Художник Надя Рушева

  Её уже начали и забывать. Но всё равно боль осталась. Нам всем жребий измерен. У кого-то он очень длинный. А тут бедная Надя ушла так рано. В семнадцать лет. Ну зачем такое несчастье случилось с этой талантливой девочкой. Бог дал ей не малый талант и дал так мало время на его реализацию. Хотя то, что она успела сделать, это тоже было не мало. И свой след в истории живописи она оставила.

      А родилась она очень далеко в 1952 году.  Даже вне пределов СССР. В столице Монголии Улан-Баторе. Родители там пребывали по долгу службы. Папа -  художник-декоратор Н.К. Рушев. Мама – первая тувинская балерина Н. Ажикмаа-Рушева. Девочку нарекли монгольским именем Найдан по совету одного друга семьи.  В переводе это означало вечно живущая.

   Крепкая, интеллигентная семья. В том же году семья с крохотной девочкой переехала в Москву.
 
     Да, девочка росла в особой обстановке. Не сказать, чтобы очень. Но все-таки. Однако выпендрежа какого-то в её характере не было. Наоборот. Это была тихая, стеснительная девочка. И как странно, родители не очень-то заботились об её образовании. Никаких спецсадов. Никаких спецшкол.  Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать.

    Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. До этого  Надю водили в детский сад при заводе «Шарикоподшипник». Надя пела в хоре, участвовала в групповых танцах, полюбила стихи, лепила из пластилина, клеила аппликации и игрушки.
.
   В школе Надя  впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. И рисовать тоже. Она приходила после школы усталой.  Но всё же находила время и по полчаса в день после уроков на рисование.

   Всё как у всех. Она научилась читать и писать только в школе. Но зато рисовать она уже начала с самых первых её лет.
 
     Здесь удивительная история. Талант – это ведь нечто, данное от Бога. Врождённое. Звезды сошлись. ДНК таким строем настроило всё её внутренне человеческое существо. Она стала рисовать задолго до того, как научилась читать. Не забудем и то, что папа был художником декоратором. Мысль её и чувство моментально отображалось у неё на бумаге карандашом.   А её не учил рисовать даже и папа.
 
     Как и любой ребёнок девочка любила сказки. Особенно тогда, когда ей эти сказки читают вслух. Вот так однажды читает дочке отец сказку Пушкина «Сказку о царе Салтане». Хорошо читает. С выражением.  Чудная сказка. А девочка сидит рядом и что-то быстро  чертит в своём альбоме. Кончил папа читать и посмотрел, что же она там начертила. Посмотрел и подивился. Она нарисовала иллюстрации к прочитанному. Тридцать шесть (36) иллюстраций. Попробуйте сделать что-то похожее. Даже близко не получится. А у Нади получилось. Причем так было не впервой. Когда папа начинал читать, девочка убегала в другую комнату и возвращалась скоро с альбомом и карандашом. Девочка рисовала.  Папа художник не мог не заметить такую необыкновенную способность.

 Он показал ее готовые картинки своим коллегам.  Они изумились и единогласно сделали вывод, что у Нади есть необычайный талант. С этого момента отец девочки решил во что бы то ни стало заняться её развитием.

   Надо было, чтобы имя девочки стало известным. И папа всё сделал, чтобы организовать выставку творчества Нади. Художники профессионалы хорошо знают, как это не просто пропихнуть свою персональную выставку. А тут ребёнок. И вот представьте себе состояние девочки, которая видит свои рисунки на стенах  и видит,  как взрослые дяди и тёти  приходят их посмотреть. Простота линий, легкость  и точное выражения чувства поражала их воображение.   Сколько радости и положительных эмоций принесла выставка  пятикласснице.  Получается так, что рисовала она всё это не только для себя, для своего удовольствия, но и на радость другим.

        Журнал «Юность» опубликовал небольшую статью о юной и самобытной художнице и поместил несколько рисунков. О Наде заговорили. Удивление и восторг – вот что звучало в каждом высказывании, в каждой публикации об этой талантливой девочке.

   А она смущалась и терялась от этой так неожиданно свалившейся на нее славы. Во время одного из первых интервью Надя совсем по-детски смутилась, расплакалась от смущения и убежала. Известность ее тяготила. Стремления к популярности в ней не было совсем.

     Мы знаем детей вундеркиндов во многих областях. В математике, музыке, спорте. Но чтобы в живописи …  Да многие великие художники уже в детстве любили рисовать. Да почти все. Это было всегда только начало долгого пути постижения искусства живописи. Я говорю о настоящих художниках, а не о шарлатанах типа Малевича.
 
    Да, Надю никто рисовать не учил. Она сама научилась Бог её в темя поцеловал и водил её рукой с карандашиком в руке. Друзья посоветовали папе и впервые была организована первая персональная выставка Нади. А ей только 12 лет. Она учится в пятом классе.   Выставка была организована с подачи и с помощью Журнала «Юность», в котором были опубликованы рисунки Нади.
 
     У неё была интересная техника рисования. Они никогда не делала эскизов. Всё набело с чистого листа. И никакой стирательной  резинки. Она сама это объясняла так.   «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки».

    И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

                *****
     Пришла известность и даже слава. Но в жизни у неё ничего не переменилось.  Всё так же, как и всегда. Она ходит в школу, делает домашние задания и отвечает у доски. Никакого зазнайства. А ведь это надо пережить. Я имею в виду славу и медные трубы. Не простое испытание для психики ещё по сути ребёнка.

       Она, как и все на переменках прыгает через веревочку в школьном дворе. И при этом много читает. Читает книги, которые в её возрасте дети обычно не читают Но она не просто читает, но она и рисует, иллюстрирует прочитанное. В 13 лет она создает целую серию рисунков, посвященных поэме «Евгений Онегин». Повторяю, в 13 лет.
 
   Как она смогла? Она создала изображение главных персонажей в соответствии с их эпохой. То есть с миром, которого она не могла знать. Она рисовала, повторяю, простыми линиями в такой простой карандашной технике. Такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.  Ведь когда мы смотрим на известные литературные персонажи , мы хотим видеть их такими, какими хотим. И у нас нет возражений, когда мы видим рисунки Нади.

                *****
     В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства. Рейтинг девочки после выставок стал очень высок.

   Раз за разом организуются новые выставки . За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись не только в нашей стране, но и за границей.  В Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. А очереди на её выставки у нас как к самому Илье Глазунову.
 
    Среди картин Надюши были иллюстрации и к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

    А ещё она прочла «Мастер и Маргариту" Прочла, когда находилась в знаменитом лагере «Артек». Как в 15 лет суметь так точно передать глубину чувств и психологию главных персонажей всем известной книги, для меня лично это загадка. Загадка и для Елены Сергеевны Булгаковой, жены писателя. Она увидела иллюстрацию посвящённую встречи Берлиоза, Бездомного с Воландом возле Патриаршего пруда. И она оставила свой автограф: «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву».

     А Надя любила ещё и балет. Не забудем, что её мама была профессиональной балериной.
 
      Маленькая Надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Да и как не полюбить после этого балет. Она уже прочла к этому времени «Анну Каренину». А музыка для этого балета не была ещё написана.А Надя уже нарисовала иллюстрации к нему.
 
     Тоже удивительно. Я ведь имею отношение к школе. И к детям разных возрастов. И я не вижу ни одного из сверстников Нади, которые прочли бы этот мировой роман. Надя прочла и, как водится, сделала к нему иллюстрации. А потом её захватил другой роман Толстого, «Война и мир».

     И представьте себе,  именно за этот  роман она получила двойку по литературе. Я думаю так, что мало кто в её классе прочел этот объемный роман в классе. А она прочла. Я вот тоже много читал в школе. Часто во время уроков. И выше тройки по литературе не получал. Как я теперь догадываюсь, наша училка – такая дородная тётка средних лет – не любила не столько мои сочинения, сколько меня самого. Бог с ней. На её совести. Да и жива ли она сегодня, тоже вопрос.
 
   Вот видимо и у Нади была такая тётка от литературы.  А почему Надя получила двойку? Видимо, потому,  что её размышления никак не совпадали с общепринятыми. Вот прочтите, как сама Надя выразилась по поводу разногласий с дамой, попытавшейся учить её жизни:
 
«Какой же он герой, – спорила она с преподавателем по литературе о личности Андрея Болконского, – если отец запретил ему жениться, если он подверг любимую Наташу годичному испытанию и при первой же ошибке – вернул ее письма… Это не по-рыцарски. Он – храбр, но это долг каждого солдата. А вот Пьер – он герой! Никто не призывал его на Бородинское сражение, в самое пекло, на батарею Раевского! Никто не упрашивал его спасти ребенка из огня и женщину от грабителя-француза. За это он под расстрел угодил… И когда Наташе было очень плохо, то он один ее поддержал. Друзья познаются в беде…»   А теперь судите сами, так ли уж Надя была неправа.
                *****
      Надя заканчивает школу. Цель и задача уже поставлены. Она хочет поступить во ВГИК. Она хочет стать художником – мультипликатором.
 
       Она хотела увидеть, как оживут на экране рожденные ее фантазией образы героев легенд и мифов древней Греции. Она рисовала кентавров, в набросках уже было много сюжетов. Дело было за малым – нужно было поступить в институт. Да её можно было уже принимать без всяких экзаменов. Какие вопросы1

Ей только семнадцать лет!  Представьте состояние девочки. Скоро, совсем скоро начнётся настоящая взрослая жизнь.  Жизни самое начало. Всё  только начинается. Впереди время, всё наполненное творчеством. А уже многое и сделано. Она, несмотря на юный возраст, уже известна. Ее работами восхищаются известные метры, и все в один голос пророчат ей блестящее будущее.

     Беда пришла внезапно. Горе неизбывное. В конце февраля 1969 года киностудия "Ленфильм" пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках. Снимали фильм о ней самой и о её творчестве.  Она впервые в этом прекрасном городе.  Это  были одни из самых прекрасных дней в жизни юной художницы. Прогулки по городу. Невы державное течение. Памятники чудесные архитектуры. А сколько музеев разных. И первое место – Эрмитажу. А для неё, как художнице,  просто кладезь впечатлений и вдохновения. И всё это впервые. Я сам был в Петербурге – Ленинграде множество раз. Мне это всё очень знакомо. Словом, люблю тебя – Петра творения. Необыкновенные дни.
 
А потом в начале марта Надя вернулась в Москву домой.  Утром 6 марта Надя одевалась в школу, и вдруг без сознания упала на пол. Ее ошарашенный отец обежал всю квартиру, но ни у кого не было телефона, и тогда он побежал в ближайшую больницу за помощью. Но девушка так никогда больше и не пришла в сознание. Через несколько часов она умерла на операционном столе. Как пояснили потом врачи - из-за врожденной аневризмы сосуда головного мозга, которую в 60-е годы прошлого века еще не умели лечить. Эта аневризма сосуда мозга – редкая аномалия. Девочка была обречена, ничего не зная об этом. Сосуд этот не мог однажды не лопнуть. Он и лопнул.

                *****
     Прошло время. Прошли годы. Много лет. А Надя всё-таки не забыта. Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках.  Они приезжают к нам и  удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, "Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!" - говорят японцы.

     А осталось ещё и огромное художественное наследие. Более 12 тысяч рисунков. Они разошлись по всему миру в разные музеи и частные руки. Состоялось множество выставок в разных странах и городах. Япония, Германия, США, Индия, Монголия, Польша и многих других.
   
     Школа, в которой она училась, носит её имя. Вот я знаю одну школу в Москве. Я преподаю в ней французский язык. Эта школа носит имя художника Поленова. Потому как этот художник, можно сказать, обессмертил её только тем фактом, что написал одну картину. А на картине изображена церковь Спас Преображения на Арбате.  Та самая, которую мы видим на картине «Московский дворик». А французская  школа в те времена ещё не была  построена. Она стоит сегодня прямо к притык к церкови. В 10 метрпх.Потому и называется школа имени Василия Поленова.

     А в нашем случае сама художница провела в стенах своей школы много лет. Поэтому и назвали её именем Нади Рушевой. 

 Один из кавказских хребтов тоже носит  имя Нади Рушевой. В 1982 году была открыта новая планета. Астрономы записали ее под номером 3516 и дали ей имя – Надя Рушева.   Надя в своем дневнике однажды написала: «Лучшее средство от бессмертия — талант».


Рецензии
Очень признательна Вам, Геннадий, за эту прекрасную статью о юной художнице Наде Рушевой. Я жила в Республике Тыва с 1973 по 2013 годы. Там нет человека, который бы не знал её имя. Там тогда был журнал " Кадын", который издавался на русском,тувинском и английском языках. В одном из номеров есть и моя статья на английском языке об этой гениальной девочке. В Музее города Кызыла постоянно проводятся выставки ее изумительных рисунков. Я рада знакомству с Вами.
Творческих Вам успехов.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   31.12.2021 03:28     Заявить о нарушении
Доброе утро. Да, Надя есть и никуда она уже не уйдёт. Она осталась в своих работах. В них вся её человеческая суть. Вся она такая, какой создал её Бог. И это очень хорошо. Всего Вам хорошего в Новом году. А можно почитать и ещё кое что из моих работ о художниках и их картинах. Думаю так, что есть в них что-то интересное. До не давнего времени я работал в Третьяковской галерее. Сегодня не работаю. Из-за Ковида.

Геннадий Мартынов   31.12.2021 08:35   Заявить о нарушении
С удовольствием почитаю и другие Ваши работы. Бывая в Москве часто до 2000 года, всегда находила время, чтобы посетить Третьяковскую галерею.
С наступающим Вас Новым Годом. Крепкого Вам здоровья, радости,творческого вдохновения и успехов.
С уважением. Галина.

Галина Гостева   31.12.2021 16:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.