Гуляет табун в степи Приазовья

         
Солнце палило нещадно. Поэтому в наших  «Жигулях» было довольно душно. Особенно, когда мы свернули с асфальта на грунтовку, и из-за поднимавшейся из под колес пыли пришлось поднять оконные стекла. Спуск, подъем, поворот и вот уже мы на полевом стане Гривенского фермера Александра Гудым. У небольшого водоема вагончик, сельскохозяйственная техника. Опережая хозяина,  первыми подбежали познакомиться с гостями две шустрые дворняги - надежные охранники крестьянских владений. Ветер шелестел распущенными косами старой развесистой ивы, облегчал солнечный зной.
 Заметила, что хозяин этого большого крестьянского удела уже изрядно утомлен. Ничего удивительного, ведь в разгаре жатва хлебов, а у Александра Николаевича немалый клин озимых. На вопрос о новом урожае мой собеседник ответил оптимистично:
- Неплохой нынче хлеб, только дожди мешают убирать.
Фермер говорил короткими фразами. Обходился без витиеватых отступлений, отвечая  только на заданный вопрос. Как и большинство гривенцев, он вырос в простой крестьянской семье. О своих казачьих корнях не задумывался никогда, не интересовался. Хотя, судя по его характеру и наклонностям, скорее всего предки его принадлежали к этому кубанскому сословию. Иначе откуда  с самых детских лет у пацана была такая любовь к лошадям. Говорят же в наших краях: «Казак без коня — не казак!».
- Так у меня отец пас колхозный табун лошадей, а я ему помогал, - пояснил с улыбкой Александр Николаевич, - моя главная мальчишеская мечта — иметь своих коней. Подшучивали надо мной родные. Я и сам не думал, что мечте этой суждено будет когда-нибудь сбыться.
 В 1976 году он окончил гривенскую среднюю школу. Поступил в Ладожское ПТУ. Приобрел специальность механизатора и пошел служить в армию. Вернулся домой и начал работать механизатором колхоза «Память Ильича». Потом в 1991 году стал машинистом насосной станции. А вскоре закон вышел о земле. Начали колхозники, кто побойчее, предприимчивее, выделять свои земельные паи, чтобы хозяйствовать самостоятельно. Решил и он в фермеры податься. Братья не захотели к нему присоединяться. Вот и стал он работать на их, своем, родительском и земельном пае жены.  В аренду еще землицы взял. Нелегко было первые годы. Но постепенно обзавелся техникой (в том числе, тремя комбайнами), стал опытным, рачительным хозяином. Во всем помогает супругу жена Людмила, она — бухгалтер. Сейчас его угодья на 600 гектарах. Выращивают озимые, технические культуры, рис. Есть водоем, в котором гривенец разводит зеркального карпа и другую рыбу.
Все это и у других есть. А вот животноводством, что более затратное и трудоемкое, рискуют заниматься не многие. У семьи Гудым (с родителями уже  успешно работает взрослый сын) мясное стадо КРС в 20 голов, овцы, козы. Но главное — табун в 150 лошадей. Не раз получал фермер субсидии на развитие производства, кредиты брал льготные. Ежегодно принимает участие в различных краевых сельскохозяйственных ярмарках и выставках.
Гривенский коневод известен далеко за пределами Краснодарского края. Из Казахстана и Татарстана приезжают к нему за скакунами. Часть животных фермер уже несколько лет в летний сезон сдает в аренду на Черноморское побережье. Там его лошади не только катают туристов по паркам, но и помогают окрепнуть больным детям (в санаториях, где применяют экзотический вид лечения — ипотерапию).
Несмотря на то, что добрая треть лошадей сейчас — на заработках на побережье, табун выглядел внушительным. Гривастые красавцы и красавицы на длинных тонких ногах, горделиво посматривали на гостей, держали себя степенно. К хозяину же они буквально льнули, каждому животному хотелось, чтобы он его потрепал по холке, сказал приветливое слово, оказал другие знаки внимания. Радостно сияли глаза Александра Николаевича. Будто  общался он  с дорогими, близкими людьми. Он с удовольствием рассказывал о каждом животном, о его привычках и особенностях. С особой гордость показал на мать с жеребенком: «Вот ведь, посмотрите, еще и суток нет, как он на свет появился, а какой шустрый!». И было в этих словах столько неприкрытого счастья, что спрашивать о том, доволен ли Александр Гудым своей судьбой, было ни к чему.
Гулял по степи табун лошадей... Жаль, что в наше время это довольно редкое явление.


Рецензии