Дмитрий Лихачёв. Письма о добром

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «ДМИТРИЙ ЛИХАЧЁВ. ПИСЬМА О ДОБРОМ».


Дмитрия Лихачёва называют одним из величайших учёных гуманистов 20 века.
Я купил его книгу «Малого собрания сочинений» и решил исследовать так сказать «учёное» или, по-нашему, духовное лицо этого безоговорочного учителя «культурной духовности» современной России. Забегая вперёд, скажу, что учебники обществознания средних школ с начала реформ писались «по Лихачёву», по Лихачёву учат студентов, и с общественных и государственных официозных трибун звучат слова, максимы Лихачёва. Я узнал его в своём видимо-невидимом враге, с которым боролся, будучи христианским педагогом.

Итак, книга писем Лихачёва школьникам (!) называется «Письма о добром», она является безспорным учебником нравственной культуры религиозного гуманизма для подрастающих поколений. Я обратил своё внимание на туда-сюда «духовные» темы писем и вот что хочу сказать по каждому из них.

Письмо четвёртое. Самая большая ценность – жизнь.

«Жизнь – это прежде всего дыхание…
Душно бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Следует хорошенько «выдохнуть» все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть всё, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, её ценности, её красоту».
Но если выдыхаешь, то становится душнее, и надо спросить: кому? Не тому ли, кто несёт вместо тебя, феодала, на себе всю суету будничной жизни? А жизнь человек «принимает» прежде всего из того самому процесса существования, который неизбежен для честного мыслителя, а не бретёра и нахлебника от культуры.

«Заметить красоту в природе, в посёлке, городе, не говоря уже -  в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу  жизни, сферу того жизненного простора, в котором живёт человек».
Ну, это ещё цветочки! Перед нами – закоренелый идеалист, который думает, что грехи, пороки, мерзости многих, слишком многих людей – это некие мелочи, человек красив сам по себе. Но ведь красота без нравственности, без добра, без слёз сердечных -  мерзка, в самом прямом смысле некрасива, как и сама жизнь, которую уродует зло – то, что противоречит естественному предназначению.

Письмо пятое. В чём смысл жизни.

«Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали. Враньё всегда  (?) видно (кому???). Людям особое чувство подсказывает, врут им или говорят правду. Но иногда нет доказательств, а чаще – не хочется связываться».
К сожалению, это очередная иллюзия, начиная с того, что многие люди подсознательно хотят, чтобы их обманывали, то есть говорили «правду», а многие просто не имеют соответствующих способностей.

«Природа создавала (!) человека много миллионов лет, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно, я думаю, уважать, нужно прожить жизнь с достоинством, и прожить так, чтобы природа, работавшая над нашим созданием, не была обижена».
Быть дарвинистом – яркий признак глупости! А вот природу стоило бы обидеть за то, что не дала дарвинисту безсмертной души!

«…Задача каждого человека и в крупном и в малом – повышать … уровень счастья. И личное счастье тоже не остаётся  вне этих забот. Но главным образом – окружающих…»
Если уж заговорили о счастье, то оно возможно только в личном плане. А вот насчёт окружающих есть Божья заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

О творчестве он говорит как о предмете приложения неких способностей, умом своим не понимая, что человек в принципе творит самого себя, прежде всего -  в своём сознании. Но это для Лихачёва – тяжёлый вопрос, этому не учили в Красном университете. Не понимает он, что такое творчество! А что такое счастье -  понимает?

И о памяти он питает те же самые «жидкие» иллюзии, говоря о ней как об общественно-культурном феномене. И его явно не научили тому, что наше сознание, вообще, наше существо слеплено и обосновано памятью как воспринимающим свойством души.
Но говорить о некой «памяти» о «человеке вообще», о «маленьком» человеке – безумие! Даже могильные памятники ветшают. Но кому и что скажут эти могильные памятники? Где ты, человек памяти? И кому ты нужен?
Какая там «память», когда в навоз превращаешься, в перегной, от которого и следов то нет, как и от твоей памяти через несколько поколений?
Вот так должен думать и сознавать материалист! Тем более – атеист, коими гуманисты религиозные как раз и являются!
Но, как предупреждает Лихачёв, обманывающий обманывает прежде всего самого себя. На воре шапка горит!

Письмо двадцать седьмое. Четвёртое измерение.

«Будем знать историю – историю всего, что нас окружает, в большом и малом масштабах. Это ведь четвёртое, очень важное, измерение мира».
Без комментариев!
Память должна быть избирательной!

«Будем же активнее защищать всё то, что делает нашу жизнь осмысленной (!), богатой (!!) и одухотворённой (!!!)»
Именно оплодотворённую Богом науку, литературу и искусство, чему пример – вот он!

Письмо сороковое. О памяти.

«Память противостоит уничтожающей силе времени».
Поскольку время – это длительность существования, то необходимо сказать, что память не только заставляет человека жить во времени и со временем в мире, но делает время для него живым, актуальным. Время – это жизнь, не забудьте, товарищ Лихачёв!

«Память – преодоление времени, преодоление смерти».
Когда прекращается время жизни, то есть в смерти, наступает время вечное, вечная жизнь. Какое из времён хочет преодолеть писатель: время жизни, вечность или время жизни мира? Глупцам закон писан! Но мы не по плакатам мыслить то учимся!

«Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически».
Чья память? Для умных существ, как и для большинства населения Земли (исключая, конечно, китайцев) память о прошлом мерзка и страшна. Что в ней «поэтичного», то есть образно-символического, понять очень трудно. А вот эстетически воспитывает память только с помощью эстетов-идеалистов от культуры, которые судят о прошлом по произведениям отдельных личностей. В данном контексте уместно говорить о «памяти цивилизации», определяемой системой ценностей, и здесь ну кое-как, но всё же  реально в прошлом что-то «светлое» увидеть.

 А ВОТ ЭТО ПИСЬМО СТОИТ ПРОЦИТИРОВАТЬ ЦЕЛИКОМ, СОЗНАВАЯ ТУ ДУХОВНУЮ УДАВКУ, КОТОРАЯ НАКИНУТА С ПОМОЩЬЮ РЕЛИГИОЗНЫХ ГУМАНИСТОВ И ЛИЧНО – ВОСПИТАТЕЛЯ ЛИХАЧЁВА – НА СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО И НЕ ОЧЕНЬ ЧЕЛОВЕКА РОССИИ И МИРА.

Письмо сорок шестое. О религии.

«Религия – это не просто (!) то или иное философское (?) учение, мировоззрение. Многие думают так: «Я признаю существование Бога (!) -  значит, я верующий, религиозный». Или так: «Я признаю Никейский символ веры – следовательно, я православный». Нет, быть верующим – значит выполнять определённые требования вероучения, вести определённый образ жизни, в согласии с другими верующими и жизнью Церкви. В религиозном духе воспитываются с детства (!). Жить в соответствии  со своей религией стремятся всей семьёй (!). Привыкнуть к религиозной жизни уже взрослому трудно (!), хоть и возможно. Также важно, что определённые народы связаны с определёнными (! кем?) же религиями: русские -  с православием (и староверы, и «нововеры»), поляки -  с католицизмом, многие восточные народы -  с исламом или буддизмом.
Не сковывает ли это свободу людей в выборе религии, свободу вообще? Нет, так как отказаться от религии (почему? зачем? как?) легче, чем войти в большую семью верующих. Перейти из одной религии в другую легче (?!), чем стать неверующему религиозным. Воспитывая детей в заветах определённой религии или вероучения, мы делаем их более свободными в выборе веры (??), чем тогда, когда даём им безрелигиозное воспитание, ибо отсутствие чего-то всегда обедняет человека, а от богатства легче отказаться, чем его приобрести. Религия же – именно богатство. Религия обогащает представление о мире, позволяет верующему ощутить значительность всего происходящего (!!), осмысливает жизнь человека, объединяет людей в выполнении определенных (!) религиозных обычаев (!!), обрядов (!), таинств (!!!), составляет самую убедительную основу нравственности.
Без религии всегда остаётся соблазн эгоизма, соблазн замкнутости (!!) в своих личных интересах».

Как это водится, начну с конца. Именно религии, перечисленные Лихачёвым или оставшиеся за кадром, являют такой яркий феномен, как коллективный эгоизм и конфессиональная замкнутость, если  современный культурный формат Божьего гуманизма не вводит их в пространство проповеди, диалога, не прививает человеку с ранних лет любви к истине (Истине), о которой Лихачёв очевидно никогда и не слыхивал. Его ребёнок воспитывается (!) во внешней обрядовой семейственности и, соответственно, выпархивает из гнезда, столкнувшись с наукой таких вот религиозных дарвинистов, гуманистов, как Лихачёв. Он легко, по Лихачёву, отказывается от «своей» религии, легко теряет своё богатство, чтобы быть нищим свободы и знания ради.
Только узколобый гуманист не учёл одного условия: человек становится верующим, только убеждаясь (!) в своей вере, которая зарождается проповедью, начала действия которой – именно то, с чего Лигачёв начал и что он так решительно отфутболил. А убедиться - значит испытать на собственном опыте, «на своей беде», и в нравственном, и в  познавательном, и – что очень важно – мистическом смыслах.

СТАЩИЛИ МЫ ОВЕЧЬЮ ШКУРУ С СЕГО ГЛУПОГО И ДРЯХЛОГО, ДРЯХЛОГО, КАК ВЕСЬ ЕГО ГНИЛОЙ БЕЗБОЖНЫЙ ГУМАНИЗМ, ВОЛКА!

А. Михаил. 2 декабря 2021 года.


Рецензии