Не разлей вода Одним файлом

Они жили в частных домах на одной улице, в детстве вместе играли и шалили, когда подросли, ходили в одну школу. Наташа была на год старше и поначалу опекала Толю. Потом подросший сосед, в свою очередь, покровительственно носил её портфель и отгонял задир - мальчишек.

Со временем их даже перестали дразнить, настолько все привыкли к тому, что они неразлучны. Толя, пообедав после школы, приходил делать уроки к Наташе, а она с удовольствием помогала и объясняла то, что было непонятно.

В свою очередь, девочка стала забегать к другу, чтобы поиграть с его недавно родившимся братишкой Андрюшей. Соседки шушукались о том, что молодка нагуляла сынка на стороне, потому что после развода не видели её ни с одним мужчиной.

– Вам-то что! – защищала её Полина, Наташина мама, – У вас должна была спросить разрешения?! Да у Зои и так никакой жизни нет, на стройке работает в две смены, ещё халтурит. Квартиры ремонтировать её зовут, потому как специалист хороший. Одна женщина двух детей тянет на себе, понимать надо!

Андрюше едва исполнилось три года, когда однажды Зоя ушла из дома, оставив его ненадолго одного. Этого времени хватило на то, чтобы он нашёл в шкафчике бутылку от лимонада и глотнул из неё жидкость, приняв за газировку.

Только в той бутылке хранился уксус, который не оставил малышу шансов на выживание. Зоя поседела за один день. Она выла, рвала на себе волосы и кричала о том, что нет ей прощения.

Толя не отходил от матери ни на минуту, потому что боялся за неё. Не в силах смириться с потерей, она так убивалась, что смолкала только в то время, когда забывалась ненадолго в тяжёлом сне.

Так как мальчик не мог один справиться, Полина пришла ему на помощь. Она взяла на себя все хлопоты, а потом на несколько дней переселилась в дом, переполненный горем.

С большим трудом женщина уговорила Толю уходить на ночь в её дом, где Наташа вместе с папой пыталась отвлечь друга хоть немного разговорами, поила чаем и читала что-нибудь вслух, пока он не засыпал.

Мальчику было очень тяжело, но он справился, мужественно взял на себя все заботы по дому и, как старший, опекал маму. Она постарела и словно съёжилась, её худоба и опущенные плечи создавали эффект крайней измождённости.

Вдобавок бедняга начала потихоньку выпивать, чтобы хоть ненадолго забыть обо всём. Соседи сочувствовали и делали вид, что не замечают, считая, что время излечит душевную боль.

Но нашлась и пара сплетниц, разносящих по знакомым слова о том, что Зоя специально оставила ту бутылку и наказала малышу выпить лимонад, чтобы избавиться от него.

– Да люди вы или нет?! – возмущалась Полина, когда до неё дошли грязные слухи, – Есть ли у вас сердце, чтобы наговаривать такое? Сами ведь матери, можете вы такое пожелать своему ребёнку?

Узнавший про сплетни Толя, сжав кулаки, пообещал отомстить злобным тёткам.

– Не пачкайся о них, – попросила Полина, – Мстят только слабые и неуверенные в себе люди. А ты мужчина. Маленький, но уже сильный духом и стойкий мужчина. Без тебя мама пропадёт, помни об этом и не совершай необдуманных поступков.

***
– Зоя, ты забыла о своей ответственности за Толю, – выговаривала Полина соседке, – Надо жить ради него, ведь жизнь продолжается. Ты не должна рисковать и потерять ещё и этого сына!

– Я постараюсь, – отвечала она и опять уходила в себя.

С течением времени понемногу душевная боль страдалицы притупилась, и она стала уделять внимание мальчику, только часто словно вдруг каменела, уходя в себя.

Толя стал не по-детски рассудительным и взрослым, его чуткая душа откликалась на страдания матери, только та не хотела пускать в свои переживания никого, терзаясь в одиночку.

Боясь за здоровье Зои, душевное и телесное, соседи пытались хоть чем-то заинтересовать её, чтобы отвлечь от горестных воспоминаний. Однажды Наташу осенило.

– Тётя Зоя, мне так нравятся ваши вышивки, и эти занавески, и подушки! Научите меня?

– Правда? – оживилась женщина, – Я думала, теперь это уже никому не интересно. Когда-то я вышивала, а моя бабушка ещё вязала крючком. Хочешь, покажу, что у меня осталось от неё? – она достала и разложила на столе скатерть и такие же салфетки, – Смотри, это моё приданое!

– Какая красота! – воскликнула девочка, водя пальцем по чудесным цветам, распустившимся на узорчатом поле, – А вы умеете так вязать?

– Немного умею, бабушка учила, только такое не вязала никогда.

– Научите меня?

– Даже не знаю, смогу ли.

– Ну пожалуйста! И я хочу себе связать приданое. Давайте вместе начнём, вы мне показывать будете, вдвоём разберёмся.

– А что, – загорелась необычной идеей Зоя, – Давай попробуем!

Теперь они вместе просиживали вечерами над рукоделием, разбираясь в сложных узорах. Наташа была прилежной ученицей, хоть и не очень хорошо у неё получалось. Со временем она наловчилась и даже начала вязать ажурную салфетку, однако надолго терпения не хватило.

Но дело было сделано. Зоя увлеклась вязанием, во время которого наступало умиротворение и бездумное спокойствие. Она всё чаще отсылала помощницу отдыхать, а сама отдавалась целиком любимому занятию и, забывшись, иногда даже напевала что-то тихонько.

Жизнь в их семье налаживалась, и Толя вернулся к своим мальчишеским делам. Зимой это были снежные забавы, летом - волейбол и футбол. Общаясь на футбольном поле со старшими ребятами, подросток тянулся за ними, а чтобы казаться взрослей, начал покуривать.

– Это же шпана! Ты зачем связался с ними? – возмущалась Наташа, – Все знают, что от них чего угодно можно ждать!

Когда обокрали соседку Клаву, одну из тех самых тёток - сплетниц, она указала милиции на Толю.

– Это он, потому что безотцовщина! А мать укоротить его не может, вот и залез ко мне, я сама слышала раньше, как он угрожал со мной расправиться. Хорошо ещё, дома меня не было, вот и цела осталась.

– Что ты несёшь! – расплакалась Зоя, – Раз заступиться за него некому, значит, понапраслину можно возводить на моего сына?!

– Спокойно, гражданочки, во всём разберёмся, – остановил их милиционер.

Оказалось, что Толя, действительно, не был причастен к этому происшествию, но, от греха подальше, Наташин отец отвёл его в спортивную секцию при заводе, где он работал.

Там мальчик начал заниматься волейболом, и уже не было у него времени на то, чтобы бесцельно шататься по улицам с ненадёжными приятелями. Наташа решила не отставать от друга.

А летом они вместе поехали в спортивный лагерь, где случился и их первый медленный танец, и первый поцелуй. Оба потом ужасно смущались и договорились о том, что всё у них ещё будет, только надо подрасти.

Им и так было хорошо вместе. Когда всё ясно без слов, можно даже просто молчать вдвоём, достаточно уже того, чтобы сидеть рядом и глядеть на звёздное небо.

***
Детей в лагере часто навещали матери, там и приглянулась Зоя одному из тренеров. То, что Сева был женат, выяснилось позже, когда женщина забеременела.

– Всё равно! – твердила она, – Пусть без него, но рожать буду! Раз Бог послал мне дитя, значит, так нужно, значит, простил меня и дал ещё один шанс стать хорошей матерью.

Сева оказался порядочным, сказал, что ребёнка не бросит и будет помогать. Ещё он повинился жене и обещал, что её тоже не бросит.

А той ничего не оставалось делать, как только смириться, потому что своих детей у них не было. Доктора вынесли Лоре приговор, сообщив о её бесплодии, поэтому женщина считала себя виноватой.

– Если ты уйдёшь, я пойму, – сказала она, – Только не мучай меня неопределённостью.

– Да что ты такое говоришь! – горячо возражал муж, – Я же тебя люблю! Просто у меня нерастраченные отцовские чувства, которые некуда применить, и потом, должен же кто-то продолжить мой род!

– Я тебя люблю! – объяснял он же Зое, – просто я чувствую свою ответственность перед женой и не могу её оставить. Разве она виновата в своей беде, да и кому она будет нужна такая?!

– Да просто ему так удобно! – горячилась Полина, – Ишь, какой ходок! Он и тут желанный гость, и там у себя дома, а виноватая жена стелется перед ним, угождает, лишь бы не бросил. Пусть решает что-то, а ты не иди у него на поводу!

– Да ведь я всё понимаю, отвечала Зоя, – Только ребёнок без отца опять будет. Хотя, мне не привыкать, справлюсь и сама.

– Конечно, справишься, – подбодряла её Полина, – Да и мы всегда рядом, поможем, не сомневайся! И Наташа детей любит, чем не помощница. А уж Толя твой какой молодец! Правильный мужчина растёт, повезёт его жене!

– А мне Наташа твоя уж так нравится, чем не жена ему? Вот бы породниться нам с тобой! Хорошие вы люди, и ты, и Володя, сколько добра мне сделали, век не забуду, чем обязана!

– Вот и поговорили! Я ведь тоже рада буду, только малы они пока, выучиться надо. Наташа вон учительницей хочет стать, стало быть, образование получать надо, да и Толе надо обучиться профессии какой-нибудь.

А пока давай о ближайшем будущем позаботимся. Ты над моими словами-то подумай да определись. У Севы твоего одна семья должна быть, или здесь, или там, чтобы не мотался он туда-сюда, как цветок в проруби.

***

Вплоть до родов Зоя ждала решения Севы, потом, видя, что он вошёл во вкус и ничего менять не собирается, отказала от дома, сообщив, что отныне он только отец.

– Приходить к дочке всегда можешь, твоё право, а жена у тебя одна, к ней и иди за лаской!

Тот ещё возражал что-то, но не очень активно, потом вздохнул с видимым облегчением.

– Ну, как знаешь, была бы честь предложена!

С той поры он стал навещать дочку по выходным, подкидывал иногда деньжат. Зоя подавать на алименты не стала.

– Сама справлюсь! – отвечала она на расспросы соседок, – Не хочу я от него зависеть.

– Что это он приходит, как в гости, поиграет чуток, да и бегом! – возмущались они, – Смотри, ещё и жену будет приводить понянькаться, нашли себе развлечение, ребёнка на стороне растить.

– Какой ни есть, а он отец, – защищалась Зоя, – Не хочу я Леночку сиротить. Ведь не отказался, признаёт дочку, так пусть всё и идёт, как идёт!

Так всё и шло, хоть жилось семье трудновато. После окончания Толей восьми классов Володя помог ему устроиться на завод учеником токаря.

Наташа закончила школу и поступила в педагогический институт. Решение было осознанным и проверенным практикой, так как она принимала самое активное участие в воспитании Леночки, которую растили совместно две семьи.

Когда подошло время, Толю призвали в армию. Перед уходом он заговорил было о женитьбе, но Наташа уговорила его не спешить.

– Мне доучиться надо, тебе отслужить, – говорила она, – Успеем ещё, всему своё время! Ты не думай ничего дурного, я и так буду тебя ждать! Мы все будем тебя ждать!

***
После прихода Толи из армии Наташа настояла, чтобы он поступил на вечернее отделение в техникум, потом закончил, сказала, что со свадьбой пока надо подождать.

– Ты что, не хочешь выходить за него? – начала Полина расспрашивать её, – Ты всё время ищешь причину, чтобы отложить свадьбу.

– Да, наверное, ты права, – согласилась дочь, – Мне кажется, я слишком привыкла к нему, как к брату, поэтому не представляю в качестве мужа. И потом, мне другой нравится.

– Кто он? – удивилась мама, – Ты ничего раньше не говорила.

– Какая разница, кто? – Наташа вздохнула, – Он всё равно не обращает на меня внимания.

– Это что, кто-то из школы, где ты работаешь?

– Да нет, в школе сплошь женщины. Мы учились вместе. Его зовут Саша, он работает теперь в газете, и он любит другую.

– Ох, дочь, – огорчилась Полина, – Ну зачем тебе это? Не надо вмешиваться в чужие отношения, не приносит это счастья.

– Я не буду вмешиваться, – уверила её Наташа, – Он ничего не знает и никогда не узнает, – она опять вздохнула, – Вот закончит Толя техникум, и сыграем свадьбу.

– Мы с Зоей так рады были бы! Но если ты не хочешь, не надо идти наперекор себе. Ведь главное, чтобы ты была счастлива, Наточка!

– Вот видишь, вы рады, и все этого ждут, не могу же я теперь отказаться, никто этого не поймёт!

– Да что ты говоришь-то? Разве замуж выходят для кого-то? Ведь это на всю жизнь! Твою жизнь! Не ошибись, дочка!

***

Через четыре года сыграли свадьбу. Толя настаивал на этом, а у Наташи все отговорки закончились. Кроме того, не было рядом с ней того, ради кого стоило бы обижать жениха, оставаться одной тоже не хотелось.

Семейная жизнь потекла спокойно и размеренно. Толя был счастлив, всё сладилось, от завода ему выделили квартиру, и вот-вот ожидалось повышение по работе.

Молодой муж, как мог, угождал своей избраннице, был нежным и заботливым, мечтал о сыне. Наташа же становилась всё грустней, хоть старалась не подавать вида.

Однажды ночью, не обнаружив рядом жену, Анатолий нашёл её плачущей у окна на кухне.

– Что с тобой? – всполошился он, – Болит что-то?

Та в ответ лишь отрицательно помотала головой.

– Я тебя чем-то обидел?

– Нет-нет, что ты, – Наташа улыбнулась через силу, – Ты очень хороший, это я виновата! – она опять залилась слезами.

– Объясни мне, что не так? – настаивал Толя.

– У меня раньше была мечта - выйти за тебя замуж, – всхлипнув, сказала жена, – Ну, вышла, и что дальше? Скучно как-то мне всё это стало. Прости, я не хотела тебя обидеть! Но нет же никакой романтики! Всё осталось то же самое, только ты теперь не уходишь домой вечером. Ты думаешь, это любовь? Я сомневаться стала. У меня же должна быть радость, кровь должна бурлить! А я как будто со стороны рассматриваю себя рядом с тобой и не понимаю, зачем мы вместе.

– Прости, что не оправдал твоих ожиданий, – обиделся мужчина, – Ну, не умею я быть романтичным, просто люблю, как могу.

– Да я знаю, и благодарна тебе за это! Только ничего поделать с собой не могу. Может, перегорела, или так привыкла к тебе за всю жизнь, что мало ценю это. Только не обижайся, ты ведь сам настаивал на моём ответе, – она помолчала немного, потом решительно вытерла слёзы, – Зря я сказала, не слушай меня! Это просто женская блажь и плохое настроение, – Наташа обняла мужа, коснулась губами его щеки, – Пойдём спать, вон уже светать начинает!

***
Анатолий ещё часто потом украдкой вглядывался в жену, стараясь увидеть на её лице следы того ночного смятения. Но Наташа была спокойна и не давала больше поводов для переживаний.

Последующие дни потекли спокойно и безмятежно. Супруги были предупредительны друг к другу, доброжелательны и дружны, их союз казался всем гармоничным и счастливым.

Не было только детей, но сначала это не вызывало беспокойства. По прошествии нескольких лет Толя начал всё чаще заговаривать о желании стать отцом, а Наташа потом переживала и винила себя в том, что бесплодна в наказание за свою холодность и нелюбовь к мужу.

Узнав о том, что в честь десятилетней годовщины в институте будет организован вечер встречи выпускников их курса, Наташа затрепетала. Все эти годы она отгоняла от себя мысль о том, чтобы узнать что-нибудь об Александре, а пуще того - встретиться с ним.

Оказалось, что её девичья влюблённость всё ешё жива и вспыхнула с новой силой в предвкушении встречи. С замирающим сердцем готовилась она к этому событию, чтобы поразить мужчину.

Что будет дальше, не загадывала, воображение не рисовало ничего, кроме того, что она увидит предмет своей мечты. Она была счастлива уже самим фактом возможности встречи.

И вот этот день настал. После торжественной части наступил черёд шумного застолья. Саша был в мужской компании, Наташа расспрашивала свою институтскую подругу о том, что произошло в её жизни, незаметно поглядывая при этом в сторону мужчин.

Потом они вышли на улицу освежиться, и там уже Наташа изливала душу подруге, которая была в курсе её прошлой симпатии и напрямую спросила о том, живы ли чувства.

– Ну да, я всё ещё мечтаю о нём, – ответила собеседница, – Ничего не могу с собой поделать, и забыть его не могу, это мешает мне быть счастливой.

Когда они вернулись в зал, там уже звучала музыка, однокурсники пели и веселились. Дождавшись медленного танца, Александр пригласил Наталью и бережно закружил.

Он рассказывал о том, что был женат, но несчастлив в браке, и теперь уже разведён. От нежности его сильных рук Наталья разволновалась до полуобморочного состояния.

Когда мужчина предложил сбежать с вечеринки и сходить в кино на вечерний сеанс, с радостью согласилась. Они сели в автобус.

– Куда мы едем? – с любопытством спросила Наталья.

– Около моего дома построили кинотеатр, он тебе понравится! – отозвался Саша.

Выйдя из автобуса он увлёк однако женщину в другую от кинотеатра сторону.

– Зайдём ненадолго ко мне, – объяснил он, – Я ногу натёр новыми туфлями, надо переобуться.

Войдя в квартиру, Наташа увидела повсюду женские вещи.

– Ты сказал, что разведён, – удивилась она.

– Официально пока развод не оформлен, – смутился Александр, – Но мы давно чужие люди, и это лишь формальность. Да какая разница! Жены всё равно нет, она к маме уехала. Иди лучше ко мне! – он притянул к себе спутницу.

Наташа отпрянула от него.

– Как ты можешь!

– Да ладно ломаться-то! Сама ведь сказала, что любишь меня, я всё слышал.

– Ты обманул меня, обещал, что в кино пойдём! А я поверила. Я ведь думала, что ты самый лучший!

– Ну ладно, ладно. Про то, что тебе романтика нужна и всякое такое, я тоже в курсе. Если уж так хочешь, будет тебе романтика! Побудь тут немного, я за шампанским сбегаю.

Саша быстро вышел за дверь, захлопнул её, потом послышался звук поворачивающегося в замке ключа. Наташа опешила, но всё ещё не веря в происходящее, подошла к двери и нажала на ручку.

Чуда не случилось, она оказалась заперта. Изнутри открыть дверь можно было только ключом.

***
– Саша! Ты что, шутишь, открой немедленно! – кричала Наталья, колотя по безмолвной двери.

Её охватила паника. Можно было, конечно, позвонить мужу или родителям, но ужасно стыдно будет признаться, что она пошла с чужим мужчиной в его квартиру.

– Только бы никто не узнал! – твердила она, как заклинание, – Какой позор! И как всё это глупо! – женщина остановилась, – Так, без паники! Сама вляпалась в историю, сама и выкручиваться буду!

Она вспомнила, что квартира вроде бы на первом этаже, подбежала к окну кухни.

– Как высоко! – разочарованно воскликнула пленница, – Что же делать?

С колотящимся сердцем она метнулась в комнату, потом в другую. Большое расстояние до земли всё так же пугало, но под одним из окон оказалась цветочная клумба со вскопанной, на вид рыхлой почвой.

Наташа открыла створку, прикинула на глаз высоту, опасливо зажмурилась, но, услышав около двери какой-то шум, отбросила сомнения.

Она скинула вниз туфли и сумку, залезла на подоконник, крепко ухватившись за раму, встала на четвереньки и осторожно развернулась тыльной частью в сторону улицы.

Упираясь, как альпинист, в стену коленками, потом ступнями, спустилась пониже. Спортивная сноровка и сильные руки, к счастью, не подвели.

– Спасибо, папочка, за секцию, – пыхтя, шептала она, – Если бы ты знал, для чего мне это пригодится, отдал бы в скалолазание!

Оглянувшись на клумбу, женщина, как могла, развернулась, повиснув на одной руке и, сильно оттолкнувшись от стены, прыгнула. Приземление было не таким уж и мягким, как ожидалось.

Но жалеть себя было некогда, ей показалось, что вверху уже скрежетал в замке её темницы ключ, или это от удара зашумело в голове?! Наташа вскочила, подхватила вещи и кинулась в ближайшие кусты.

Там она надела туфли, поправила одежду, опасливо озираясь, вышла на тротуар, как ни в чём ни бывало, сделала сгоряча несколько шагов, но тут же присела от боли.

Поцарапанные ступни горели, а сильная боль не давала наступить на одну ногу. Однако, боясь быть настигнутой, беглянка, припадая на одну ногу, поспешила прочь.

Когда Наталья добралась до дома, Толя испугался, увидев её.

– Что с тобой? Тебе плохо?

– Я споткнулась, – жалобно ответила жена, – С размаху влетела в какие-то колючие кусты, вся перепачкалась, кажется, даже подвернула ногу, – и чуть не шёпотом добавила, – Не надо было ходить туда, мне совсем не понравилось.

В её глазах стояли слёзы обиды и раскаяния, бедняга уткнулась в родное плечо и разрыдалась.

– Ну что ты! – растерялся Анатолий, – Было бы из-за чего горевать!

Он подхватил бедняжку на руки, занёс и уложил на диван, помог раздеться, потом наполнил тазик водой, протёр раны, осмотрел припухшую ногу.

– Я сейчас скорую вызову! – спохватившись, заговорил мужчина.

– Не надо! – остановила его Наташа, – Мне уже лучше. Просто посиди со мной! – она положила голову на ладонь мужа и закрыла глаза, – Какой ты у меня хороший! Только не уходи, ладно? – и уже в полусне договорила, – Ты самый лучший на свете, и я так люблю тебя! Я даже сама не знала, что так люблю тебя!

Она всхлипывала и что-то бормотала во сне, не выпуская руку Толи, а он так и сидел рядом, гладя её по голове свободной рукой.

Потом у бедняжки поднялась высокая температура, и пришлось всё-таки вызвать скорую помощь. Доктор не нашёл ничего серьёзного, списав недомогание на то, что больная перенервничала. С ногой тоже всё было более - менее нормально, простое растяжение, и её зафиксировали эластичным бинтом.

Когда выздоровевшая Наташа вышла из школы после уроков, Анатолий встретил её с цветами.

– Я что-то забыла? – растерянно спросила она, – Какой сегодня день?

– Всё в порядке! – успокоил её мужчина, – Не волнуйся, повода никакого нет! Просто я соскучился и решил пригласить тебя на свидание. Пойдём?!

– Пойдём! –ответила вспыхнувшая от радости жена.

***

– Наточка, ты вся светишься! – заметила Полина, – Поделишься, что случилось?

– Мама, я влюбилась! – восторженно заявила Наталья.

– Не пугай меня, дочка!

– Да нет, ты неправильно поняла! Я влюбилась в собственного мужа! Ой, мама, как же мне повезло, что рядом со мной Толя! Я, наконец, разглядела его и оценила. И, ты знаешь, у нас словно заново медовый месяц случился. А ещё я беременна, и абсолютно счастлива!


Рецензии