Обида коллекционера. Из Цикла Байки о художниках
Большая (65х135см), светлая и по краскам, и по настроению, близкая мне по «локации» изображённого: зимний день на тихой улице в легендарном Академгородке. Год создания произведения-1967-прибавлял и «краеведческой» ценности. Писано широко и мазисто, говоря языком живописцев. Мазки наложены почти со скульптурной рельефностью, с передачей рефлексов.
Из-за приличных размеров картины мы долго не могли найти ей место на стенах и без того «перегруженной» живописью квартиры. Так и сяк пытались приспособить.
Когда место было выбрано, собрался я отвезти картину в багетную мастерскую, чтобы подобрать достойную раму.
При этом заметил, что красочный слой местами стал отслаиваться и осыпаться.
Что такое? Почему?
Проконсультировался у специалистов.
Оказалось, что виной всему - выбранная склонным к новаторствам художником Рожковым техника «энкаустика», то есть использование вместо масла -для растворения пигментов- горячего воска.
-Процесс в любительских условиях не остановить, -приговор знатоков был неумолим, -Реставрация очень сложная и вам не по карману.
Пожаловался я своему давнему знакомому и безусловному авторитету Вениамину Карповичу Чебанову, Народному художнику России.
Попросил рассказать о художнике Рожкове.
Мэтр рассказал, что был близко знаком с ним, даже дружил с ним (оба они были фронтовики), и что профессиональные недостатки свои Евлампий пытался часто компенсировать разными «новациями», то смешивал техники, то прямо не дописывал картины, теряя интерес на половине работы. А то вот пробовал «энкаустику».
-Зачем это? - спрашивал я его, Евгений.
-А он что отвечал?
-А, отмахнётся, да и опять за своё. И меня ещё подбивал попробовать. Новатор, -с горькой иронией сказал мэтр-баталист Чебанов.
Решение пришло непросто: - Передать картину профессионалам.
Созвонился с Новосибирским Художественным музеем. Приняли они с готовностью мой дар. Поблагодарили.
Прошло несколько лет.
Увидел я анонс юбилейного вернисажа в НХМ:
26 ноября 2020
Выставка «Сибиряк»: к 100-летию новосибирского художника Евлампия Рожкова
В художественном музее 26 ноября открывается выставка к столетию новосибирского художника Евлампия Захаровича Рожкова (1920-1993), на которой будут представлены работы из фондов музея
Художественное наследие Евлампия Захаровича Рожкова, хранящееся в фондах музея, составляет чуть более двух десятков работ разного уровня.
Искренне обрадовался я за полузабытого художника.
Из краткой архивной биографии известно, что родился он в селе Островское Кемеровской области, жил в Новосибирске с 1932 года, в 1939-м году поступил в Омский художественный техникум. Закончить его помешала война. Воевал с 1942 по 1945 годы. Демобилизовался в 1946-м в звании младшего сержанта. В 1949 году окончил четвертый курс Костромского художественного училища. Доучиваться именно в Костроме решили еще несколько наших художников-фронтовиков — А.А. Пятков, П.Л. Поротников, А.С. Тришин, А.А. Юзенас, В.И. Копаев. Там преподавал и сохранял великую русскую школу передвижников их ученик — Николай Павлович Шлеин.
Затем Рожков поехал учиться в Московский институт прикладного и декоративного института, но через полгода в 1950-м вернулся в Новосибирск из-за тяжелой болезни. С сожалением отмечают знатоки и искусствоведы, что незавершенность в обучении профессии повлияла на всю его творческую судьбу.
Кооперативное товарищество «Художник», куда Рожков поступил на работу, отвечало за внедрение советской идеологии в массы трудящихся. Художники товарищества изготавливали портреты вождей, писали тематические картины о героическом труде советского народа и оформляли город к праздникам. Чтобы быть исполнителем такой идеологической программы нужны особые качества характера. Рожков этими качествами не обладал.
Радостный и цельный период жизни Евлампия Захаровича Рожкова начался со строительства Академгородка. Вместе с домами и институтами «строились» семьи, рождались дети. В научной и культурной атмосфере шел духовный рост людей, попавших в этот уникальный центр мысли и свободы. В картинной галерее при Доме ученых проходили выставки художников, которых не осмеливались выставлять центральные музеи.
Художественным образованием детей Академгородка занялась группа художников, в которую вошел Е.З. Рожков. Их метод обучения состоял не в рисовании с натуры по твердым правилам анатомии и перспективы, а в раскрытии образа. Педагоги воспитывали в детях свободу самовыражения, тактично помогали преодолевать трудности рисунка и живописи. Этот метод был близок Рожкову. Его пейзажи Академгородка того периода тому подтверждение.
Подаренная мной музею картина «Сквозь берёзы» относилась именно к этому счастливому периоду.
Естественно, она была в центре внимания публики на вернисаже. Отреставрированная, подновлённая, жизнерадостная.
Подошёл я поближе, склонился над табличкой с названием. Прочитал. Обиделся.
Ожидание, немного тщеславное, увидеть свою фамилию после слова «Дар», - увы не оправдалось.
Возвращался я с выставки в сложных чувствах.
А потом решил:-Ну, и Бог им судья. Меня не убудет. Хорошо, что картина достойного человека возвратилась в художественный обиход.
Свидетельство о публикации №221120201568
Валентина Григорьева 4 05.01.2022 04:54 Заявить о нарушении
Желаю Вам всего доброго в наступившем году.
Евгений Прокопов 05.01.2022 14:51 Заявить о нарушении