Беглая рецензия на рассказ Жизнигра Андрея Гагарин

https://www.facebook.com/hashtag/жизнигра
#жизнигра

АРИНА БРАГИ
БЕГЛАЯ РЕЦЕНЗИЯ НА «ЖИЗНИГРА» АНДРЕЯ ГАГАРИНА.

Мастер рассказа, А. Гагарин, умело – и даже грубо, так, что не вывернуться  – расставляет крючки и захватывает читателя, выворачивая из его памяти весь видеоряд современного человека, и весь звуковой и чувственно тактильный, также. Крючки не отпускают до последней гениальной строчки: «Казалось, что на них сыпется сверкающая золотистая пыль».
Как автор это делает:
Тройной герой, сильнейшее мужское начало, существует параллельно в трех возрастных ипостасях. Безусловно, здесь библейский отсыл, и даже жертва здесь - сын, на пике жизненных сил; и как приносится жертва? через распятие.
Безусловно, мастерство автора создает в воображении читателя 3х-мерный фильм, составленный из всего видеоряда современного человека “западной цивилизации”, которая ныне общечеловеческая: все расы, все страны, все поколения золотого и не очень миллиарда; все движется к своему великолепному завершению. И это нам и говорит автор своим завораживающим мастерством, автор, уже принявший эту кончину.
Мастерски написанные монологи с живой индивидуальной речью; этот разный язык, разделяет возрастные грани тройного персонажа, делает этот поколенческий и духовный разрыв еще страшнее, а муки тройного мужского персонажа в мире без женщин, в разбалансированном современном мире - еще безнадежнее.
Кафка (отсыл к которому, безусловно есть) отдыхает, глядя как из страшной космической дыры хлещет тот черный ветер из гениальной первой строфы рассказа: «Хлесткий порыв ветра задул свечу, покатил пестрые пасхальные яйца, сдул карамельки, повалил банку с гвоздиками и звякнул ею об оградку».
Та катастрофа, к которой постепенно только готовится современная цивилизация, уже произошла: нет ни родины, ни любви, ни женщины, ни планеты, ни надежды.
Отсыл также и к великому голливудскому учителю и знатоку душ Владимиру Проппу, и к Евгению Замятину, но в отличии от его великого романа о любви «Мы», Гагарин, умелый его ученик, не оставил современности ни любви, ни надежды на нее.
Времена кончаются, господа, оставьте все иллюзии.
Страшно, страшно, страшно… Хотя и виден робкий привет Набокова из последней строки …
2 декабря 2021


Рецензии