поняли, и ещё больше рассказать вам о своих чувствах.
Очень важно в конце задать вопрос, чтобы побудить собеседника раскрыться и рассказать больше о его проблемах.
Кроме того он может подтвердить вашу правоту или сказать, что вы его неправильно поняли.

3. Вопрос: правильно ли я понял?
Вопрос - один из наиболее полезных приёмов общения и, возможно, самый легкий. Однако есть несколько ошибок, которые люди почти всегда совершают, когда только начинают осваивать. Используя Вопрос, вы задаете осторожные пробные вопросы. чтобы больше узнать о том, что думает и чувствует другой человек. Ваша- цель раскрыть другого человека, словно книгу, а не захлопывать его или просто прекращать разговор.
Вопрос можно использовать различными способами. Прежде всего, нужно больше спрашивать о том, что думает и что чувствует человек.


Рецензии